Файл: Лекция Теоретические основы принятия решений в системе управления Роль решений в системе управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина «Теория принятия управленческих решений»
Лекция 1. Теоретические основы принятия решений в системе управления
-
Роль решений в системе управления -
Понятие управленческого решения -
Классификация управленческих решений -
Развитие науки об управленческих решениях
-
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности.
В современной эффективно функционирующей организации занятие руководящего поста происходит по праву компетентности и принятого в организации порядка. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать. Деятельность современной организации отличает наличие сравнительно большого числа специалистов, не являющихся руководителями, которым в силу делегированных им полномочий необходимо принимать важные для организации решения.
Среди множества проблем современного менеджмента одной из важнейших является разработка, принятие и осуществление управленческих решений, представляющих собой основной инструмент управляющего воздействия. Эта проблема имеет серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.
Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Осознание проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования между существующим и желаемым значениями эффекта.
-
Целью разработки и принятия любого управленческого решения является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.
Важнейшие требования к управленческим решениям:
-
реализуемость; -
эффективность, иногда оптимальность.
Основные признаки управленческих решений:
-
наличие альтернатив; -
существование цели (иногда формализованной в виде критерия); -
волевой акт.
Волевой акт при разработке и принятии управленческого решения может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, в выборе минимального уровня вероятности реализации управленческого решения, принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.
Управленческие решения, как правило, имеют ряд специфических особенностей:
-
разработка и реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов; -
они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок действия их последействий достаточно велик; -
каждое из них в значительной мере определяет последующие решения; -
ответственность за принимаемые решения очень велика.
В качестве основных проблем при разработке управленческих решений можно назвать следующие:
-
ограничение сроков; -
быстрая смена условий, возникающих проблем и задач; -
недостаток квалификации лиц, принимающих решения; -
нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество; -
ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации; -
необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между ЛПР; -
засилье рутины и др.
Многогранность проблем требует классификации управленческих решений.
-
Управленческие решения можно классифицировать, следующим образом:
-
по функциональному признаку(содержанию) решения бывают экономические, социальные, технические, политические, организационные; -
по источнику возникновениярешения делят на инициативные, по предписанию, по предложению «снизу»; -
по юридическому оформлениюрешения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные п -
по степени регламентации, т.е. по тому, насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие. Регламентирующие решения полностью направляют деятельность Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных. Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.); -
по надежности исходной информации(на основе надежной информации, в условиях риска, на базе неполной и неточной информации); -
по уровням планирования(стратегические, тактические и оперативные); -
по степени охвата(общие для всего предприятия и узкоспециализированные); -
по виду процесса принятия решения(комплекс решений и выполняемые последовательно); -
по числу ЛПР(единоличные, индивидуальные или групповые, коллективные); -
по организационному распределению(централизованные и децентрализованные); -
по господствующему образу мышления(дискурсивные, т.е. рациональные, обдуманные и интуитивные, т.е. спонтанные); -
по учету изменения данных(жесткие и гибкие); -
по степени их независимости друг от друга(автономные и дополняющие друг друга); -
по сложности(простые и сложные) и т.д.
Выделяют четыре уровня решений:
Первый уровень - рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.
Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляются в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.
Третий уровень - адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.
Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащие.
4. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) является основателем и главным разработчиком идей научного управления. Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911 г. книга Тейлора «Принципы научного управления». Он предложил систему научного управления, основные принципы которой состоят в разработка оптимальных методов работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.. К основным решениям следует отнести: подбор, обучение и расстановка людей на те рабочие места и принести задания, где они могут принести наибольшую пользу; оплата по результатам труда (меньшие результаты - меньше оплата, большие результаты - больше оплата); использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.
Одно из основных достижений школы научного управления, возглавлявшейся Тейлором, состоит в том, что впервые управленческие функции планирования работы и анализа производственной ситуации были отделены от самой работы. Процесс принятия управленческого решения впервые стал рассматриваться как самостоятельное управленческое действие.
Анри Файоль (1841-1925) выделил управление как особый вид деятельности и определил, что деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Он дал четкое определение понятия «управление»: управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой организации характерны определенные виды (областей) деятельности:
-
техническая (технологическая); -
коммерческая (закупка, сбыт и обмен); -
финансовая (поиск и оптимальное использование капитала); -
по обеспечению безопасности (защита собственности и личности); -
эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике); -
административная.
Файоль разработал четырнадцать принципов, от которых зависит успех управления, основными из них являются:
-
Власть неотделима от ответственности; -
Разделение труда при специализации.Для всех видов труда - как управленческого, так и технического - характерно разделение труда. Это позволяет производить больше и лучше при примерно тех же усилиях; -
Единство распоряжения.Работник должен получать указания от одного начальника; -
Дисциплина.Под дисциплиной Файоль понимал уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения. Дисциплина обязательна как для рядовых работников, так и для руководителей; -
Подчинение индивидуальных интересов общим.Интерес работника или группы работников не может превалировать над интересами дела. Если наметились расхождения внутри коллектива, руководитель должен обеспечить принятие единого решения; -
Вознаграждение.Файоль считал, что вознаграждение должно быть справедливым и удовлетворять как работника, так и работодателя; -
Централизация.Эффективное производство обеспечивается сочетанием разделения труда и централизованного управления.
Можно сделать вывод о том, что все сложившиеся в середине XX в. управленческие науки в значительной степени переплетены, взаимосвязаны, и их конкретное название определяет тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной акцент. При этом одним из основных изучаемых управленческих процессов является выработка и принятие управленческих решений. Исследование операций и другие науки об управлении имеют дело преимущественно с количественными данными, критериями и оценками.
В рамках теории принятия решений развивались методы получения и анализа не только количественной, но и качественной информации, существенно расширившие возможности общей теории управления.
Лекция 2. Процесс принятия решений
-
Этапы принятия решений -
Сущность процесса принятия решений
Рассмотрим содержание основных этапов принятия решений (см. рис.1).
Рис. 1 Этапы принятия решений
Этап 1. Диагностика проблемы, которая включает следующие этапы.
Первый этап в диагностировании сложной проблемы — выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей (низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты и большая текучесть кадров).
Второй этап — установление причин возникновения проблемы. С этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию, для чего могут быть использованы как формальные методы (вне организации — анализ рынка, внутри нее — компьютерный анализ финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работников), так и неформальные (беседы о сложившейся ситуации, личные наблюдения). Следует использовать только релевантную информацию. В силу сложных контактов и тесной взаимосвязи в организации зачастую определить проблему трудно.
Третий этап — определение характера проблемы. Это один из важнейших этапов диагностики проблемы, поскольку от этого зависит выбор основных подходов к ее решению. Проблема носит функциональный характер и может быть решена на уровне функций организационно-производственной системы, т.е. если ее решение возможно:
-
при переходе на выпуск нового товара или услуги; -
при изменении рыночного сектора; -
при изменении положения и характера взаимоотношений с поставщиками, конкурентами, системой распределения; -
при изменении форм собственности; -
при изменении отраслевой принадлежности и других изменений, затрагивающих основы работы организационно-производственной системы.
Это наиболее сложные и ресурсоемкие проблемы, требующие перестройки и изменения всей организационно-производственной системы в целом. При изменении функций должны изменяться структура и значения параметров.
Необходимо помнить, что, как правило, изменение функций потребует больших ресурсов, чем изменение структуры, а изменение структуры — больших ресурсов, чем изменение параметров.