Файл: Тема Сущность и основы построения бюджетной системы Понятие бюджетного устройства.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Сущность и основы построения бюджетной системы
2.2. Понятие бюджетного устройства.
2.4. Бюджетная классификация.
2.1. Сущность и структура бюджетной системы.
Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
− федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
− бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
− местные бюджеты, в том числе:
– бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
– бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Рис. 1. Бюджетная система Российской Федерации
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в экономике и социальных процессах.
Конституция Российской Федерации определила государственное устройство страны как федерацию, заложив тем самым и основы бюджетного устройства.
Важным шагом в совершенствовании правовых основ бюджетного устройства и бюджетного процесса явилось принятие и введение в действие с 1 января 2001 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации. Это позволило в значительной мере упорядочить ряд позиций в межбюджетных отношениях, а также вопросы формирования, исполнения и контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит нормы, определяющие ряд общих положений в области бюджетов и бюджетного процесса на уровне местного самоуправления.
Конкретизация вопросов бюджетного устройства и организации бюджетного процесса регулируется соответствующими законами субъектов Российской Федерации. В различных субъектах Российской Федерации могут приниматься законы о бюджетном процессе, которые включают и вопросы межбюджетных отношений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Консолидированный бюджет образуется не только на уровне страны в целом, но и на уровне субъектов Российской Федерации и даже на уровне муниципальных образований.
Рис. 2. Консолидированный бюджет Российской Федерации
Консолидированные бюджеты законодательными органами не утверждаются и по сути являются статистическим сводом бюджетных показателей.
Показатели консолидированного бюджета используются в бюджетном планировании, прежде всего при рассмотрении вопросов регулирования межбюджетных отношений в плане выравнивания бюджетной обеспеченности.
Кроме того, показатели консолидированного бюджета используются при составлении сводного финансового баланса, прогноза социально-экономического развития федерации или региона, а также при расчетах показателей бюджетной обеспеченности населения, территории или государства в целом.
Основные функции управления государством возложены на федеральный бюджет. Для выполнения данных функций, для обеспечения проведения государственной политики формируется федеральный бюджет.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта между отраслями экономики, регионами и социальными слоями общества.
На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов и мероприятий, связанных с обеспечением обороны и безопасности, правоохранительной деятельности, развитие науки, подготовка высококвалифицированных кадров.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Решение проблем экономики и социальной сферы посредством финансирования федеральных целевых программ также связано преимущественно с федеральными бюджетными средствами.
Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Расходные обязательства Российской Федерации включают в себя:
– обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
− функционирование федеральной судебной системы;
− осуществление международной деятельности;
− национальную оборону и обеспечение безопасности государства;
− государственную поддержку атомной энергетики;
− ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
− исследование космического пространства;
− содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;
− обслуживание и погашение государственного долга;
− пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней, государственного материального резерва;
− федеральную инвестиционную программу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации значительная часть государственных функций находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данное положение порождает и совместные финансовые обязательства. Бюджетный кодекс Российской Федерации определил, что совместно за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие расходы:
− государственная поддержка отраслей промышленности;
− обеспечение правоохранительной деятельности;
− научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
− обеспечение социальной защиты населения;
− обеспечение охраны окружающей природной среды;
− развитие рыночной инфраструктуры;
− обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
− обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов;
− обеспечение деятельности средств массовой информации;
− финансовая помощь другим бюджетам.
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации являются самостоятельными финансовыми институтами в республиках, краях и областях. Органы государственной власти субъектов самостоятельно, в соответствии с законодательством, определяют бюджетную политику, составляют, утверждают и исполняют региональные бюджеты.
Расходные обязательства субъектов Российской Федерации следующие:
− обеспечение функционирования органов государственной власти субъекта;
− обслуживание и погашение государственного долга субъекта;
− проведение выборов и референдумов субъекта Российской Федерации;
− обеспечение реализации региональных программ;
− формирование государственной собственности субъекта;
− содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъекта;
− оказание помощи муниципальным бюджетам;
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (бюджет муниципального образования).
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Деятельность и функции органов местного самоуправления определены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого в 1995 г. В 2003 г. была принята его новая редакция.
Местные бюджеты являются самостоятельным финансовым институтом муниципального уровня, органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством, формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации определены
следующие вопросы местного значения:
− содержание органов местного самоуправления;
− формирование муниципальной собственности;
− содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
− организация, содержание и развитие муниципального жилищного хозяйства;
− муниципальное дорожное строительство;
− благоустройство и озеленение территорий;
− организация утилизации бытовых отходов;
− содержание мест захоронений;
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1) единства бюджетной системы Российской Федерации;
2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
3) самостоятельности бюджетов;
4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
6) сбалансированности бюджета;
7) эффективности использования бюджетных средств;
8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9) прозрачности (открытости);
10) достоверности бюджета;
11) адресности и целевого характера бюджетных средств;
12) подведомственности расходов бюджетов;
13) единства кассы.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации