Файл: Тема Сущность и основы построения бюджетной системы Понятие бюджетного устройства.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов власти по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
− право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
− право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
− право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты;
− право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов);
− недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов и др.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств,
формирование налоговых и неналоговых доходов региональных и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников, финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством.
Принцип прозрачности (открытости) означает:
− обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что бюджетополучатели вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной
власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местного самоуправления за пределами соответствующей территории, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
2.4. Бюджетная классификация.
Важную роль в нынешних условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный сохранить целостность бюджетной системы, при наличии относительно самостоятельных бюджетов. Одним из инструментов, обеспечивающих этот принцип, является бюджетная классификация, которая обеспечивает сопоставимость и систематизацию доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов всех уровней при составлении, рассмотрении и исполнении бюджетов.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации соответствующих кодов.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
− классификацию доходов бюджетов;
− классификацию расходов бюджетов;
− классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
− классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).
Бюджетная классификация необходима органам государственной власти и местного самоуправления для:
1) бюджетного планирования и прогнозирования;
2) управления процессом исполнения бюджетов;
3) ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.;
4) осуществления бюджетного контроля;
6) анализа составления и исполнения бюджетов.
Каждый источник доходов, направление использования бюджетных средств, источник финансирования дефицита имеет свой код, состоящий из 20 знаков.
Назначение кодов осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) принцип единства – назначение кодов бюджетной классификации на условиях единства для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации структуры кодов бюджетной классификации, порядка их формирования, а также применения в части кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их составных частей, которые в соответствии с Бюджетным кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2) принцип стабильности (преемственности) – назначение кодов бюджетной классификации на условиях стабильности и (или) преемственности кодов бюджетной классификации Российской Федерации отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
3) принцип открытости – назначение кодов означает открытость бюджетной классификации Российской Федерации (перечня кодов, правил их формирования и применения) для всеобщего ознакомления.
При формировании кода бюджетной классификации:
− используется единая разрядность (двадцатизначная) для кода классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов и кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
− обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, с учетом общих требований к формированию кодов (отдельных составных частей кодов) бюджетной классификации;
− обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации при дополнительной детализации отдельных составных частей кода бюджетной классификации с учетом общих требований.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
− право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
− право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
− право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты;
− право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов);
− недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов и др.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств,
формирование налоговых и неналоговых доходов региональных и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников, финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством.
Принцип прозрачности (открытости) означает:
− обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что бюджетополучатели вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной
власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местного самоуправления за пределами соответствующей территории, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
2.4. Бюджетная классификация.
Важную роль в нынешних условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный сохранить целостность бюджетной системы, при наличии относительно самостоятельных бюджетов. Одним из инструментов, обеспечивающих этот принцип, является бюджетная классификация, которая обеспечивает сопоставимость и систематизацию доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов всех уровней при составлении, рассмотрении и исполнении бюджетов.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации соответствующих кодов.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
− классификацию доходов бюджетов;
− классификацию расходов бюджетов;
− классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
− классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).
Бюджетная классификация необходима органам государственной власти и местного самоуправления для:
1) бюджетного планирования и прогнозирования;
2) управления процессом исполнения бюджетов;
3) ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.;
4) осуществления бюджетного контроля;
6) анализа составления и исполнения бюджетов.
Каждый источник доходов, направление использования бюджетных средств, источник финансирования дефицита имеет свой код, состоящий из 20 знаков.
Назначение кодов осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) принцип единства – назначение кодов бюджетной классификации на условиях единства для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации структуры кодов бюджетной классификации, порядка их формирования, а также применения в части кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их составных частей, которые в соответствии с Бюджетным кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2) принцип стабильности (преемственности) – назначение кодов бюджетной классификации на условиях стабильности и (или) преемственности кодов бюджетной классификации Российской Федерации отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
3) принцип открытости – назначение кодов означает открытость бюджетной классификации Российской Федерации (перечня кодов, правил их формирования и применения) для всеобщего ознакомления.
При формировании кода бюджетной классификации:
− используется единая разрядность (двадцатизначная) для кода классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов и кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
− обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, с учетом общих требований к формированию кодов (отдельных составных частей кодов) бюджетной классификации;
− обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации при дополнительной детализации отдельных составных частей кода бюджетной классификации с учетом общих требований.