Файл: Заглянем в кладовые Земли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата: 21.09.2021 Урок №12 Класс: 2

Тема: «Заглянем в кладовые Земли»

Цель:

- образовательная: дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.

- развивающая: развивать логически-связную речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Тип урока: комбинированный

Материалы и оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, презентация «Кладовые Земли», лупы, коллекция камней (гранит), модели созвездий. УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс (1 часть), Рабочая тетрадь 2 класс. Часть 1, Тесты, 2 класс – Плешаков А. А., кроссворд.

Этапы урока:

1. Организационный этап (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (ранее усвоенных знаний) (6 мин)

3. Постановка темы и целей урока (3 мин)

4. Восприятие и осмысление знаний (20 мин)

5. Динамическая пауза (1 мин)

6. Обобщение и систематизация знаний (10 мин)

7. Итог урока. Выводы по уроку (3 мин)

8. Домашнее задание (1 мин)

Список литературы:

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2015

2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1; Просвещение - М., 2016

3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы // Просвещение - М., 2018

4. Плешаков А., Гара Н., Назарова З. "Школа России. Окружающий мир. Тесты. 2 класс"// Просвещение - М., 2012
ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап


Психологический настрой

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эсбет Мурадалиевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, присаживайтесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку. А теперь все посмотрите на меня, сядьте правильно.

Приветствуют учителя.


Настраиваются на урок.
Организуют рабочее место.



2.Проверка домашнего задания

Словесный: подводящий диалог;
Практический: работа с тестом



- На прошлом уроке мы любовались красотой неба. Говорили о звездах, которые украшают наше небо над головой. Дома вы должны были найти информацию о созвездиях, подготовить небольшое сообщение о своем знаке зодиака. Кто хочет рассказать об этом?

(сообщения учащихся)

- О каких двух ярких звёздах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ригель, Бетельгейзе)

- Кто из вас смоделировал созвездия? Расскажите о них.

Выставка фрагментов из пластилина звездное небо (на доске)

-Как вы оцениваете свою работу? Как вы, ребята, её оцениваете?

-Молодцы! А теперь откройте свои тесты на странице 14-15 и выполните их. Вам дается на выполнение тестов 3 минуты, после чего в открытом виде сдаем их на заднюю парту.

Рассказывают о зодиакальных созвездиях, показывают модели созвездий из пластилина, дают оценку и самооценку, работают с тестами по теме «Звёздное небо»


3.Постановка темы и целей урока

Словесный: учебный диалог


- Мы продолжаем наше путешествие, будем открывать новые тайны нашей Земли. А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Отгадайте загадки.

-Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, оставляет белый след.

(Мел)

-Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

(Песок)

-Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобиться сразу.

(Глина)

-Хорошо! Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Прочитайте тему урока на с.44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

-Какие вопросы у вас возникают? (Какие богатства находятся под землей? Как называются эти богатства? Из чего они состоят?)

-Какие цели мы поставим на урок? (Ответы детей)

А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

Слушают учителя

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы
Определяют тему урока, ставят цели урока


4. Восприятие и осмысление знаний

Словесный: слово учителя

Практический: работа с учебником и рабочей тетрадью

- Вспомните, с какими камнями мы познакомились в прошлом учебном году. (С известняком, гранитом, кремнем)

- С помощью чего мы определяли их названия? (С помощью атласа-определителя)

- Отгадайте, о каком из знакомых вам камней идёт речь

Он очень прочен и упруг,

Строителям - надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

(Гранит)

- Что вы можете сказать об этом камне? (Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве)

- Как добывают полезные ископаемые? 

Показ иллюстраций с изображением разных способов добычи полезных ископаемых 

- Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? (Когда человек спускается в шахту)
- Как вы думаете, почему? (В шахте может произойти обвал) 
- Совершенно верно. В шахте (показ иллюстраций) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.
- Неживая природа состоит из горных пород и минералов. Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.

- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.

- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.

- Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.

- Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.

-Я уже сказала, что все горные породы состоят из минералов, но более подробно про них давайте прочитаем в учебнике на странице 45. Кто может прочитать?

- Чем же минералы отличаются от горных пород (полезных ископаемых)?

- Для этого проведем небольшое практическое исследование.

- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

- Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

- Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

- Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.

- Чем отличаются горные породы от минералов? (Полезные ископаемые, которые не являются однородными по составу, и состоящие из нескольких минералов называются горными породами. Минералы - однородны по составу)

- Где используют богатство земных кладовых?

- Дома выпишите из текста учебника примеры горных пород (стр. 33 №2) или подготовьте выступление об 1 – 2 камней.

Где можно взять информацию? (интернет, библиотека, атлас-определитель)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с атласом-определителем в парах, учатся работать сообща.

Работают с учебником с.44, закрепляют знания о составе гранита, знакомятся с другими полезными ископаемыми. Работают с рабочей тетрадью. Определяют, чем отличаются минералы от горных пород. Рассматривают полезные ископаемые с помощью лупы, смотрят презентацию до конца. Дают оценку своей работе.


5. Динамическая пауза

- Давайте встанем и немного разомнемся.

Потрудились-отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед

Влево, вправо поворот

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили

Выполняют элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем или одноклассниками

6. Обобщение и систематизация знаний

Наглядный: образцы минералов

Практический: разгадывание кроссворда


Чтение и обсуждение статьи «Моя коллекция»

Примерные вопросы (вопросы задаёт учитель и дети сами придумывают вопросы):

  • Сколько лет было автору, когда он стал собирать камни?

  • Какой камень ему чаще всего попадался?

  • Как нашли на чердаке коллекцию камней?

  • Какие камни находились в этой коллекции?

  • Что поразило автора при рассматривании коллекции?

  • Во что в дальнейшем выросла коллекция?

  • Как вы думаете, кем в будущем стал автор?

  • Что больше всего вас удивило в тексте?

- У нас в классе есть ученик, который тоже собрал свою коллекцию камней. Сейчас он нам немного расскажет о ней.

Разгадывание кроссворда на закрепление нового материала

- А сейчас я вам раздам листочки с кроссвордом. Вопросы к нему вы можете посмотреть на слайде.

По горизонтали:

1. Горная порода, которая в переводе с латинского означает «зерно» (гранит)

4. Полупрозрачные зёрна. (кварц)

5. Чёрные блестящие зёрна. (слюда)

По вертикали:

3. Цветные зёрна. (шпат)

2. Из них состоят горные породы. (минералы)

На задание у вас есть 5 минут. Не забудьте подписать.

Молодцы!

Работают со статьёй «Моя коллекция», учатся составлять вопросы по прочитанному, знакомятся с коллекцией полезных ископаемых одноклассника.

Слушают задание учителя. Выполняют задание по пройденному материалу. Самостоятельная работа

7. Итог урока. Выводы по уроку.


- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

- Что нового и интересного узнали?

- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

- Из чего состоит гранит? Чем отличаются горные породы от минералов?

- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 учебника.

-Поднимите руку, кто считает, что мы достигли этих целей

Подводится итог, обучающиеся проверяют свои знания, оценивают свою деятельность.

8.Домашнее задание


Учебник, страница 44-47 читать

Рабочая тетрадь, выполнить задания 2, 4 на странице 33-34.

Записывают домашнее задание в дневник