Файл: Методическая разработка внеурочного занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Нижегородский институт управления

Факультет «Высшая школа государственного управления»

Пояснительная записка к выпускной работе по теме

Методическая разработка внеурочного занятия

«Кибер-мошенничество: как не стать жертвой»

9 класс

Список слушателей, разработавших проект:

Соломатина Инна Владимировна

Преподаватель-организатор ОБЖ, МБОУ «Школа № 47»,

Советский район, г. Нижний Новгород

Махотина Елена Владимировна

Учитель информатики, МБОУ СШ № 30, г. Дзержинск

Скалин Михаил Петрович

Учитель экономики, МБОУ Красноватрасская СШ

Рязанова Татьяна Александровна

Учитель математики и информатики, МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85»

Беликова Татьяна Евгеньевна

МБОУ «Школа № 66»

Преподаватель-организатор ОБЖ, Московский район,

Проект допущен к защите

Старший методист РМЦ___________Н.А. Мартынова
Нижний Новгород, 2020г.
ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в эпоху стремительного развития технологий. Интернет открывает невероятные возможности для общения, развлечений и поиска товаров и услуг. К сожалению, вместе с ускорением темпа роста новых технологий так же быстро начало расти и число преступлений, связанных с использованием сетевого доступа. Мошенничество в Интернете, кибер-мошенничество является современной разновидностью традиционного мошенничества. Самой уязвимой «аудиторией» мошенников являются подростки.
Современные школьники нередко заинтересованы в заработке, нацелены на получение быстрой прибыли, а потому часто рискуют оказаться в роли потерпевших. Ребята часто общаются в социальных сетях, заходят на различные сайты, где могут столкнуться с анонимными мошенниками, принимая их за «добрых друзей». Многие из них достигают в этом возрасте совершеннолетия, перед ними открываются большие возможности, а потому необходимо учиться ответственному и бережному обращению с документами и денежными средствами, критически относиться к финансовым просьбам, а также учиться распознавать «виртуальные ловушки».

Поэтому очень важно совместить усилия школы и родителей и помочь им адаптироваться в сложном и запутанном мире денег и интернета. Именно поэтому актуальным становится разработка и проведение мероприятий для школьников старших классов на тему «КИБЕР-МОШЕННИЧЕСТВО: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Общая характеристика занятия:

Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1 / 1

Тип занятия: классный час

Методы и приемы: проблемное обучение, групповая работа, ИКТ-технологии, технология критического мышления.

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:

ПК с выходом в интернет – 10 шт., личные смартфоны, мультимедийный проектор, интерактивная доска, бумага, маркеры, шаблоны для работы в группах.

Базовые понятия и знания: финансовое мошенничество, финансовые риски, фишинг, фарминг, вишинг.

  1. Педагогическая характеристика занятия:

Цели занятия: достижение не менее 85 % обучающихся освоения темы (основные понятия, модель поведения в условиях потенциальных финансовых рисков);

Метапредметные образовательные результаты

  • реально оценивать свои возможности, распознавать и предвидеть действия Интернет-мошенников.

  • умение работать в команде

  • безопасное использование информационно-коммуникационных технологий


Личностные образовательные результаты

  • понимание личной ответственности за решения, принимаемые в условиях потенциального риска мошенничества

  • развитие критического мышления по отношению к рекламе финансовых продуктов и услуг

  • понимание необходимости защиты личной информации, в том числе в сети Интернет

  1. Методическая характеристика мероприятия:

Этапы занятия, время


Содержание деятельности учителя.

Содержание деятельности обучающихся.

1.Организационный этап.

( 1 мин.)


Проверяет готовность обучающихся.

Приветствует обучающихся.


Проверяют готовность к классному часу.

Приветствуют учителя.

2.Мотивационный этап.

( 5 мин.)

Предлагает пройти опрос, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвигают тему классного часа и его цель.

Проходят опрос (через Интернет) (см. Приложение 1), обсуждают тему классного часа, его цели, пытаются самостоятельно их сформулировать.

3. Основной этап

(10 мин.)

(15 мин.)

(10 мин.)

Проводит беседу с показом презентации, предлагает дать определение понятиям «мошенничество», «финансовое мошенничество», «финансовые риски», «фишинг», «вишинг», «фарминг». Используется метод «мозговой штурм». Корректирует ответы обучающихся и дает толкование данных определений.

Организует распределение по группам. Оказывает консультативную помощь по созданию информационного продукта (см. Приложения 2 - 4)

Организует работу обучающихся.

Демонстрируют усвоение знаний в ходе беседы по вопросам, приводят примеры.

Работа в группах. Составление памяток, «карт разума», буклетов, плакатов на тему «Правила безопасного поведения: как не стать жертвой интернет-мошенников».
Представление информационного продукта


4. Подведение итогов и рефлексия

(4 мин.)

Учитель подводит итоги, задает вопросы по изученным понятиям.

Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на занятие. Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили (интересно, трудно, бесполезно)

(см. Приложение 5)


Методика оценки педагогической эффективности занятия
Вопросы для педагогической рефлексии:

  • Удалось ли раскрыть основные понятия классного часа, достигнута ли цель?

  • Все ли справились с заданием, возникли ли затруднения?

  • Проявился ли интерес обучающихся к данной теме?

  • Рационально ли было использовано время на различных этапах?

Критерии оценки эффективности занятия:

  • Оценка активности и уровня сплоченности микрогрупп;

  • Соответствие выполнения творческого задания теме и правилам создания.

  • Практическая значимость занятия для обучающихся (Упражнение «Продолжи фразу…»)


Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися


Этап

Метод

Тип заданий контрольно-измерительных процедур

Организационно-мотивирующий этап

Проблемный, общее обсуждение

Проблемная задача о финансовых рисках, онлайн опрос

Основной этап

Работа в группах Формирование коммуникативных навыков, публичные выступления

Составление памяток, карт разума, листовок, плакатов, буклетов.

Этап подведения итогов классного часа и рефлексия

Анализ и сравнение

Обучающиеся должны сделать выводы о правилах поведения в Интернете

Упражнение «Продолжи фразу»



Заключение

Каждый из нас как потребитель финансовых услуг, предлагаемых с использованием современных онлайн технологий и сервисов, должен понимать существующие риски и возникающие вызовы со стороны Интернет-мошенников. Современные технологии создают не только возможности, но и серьезные угрозы, основанные на доверительном и легковерном отношении потребителя финансовых услуг. Многообразие приемов заставляет обращать внимание на поведение подростков, находящихся в зоне особого риска в силу отсутствия жизненного опыта и возрастных особенностей поведения. Важно выработать стандарты грамотного поведения обучающихся в ситуациях финансовых рисков и мошенничества, чтобы успешно противостоять им и отстаивать свои интересы.


В ходе данного классного часа будут рассмотрены такие понятия как финансовое мошенничество и его основные формы, которые используют мошенники для получения доступа к сервисам с защищенной личной информацией. Обучающиеся рассмотрят возможные жизненные ситуации, которые использовали и используют в своих целях мошенники, систематизируют и закрепят способы распознания финансового мошенничества и принятия оптимальных решений в условиях сомнительных предложений финансовых услуг и коммуникаций.

По итогам классного часа будут изготовлены памятки, интерактивные карты разума, листовки на тему «Как не стать жертвой мошенников?», которые можно распространить среди своих сверстников, а также родителей и близких родственников.

Таким образом, данный классный час поможет повысить уровень финансовой грамотности обучающихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл.

Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 кл.

Интернет – источники:

https://мвд.рф/document/1910260

http://nesoridengami.ru/moshennichestvo-v-internete/213-sms-moshennichestvo.html

https://vashifinancy.ru/child/articles/

https://77.xn--b1aew.xn--p1ai/PAMJATKI/internet

https://rocit.ru/knowledge/fraud

Приложения.

Приложение 1.

Онлайн-опрос



Приложение 2

Интерактивная-карта «Как не стать жертвой мошенников»

Интернет-приложение

Ссылка на примерный вариант карты-разума

Н а карте-разума отразите основные правила поведения в сети Интернет, чтобы не стать жертвой мошенников.

Приложение 3

На буклете отразите основные правила поведения в сети Интернет, чтобы не стать жертвой мошенников

Примерный буклет