ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата: 21.09.2021 Урок №12 Класс: 2
Тема: «Заглянем в кладовые Земли»
Цель:
- образовательная: дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
- развивающая: развивать логически-связную речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Тип урока: комбинированный
Материалы и оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, презентация «Кладовые Земли», лупы, коллекция камней (гранит), модели созвездий. УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс (1 часть), Рабочая тетрадь 2 класс. Часть 1, Тесты, 2 класс – Плешаков А. А., кроссворд.
Этапы урока:
1. Организационный этап (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (ранее усвоенных знаний) (6 мин)
3. Постановка темы и целей урока (3 мин)
4. Восприятие и осмысление знаний (20 мин)
5. Динамическая пауза (1 мин)
6. Обобщение и систематизация знаний (10 мин)
7. Итог урока. Выводы по уроку (3 мин)
8. Домашнее задание (1 мин)
Список литературы:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2015
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2016
3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы // Просвещение - М., 2018
4. Плешаков А., Гара Н., Назарова З. "Школа России. Окружающий мир. Тесты. 2 класс"// Просвещение - М., 2012
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап Психологический настрой | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эсбет Мурадалиевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, присаживайтесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку. А теперь все посмотрите на меня, сядьте правильно. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Организуют рабочее место. |
2.Проверка домашнего задания Словесный: подводящий диалог; Практический: работа с тестом | - На прошлом уроке мы любовались красотой неба. Говорили о звездах, которые украшают наше небо над головой. Дома вы должны были найти информацию о созвездиях, подготовить небольшое сообщение о своем знаке зодиака. Кто хочет рассказать об этом? (сообщения учащихся) - О каких двух ярких звёздах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ригель, Бетельгейзе) - Кто из вас смоделировал созвездия? Расскажите о них. Выставка фрагментов из пластилина звездное небо (на доске) -Как вы оцениваете свою работу? Как вы, ребята, её оцениваете? -Молодцы! А теперь откройте свои тесты на странице 14-15 и выполните их. Вам дается на выполнение тестов 3 минуты, после чего в открытом виде сдаем их на заднюю парту. | Рассказывают о зодиакальных созвездиях, показывают модели созвездий из пластилина, дают оценку и самооценку, работают с тестами по теме «Звёздное небо» |
3.Постановка темы и целей урока Словесный: учебный диалог | - Мы продолжаем наше путешествие, будем открывать новые тайны нашей Земли. А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Отгадайте загадки. -Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, оставляет белый след. (Мел) -Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) -Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобиться сразу. (Глина) -Хорошо! Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Прочитайте тему урока на с.44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.) -Какие вопросы у вас возникают? (Какие богатства находятся под землей? Как называются эти богатства? Из чего они состоят?) -Какие цели мы поставим на урок? (Ответы детей) А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике. | Слушают учителя Отгадывают загадки Отвечают на вопросы Определяют тему урока, ставят цели урока |
4. Восприятие и осмысление знаний Словесный: слово учителя Практический: работа с учебником и рабочей тетрадью | - Вспомните, с какими камнями мы познакомились в прошлом учебном году. (С известняком, гранитом, кремнем) - С помощью чего мы определяли их названия? (С помощью атласа-определителя) - Отгадайте, о каком из знакомых вам камней идёт речь Он очень прочен и упруг, Строителям - надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (Гранит) - Что вы можете сказать об этом камне? (Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве) - Как добывают полезные ископаемые? Показ иллюстраций с изображением разных способов добычи полезных ископаемых - Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? (Когда человек спускается в шахту) - Как вы думаете, почему? (В шахте может произойти обвал) - Совершенно верно. В шахте (показ иллюстраций) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. - Неживая природа состоит из горных пород и минералов. Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно. - Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит. - Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал. - Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы. - Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. -Я уже сказала, что все горные породы состоят из минералов, но более подробно про них давайте прочитаем в учебнике на странице 45. Кто может прочитать? - Чем же минералы отличаются от горных пород (полезных ископаемых)? - Для этого проведем небольшое практическое исследование. - Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы. - Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. - Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. - Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда. - Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит. - Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках? - Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый. - Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым? - Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита. - Чем отличаются горные породы от минералов? (Полезные ископаемые, которые не являются однородными по составу, и состоящие из нескольких минералов называются горными породами. Минералы - однородны по составу) - Где используют богатство земных кладовых? - Дома выпишите из текста учебника примеры горных пород (стр. 33 №2) или подготовьте выступление об 1 – 2 камней. Где можно взять информацию? (интернет, библиотека, атлас-определитель) | Слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с атласом-определителем в парах, учатся работать сообща. Работают с учебником с.44, закрепляют знания о составе гранита, знакомятся с другими полезными ископаемыми. Работают с рабочей тетрадью. Определяют, чем отличаются минералы от горных пород. Рассматривают полезные ископаемые с помощью лупы, смотрят презентацию до конца. Дают оценку своей работе. |
5. Динамическая пауза | - Давайте встанем и немного разомнемся. Потрудились-отдохнем Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед Влево, вправо поворот Три наклона, прямо встать Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили Всем улыбки подарили | Выполняют элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем или одноклассниками |
6. Обобщение и систематизация знаний Наглядный: образцы минералов Практический: разгадывание кроссворда | Чтение и обсуждение статьи «Моя коллекция» Примерные вопросы (вопросы задаёт учитель и дети сами придумывают вопросы):
- У нас в классе есть ученик, который тоже собрал свою коллекцию камней. Сейчас он нам немного расскажет о ней. Разгадывание кроссворда на закрепление нового материала - А сейчас я вам раздам листочки с кроссвордом. Вопросы к нему вы можете посмотреть на слайде. По горизонтали: 1. Горная порода, которая в переводе с латинского означает «зерно» (гранит) 4. Полупрозрачные зёрна. (кварц) 5. Чёрные блестящие зёрна. (слюда) По вертикали: 3. Цветные зёрна. (шпат) 2. Из них состоят горные породы. (минералы) На задание у вас есть 5 минут. Не забудьте подписать. Молодцы! | Работают со статьёй «Моя коллекция», учатся составлять вопросы по прочитанному, знакомятся с коллекцией полезных ископаемых одноклассника. Слушают задание учителя. Выполняют задание по пройденному материалу. Самостоятельная работа |
7. Итог урока. Выводы по уроку. | - Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли? - Что нового и интересного узнали? - А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете? - Из чего состоит гранит? Чем отличаются горные породы от минералов? - Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 учебника. -Поднимите руку, кто считает, что мы достигли этих целей | Подводится итог, обучающиеся проверяют свои знания, оценивают свою деятельность. |
8.Домашнее задание | Учебник, страница 44-47 читать Рабочая тетрадь, выполнить задания 2, 4 на странице 33-34. | Записывают домашнее задание в дневник |