ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Нижегородский институт управления
Факультет «Высшая школа государственного управления»
Пояснительная записка к выпускной работе по теме
Методическая разработка внеурочного занятия
«Кибер-мошенничество: как не стать жертвой»
9 класс
Список слушателей, разработавших проект:
Соломатина Инна Владимировна
Преподаватель-организатор ОБЖ, МБОУ «Школа № 47»,
Советский район, г. Нижний Новгород
Махотина Елена Владимировна
Учитель информатики, МБОУ СШ № 30, г. Дзержинск
Скалин Михаил Петрович
Учитель экономики, МБОУ Красноватрасская СШ
Рязанова Татьяна Александровна
Учитель математики и информатики, МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85»
Беликова Татьяна Евгеньевна
МБОУ «Школа № 66»
Преподаватель-организатор ОБЖ, Московский район,
Проект допущен к защите
Старший методист РМЦ___________Н.А. Мартынова
Нижний Новгород, 2020г.
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в эпоху стремительного развития технологий. Интернет открывает невероятные возможности для общения, развлечений и поиска товаров и услуг. К сожалению, вместе с ускорением темпа роста новых технологий так же быстро начало расти и число преступлений, связанных с использованием сетевого доступа. Мошенничество в Интернете, кибер-мошенничество является современной разновидностью традиционного мошенничества. Самой уязвимой «аудиторией» мошенников являются подростки.
Современные школьники нередко заинтересованы в заработке, нацелены на получение быстрой прибыли, а потому часто рискуют оказаться в роли потерпевших. Ребята часто общаются в социальных сетях, заходят на различные сайты, где могут столкнуться с анонимными мошенниками, принимая их за «добрых друзей». Многие из них достигают в этом возрасте совершеннолетия, перед ними открываются большие возможности, а потому необходимо учиться ответственному и бережному обращению с документами и денежными средствами, критически относиться к финансовым просьбам, а также учиться распознавать «виртуальные ловушки».
Поэтому очень важно совместить усилия школы и родителей и помочь им адаптироваться в сложном и запутанном мире денег и интернета. Именно поэтому актуальным становится разработка и проведение мероприятий для школьников старших классов на тему «КИБЕР-МОШЕННИЧЕСТВО: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-
Общая характеристика занятия:
Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1 / 1
Тип занятия: классный час
Методы и приемы: проблемное обучение, групповая работа, ИКТ-технологии, технология критического мышления.
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:
ПК с выходом в интернет – 10 шт., личные смартфоны, мультимедийный проектор, интерактивная доска, бумага, маркеры, шаблоны для работы в группах.
Базовые понятия и знания: финансовое мошенничество, финансовые риски, фишинг, фарминг, вишинг.
-
Педагогическая характеристика занятия:
Цели занятия: достижение не менее 85 % обучающихся освоения темы (основные понятия, модель поведения в условиях потенциальных финансовых рисков);
Метапредметные образовательные результаты
-
реально оценивать свои возможности, распознавать и предвидеть действия Интернет-мошенников. -
умение работать в команде -
безопасное использование информационно-коммуникационных технологий
Личностные образовательные результаты
-
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в условиях потенциального риска мошенничества -
развитие критического мышления по отношению к рекламе финансовых продуктов и услуг -
понимание необходимости защиты личной информации, в том числе в сети Интернет
-
Методическая характеристика мероприятия:
Этапы занятия, время | Содержание деятельности учителя. | Содержание деятельности обучающихся. |
1.Организационный этап. ( 1 мин.) | Проверяет готовность обучающихся. Приветствует обучающихся. | Проверяют готовность к классному часу. Приветствуют учителя. |
2.Мотивационный этап. ( 5 мин.) | Предлагает пройти опрос, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвигают тему классного часа и его цель. | Проходят опрос (через Интернет) (см. Приложение 1), обсуждают тему классного часа, его цели, пытаются самостоятельно их сформулировать. |
3. Основной этап (10 мин.) (15 мин.) (10 мин.) | Проводит беседу с показом презентации, предлагает дать определение понятиям «мошенничество», «финансовое мошенничество», «финансовые риски», «фишинг», «вишинг», «фарминг». Используется метод «мозговой штурм». Корректирует ответы обучающихся и дает толкование данных определений. Организует распределение по группам. Оказывает консультативную помощь по созданию информационного продукта (см. Приложения 2 - 4) Организует работу обучающихся. | Демонстрируют усвоение знаний в ходе беседы по вопросам, приводят примеры. Работа в группах. Составление памяток, «карт разума», буклетов, плакатов на тему «Правила безопасного поведения: как не стать жертвой интернет-мошенников». Представление информационного продукта |
4. Подведение итогов и рефлексия (4 мин.) | Учитель подводит итоги, задает вопросы по изученным понятиям. | Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на занятие. Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили (интересно, трудно, бесполезно) (см. Приложение 5) |
Методика оценки педагогической эффективности занятия
Вопросы для педагогической рефлексии:
-
Удалось ли раскрыть основные понятия классного часа, достигнута ли цель?
-
Все ли справились с заданием, возникли ли затруднения?
-
Проявился ли интерес обучающихся к данной теме? -
Рационально ли было использовано время на различных этапах?
Критерии оценки эффективности занятия:
-
Оценка активности и уровня сплоченности микрогрупп;
-
Соответствие выполнения творческого задания теме и правилам создания.
-
Практическая значимость занятия для обучающихся (Упражнение «Продолжи фразу…»)
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этап | Метод | Тип заданий контрольно-измерительных процедур |
Организационно-мотивирующий этап | Проблемный, общее обсуждение | Проблемная задача о финансовых рисках, онлайн опрос |
Основной этап | Работа в группах Формирование коммуникативных навыков, публичные выступления | Составление памяток, карт разума, листовок, плакатов, буклетов. |
Этап подведения итогов классного часа и рефлексия | Анализ и сравнение | Обучающиеся должны сделать выводы о правилах поведения в Интернете Упражнение «Продолжи фразу» |
Заключение
Каждый из нас как потребитель финансовых услуг, предлагаемых с использованием современных онлайн технологий и сервисов, должен понимать существующие риски и возникающие вызовы со стороны Интернет-мошенников. Современные технологии создают не только возможности, но и серьезные угрозы, основанные на доверительном и легковерном отношении потребителя финансовых услуг. Многообразие приемов заставляет обращать внимание на поведение подростков, находящихся в зоне особого риска в силу отсутствия жизненного опыта и возрастных особенностей поведения. Важно выработать стандарты грамотного поведения обучающихся в ситуациях финансовых рисков и мошенничества, чтобы успешно противостоять им и отстаивать свои интересы.
В ходе данного классного часа будут рассмотрены такие понятия как финансовое мошенничество и его основные формы, которые используют мошенники для получения доступа к сервисам с защищенной личной информацией. Обучающиеся рассмотрят возможные жизненные ситуации, которые использовали и используют в своих целях мошенники, систематизируют и закрепят способы распознания финансового мошенничества и принятия оптимальных решений в условиях сомнительных предложений финансовых услуг и коммуникаций.
По итогам классного часа будут изготовлены памятки, интерактивные карты разума, листовки на тему «Как не стать жертвой мошенников?», которые можно распространить среди своих сверстников, а также родителей и близких родственников.
Таким образом, данный классный час поможет повысить уровень финансовой грамотности обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл.
Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 кл.
Интернет – источники:
https://мвд.рф/document/1910260
http://nesoridengami.ru/moshennichestvo-v-internete/213-sms-moshennichestvo.html
https://vashifinancy.ru/child/articles/
https://77.xn--b1aew.xn--p1ai/PAMJATKI/internet
https://rocit.ru/knowledge/fraud
Приложения.
Приложение 1.
Онлайн-опрос
Приложение 2
Интерактивная-карта «Как не стать жертвой мошенников»
Интернет-приложение
Ссылка на примерный вариант карты-разума
Н а карте-разума отразите основные правила поведения в сети Интернет, чтобы не стать жертвой мошенников.
Приложение 3
На буклете отразите основные правила поведения в сети Интернет, чтобы не стать жертвой мошенников
Примерный буклет