ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
«Гуманитарно-педагогический»
(институт)
«Дошкольная педагогика и психология»
(кафедра)
Практическое задание № 1
по учебному курсу» «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста
Вариант ____ (при наличии)
Студент | В.Р.Сайфуллина (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбдо-1901а (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | Е.А.Сидякина (И.О. Фамилия) Тольятти,2022г | |
Проверяемые задания
Практическое задание 1
Раздел 1. Теоретические основы экологического развития дошкольников
Тема 1.3. Исторические этапы становления и развития экологического образования дошкольников в России
Задание
Заполните таблицу «Подходы к экологическому развитию детей дошкольного возраста в России».
Рекомендации по выполнению задания
1. Изучите материал электронного учебника по теме «Исторические этапы становления и развития экологического образования дошкольников в России».
2. Заполните таблицу «Подходы к экологическому развитию детей дошкольного возраста в России». Запишите основной труд исследователя и положения по ознакомлению дошкольников с миром природы.
Подходы к экологическому развитию детей дошкольного возраста в России
№ п/п | Исследователь | Труд | Основные положения |
1 | Константин Дмитриевич Ушинский | Рассказы о природе : «Ветер и солнце», «История одной яблоньки», «Медведь и бревно», «Слепая лошадь», «Четыре желания», «Чужое яичко», «Пчелы и мухи». | обращает внимание и на отбор содержания знаний о природе для детей. Он предлагает знакомить детей как с миром растений, так и с животным миром, а также с предметами неживой природы. В основе отбора содержания знаний о природе для детей, по его мнению, должен быть положен принцип доступности материала и принцип наглядности. |
2 | Елизавета Ивановна Тихеева | Тема «Лето»: «Длинный день», «Летнее тепло», «Жара», «Палящее солнце», «Летняя листва», «Цветы», «Ягоды», «Пение птиц», «Насекомые», «Домашние животные и птицы на воле», «Летний дождь», «Гнездование, вывод птенцов», «Овощи», «Грибы». | Определила круг явлений и предметов природы, с которыми необходимо знакомить дошкольников, и методику процесса ознакомления детей с этими объектами и предметами. В первую очередь она обращает внимание на то, что детей следует знакомить с теми предметами и объектами, которые их непосредственно окружают. Большое внимание она предлагает уделять ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе. |
3 | Елизавета Николаевна Водовозова | Статья «Что мешает женщине быть самостоятельной?», книги «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста», «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями». Книга рассказов для детей «Из русской жизни и природы», «Батрачка. Рассказ из народного быта» и беллетристический сборник для детского чтения «На отдых» (Санкт-Петербург, 1880). | Определила круг явлений и предметов природы, с которыми необходимо знакомить дошкольников, и методику процесса ознакомления детей с этими объектами и предметами. В первую очередь она обращает внимание на то, что детей следует знакомить с теми предметами и объектами, которые их непосредственно окружают. Большое внимание она предлагает уделять ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе. |
4 | Луиза Карловна Шлегер | Пособие «Материалы для бесед с маленькими детьми»; «Практическая работа в детском саду»; «Первые шаги.Азбук и первое чтение после азбук»; «Второй и третий год обучения в начальной школе»; «Практическая работа в детском саду»; «Осень. Первая тетрадь сезонных изменений»; «Зима. Вторая тетрадь сезонных изменений»; «Весна. Третья тетрадь сезонных изменений»; «Лето. Четвертая тетрадь сезонных изменений»; «Когда это бывает? Наблюдения природы»; «Букварь»; «Методическое руководство к Букварю». | Маленькие дошкольники не испытывают потребности в экскурсиях, на основании факта отсутствия возможности далеко ходить, а вот прогулки во дворе должны быть наделены обязательным характером, в связи с их большим значением в развитии наблюдательности и увеличения границ кругозора. А вот с детьми семилетнего возраста необходимы и более дальние экскурсии. Данным детям крайне важно «расширить» границы двора. Зачастую соответствующие экскурсии, замечает Луиза Карловна Шлегер, устраиваются в отсутствии абсолютно любого заранее намеченного плана, с целью предоставить детям возможность получить самые разные впечатления, и затем в беседах или изобразительных работах проверяется их наблюдательность и заинтересованность. Как правило, экскурсии требуется проводить по заранее намеченному плану, а затем при помощи бесед подвести итог экскурсии. Это способствует приучению дошкольников к возможности концентрации внимания. |
5 | Софья Алексеевна Веретенникова | «Ознакомление дошкольников с природой»; «Четыре времени года»; «Уголок природы в детском саду». | Расширение и детализация представлений детей о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни и формирование навыков правильного поведения в социальной среде, бережного отношения к богатствам природы и общества. Разнообразные практические задания ориентированы на обогащение словарного запаса ребенка, совершенствование навыков чтения, слушания и говорения, развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения. |
6 | Наталья Федоровна Виноградова | Комплект учебно-методических пособий "Начальная школа XXI века", «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; «Основы религиозных культур и светской этики»; . | В своих исследованиях ставила задачу развития у детей дошкольного возраста способности видеть, замечать и понимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природе она рассматривает как составляющую положительного отношения к природному окружению. Разрабатывая проблему воспитания эстетических чувств по отношению к миру природы, автор сформулировала ряд вопросов методики работы с детьми. В первую очередь она обращает внимание на организацию форм общения с миром природы. Автор отмечает, что общение с природой создает разнообразные ситуации, которые можно эффективно использовать для воспитания чуткости, доброты, эмоций ребенка. Однако эмоциональное отношение к явлениям природы можно формировать у дошкольников и через создание специальных проблемных ситуаций, предлагая детям задания творческого характера. Наряду с этим большое значение будет иметь и личность самого педагога. Педагог, любящий и понимающий природу, передаст свое отношение всем детям. Именно воспитатель учит малыша замечать и устно описывать изменения, происходящие в природе, помогает осмыслить увиденное. Постепенно у детей формируются эстетические оценки природных явлений и объектов: от элементарных «нравится», «не нравится», «красиво», «некрасиво», базирующихся на созерцании природных процессов, до глубинных эстетических чувств и переживаний, основой которых является осмысление происходящего в мире природы. |
7 | Лидия Михайловна Маневцова | Учебное пособие «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении»; «Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности»; «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении». | Исследование, ориентированное на формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных. Автор отмечает, что система знаний о сезонных изменениях в природе создает у ребенка представление о целостной картине мира, способствует формированию элементов материалистического миропонимания. В основу программы системных знаний положена идея об обусловленности сезонных изменений факторов окружающей среды (температура воздуха, освещенность, наличие и характер осадков и пр.) сменой положения Земли и Солнца относительно друг друга. |
8 | Ирина Александровна Хайдурова | «Формирование у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире»; «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»; «Теория и технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста: практическая работа студентов»: учебное пособие. | была разработана иерархически построенная программа системных знаний для старших дошкольников, вскрывающая существенные связи действительности на примере мира растений. Определено основное средство формирования системных знаний – поисковая деятельность детей, требующая установления отношений сотрудничества между участниками педагогического процесса. |