Файл: Память о Владимире Мономахе в истории Руси (1113 1125).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зилаирская коррекционная школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Конспект урока по истории на тему:
«Память о Владимире Мономахе в истории Руси (1113 – 1125)»
7 класс
Выполнила: Давлеткулова Г.Р.,
учитель истории
Зилаир – 2022
Тема: Память о Владимире Мономахе в истории Руси (1113 – 1125).
Цель: дать учащимся сведения о княжение Владимира Мономаха.
Задачи:
- довести до понимания учащихся значение деятельности Владимира Мономаха; кратко ознакомить с «Поучением детей»;
- продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности; учить находить в учебнике ответы на вопросы;
- воспитывать чувство гордости за народ, который упорным трудом добился высоких достижений.
Основные термины и понятия: бармы, венчания, провозгласил, царь, поучения.
Оборудование и материалы: слайды, иллюстративный материал, карточки
с заданиями;
Тип урока: комбинированный.
Учебно – методическое пособие:
- История Отечества. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова. 3-е изд.,перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.: ил.
- Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М.. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с. – (Коррекционная педагогика).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- приветствие
- проверка готовности класса к уроку
- выявление отсутствующих
2. Повторение пройденного материала
.
а) Ответы на вопросы:
- Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? (Русь после смерти Ярослава Мудрого. Князь Владимира Мономах)
Правильно, Ярослав Мудрый правил страной 35 лет. Он был очень мудрым, умным, написал первый свод законов «Русская Правда», собирал большое войско против печенегов, половцев и их побеждал, что они после этого перестали нападать на Русскую землю. И перед смертью что завещал сыновьям? (Сыновьям советовал жить в мире и согласие, Если вы ссоритесь, то сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших).
1) Ребята, как жили братья между собой? (мир между братьями продолжалась недолго, потомки князя начали враждовать друг с другом)
2) Из – за чего они воевали между собой? (из – за того, кому каким городом владеть, кто будет главным в Киеве)
3) К чему привели споры и войны между братьями? (погибало много людей, разорялись города и поселения, ухудшалось хозяйство).
4) Кто воспользовался ссорами князей? Откуда пришли новые враги? Что они делали на русских землях? (племена половцев, они кочевые племена, пришли издалека – от границ Китая и из монгольских степей , стали нападать на южные границы Русского государства стр 86)
- Правильно, ребята. Вражда между князьями совсем ослабила Русь, а половцы безнаказанно хозяйничали на ее землях. Неизвестно, сколько бы бед принесли половцы русским людям, если бы среди потомков Ярослава Мудрого не нашелся князь – патриот Руси. Этим князем стал внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах.
3. Актуализация новых знаний, объявление новой темы.
Слайд 1 – тема урока
- Каким был Владимир Мономах? стр 87
Он был храбрым, бесстрашным; тоже как дедушка собрал большие войска и разгромил врагов, половцев. Половцы долгое время не нападали на русские земли. И киевляне просили чтобы он стал князем Киева, но он отказался. Когда к нему обращались еще раз, согласился быть князем Киева и
с 20 апреля 1113 года стал справедливо править Русским государством.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему о Владимире Мономахе. Что же сделал Владимир Мономах для дальнейшего процветания и расширения Русского государства.
- сообщение темы урока: «Память о Владимире Мономахе в истории Руси (1113 – 1125)». Сколько лет он правил Киевом?
- письменно: число и тему урока.
4. Объяснение нового материала.
а)Работа с текстом учебника. Слайд 2, 3, 4 –Владимир Мономах, таблица - сыновья Владимира Мономаха, карта
Рассказ учителя по учебнику, стр 88.
- За время своего правления Мономах показал себя сильным, строгим, справедливым князем. Он по – прежнему думал о том, как отогнать половцев подальше от русских границ, как защищать границы. Для этого Владимир послал своих сыновей в разные княжества: одного из сыновей с войском в южные степи. После двух военных походов его сына Ярополка половцы отошли далеко на Кавказ и несколько лет не беспокоили славян.
- Второй сын Мстислав укреплял границы на северо – западе, строил каменные крепости в Новгороде и на Ладоге.
- Третий сын Юрий укрепил границы и возводил новые города, храмы на северо – востоке.
- Сам князь Владимир продолжал строить и укреплять Киев, при нем был введен мост через Днепр построены новые храмы и монастыри. Он не жалел денег для священников и монахов, для бедных и больных людей. Князь Владимир требовал соблюдать законы и строго наказывал тех, кто нарушал их.
Письменно: Владимир Мономах:
/ / /
Ярополк Мстислав Юрий
южные степи северо-запад северо-восток
б)Работа с текстом учебника. Слайд 5, 6, 7 – знаки царской власти, новые слова
Не только русские князья и простые люди почитали князя Владимира, но и правители других государств уважали его. Давайте об этом прочитаем в учебнике стр 89.
Словарная работа (читают хором)
- Что входит в знаки царской власти?
1)царский венец – круглая шапка)
2)святой крест или держава – это золотой шар с золотой цепью и крестом наверху.
3)бармы – накидка на плечи; наряд князей и царей из золота, серебра и жемчуга, надевавшийся на плечи. Широкий воротник из драгоценных камней)
4)Венчание – торжественное вручение царю знаков власти
5)Провозгласил – назвал
6)Царь – правитель (раньше называли князь, а теперь стали называть царем)
Письменно: Знаки царской власти: царский венец, святой крест (держава), бармы.
Физминутка
в)Работа с заданиями – нужно составить предложения из словосочетаний..
Перед смертью Владимир Мономах написал своим сыновьям поучения. В них он, как и его дед – Ярослав Мудрый, призывал жить в мире и согласии.
Словарная работа (читают хором)
Поучения – советы, правила поведения
Будем составлять предложения из словосочетаний и узнаем какие же поучения оставил Владимир Мономах своим сыновьям?
1)нужно жить в мире и согласии;
2)не причиняйте вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать;
3)напоите и накормите нищего и странника (путешественник, странствующий человек, который не имеет определенной цели).
4)ни единого человека не пропускайте, не поприветствовав и не подарив его добрым словом,;
5)страх Божий имейте – не нарушайте правила христианской веры, почитайте Бога.
5. Закрепление нового материала. Слайд 8
Владимир Мономах:
1)Прекратил внутреннюю борьбу;
2)Объединил Русское государство, заставив всех князей подчиняться киевскому князю;
3)Отогнал половцев;
4)Написал знаменитое «Поучение детям».
Ответить на вопросы теста.
1) Подчеркните, какие черты характера присуще Владимиру Мономаху.
Сильный, строгий, справедливый, мудрый, подлый, честный, жестокий.
2) В каком году начал править Владимир Мономах в Киеве?
а) в 1111 г;
б) в 1112 г;
в) в 1113 г;
3) Правитель земли, народа или государства:
а) священник;
б) царь;
в) крестьянин;
4) Знаки царской власти:
а) святой крест;
б) бармы;
в) круглая шапка;
г) все ответы верны;
5) Советы, правила поведения:
а) поучения;
б) законы;
в) приказы;
6. Подведение итогов.
- объявление оценок за работу на уроке;
- сообщение домашнего задания: Тема 4 ст. 88 – 89 прочитать, ответить на вопросы 8 - 11, стр 90.