Файл: Тетрадь политология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

              1. РАБОЧАЯ

                1. ТЕТРАДЬ


ПОЛИТОЛОГИЯ



Студент (ФИО)

Гаврилов Евгений Вячеславович
Факультет __ИПиМИ__________

Курс ______1______

Группа ____Евразия___


2021
Выделите основные этапы развития политологии, как научной дисциплины.


Этапы развития

Описание этапа

Античность. (VI–IV в. до н.э.)

Древняя Греция. Платон, Аристотель.
Создали систематизированные концепции политического знания (наука о политике). Проблема человека и его связь с природой и государством. Идеальная форма правления – справедливое государство (Платон). Справедливость: каждый должен знать свое место и принадлежность к определенной страте (военных, мыслителей, ремесленников). Переход из страты в страты не допускался. Власть принадлежала самым мудрым. Правильные формы государственного устройства по Платону: монархия, аристократия, полития. Неправильные формы: олигархия, демократия, среднее между ними. Аристотель рассматривал справедливость уравнивающую и распределяющую: полис –   сообщество свободных древнегреческих граждан, но каждый из них вносит свою лепту в его развитие, отсюда распределение взносов, наград.

Средневековье.

(от античности до нового времени)

Главное значение данного периода состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.
Августин Блаженный. «О граде Божьем»: заложил основы католической политической философии. Необходимо рациональное познание Бога. В своей   работе А. Блаженный описывает два града: Римская империя («Вавилонская блудница») и Новый Иерусалим (град Небесный). Бог определяет, в какой град попадают люди, поэтому людям необходимо жить правильно, т.е. по Божьим законам. Первая философия истории.

Новое время.

Возврат к утраченным античным ценностям. XVII в. – первая научная революция. XVIII в. – подорваны религиозные основания объяснения всего существующего на Земле. Естественно-правовая концепция и теория договорного происхождения государства. Естественный человек становится человеком государственным посредством заключения   общественного договора. Политическая идеология классического либерализма (Локк), абсолютизма (Гоббс), консерватизма (к. XVII в.). Идея правового государства – с XVII в., разделения властей – XVII–XIII вв. Проблема политических партий – с XIII в. Концепции элитизма, лидерства – с XIX в. С сер. XIX в. в университетах США – политическая наука (изучение политических институтов). Зарождение политической социологии (Чикагская школа, Трумэн, Лассуэл и др.). Бихевиоральная революция (Истон, Алмонд, Лассуэл, Дойч): связь политической науки с позитивизмом, – дальнейшее разочарование.

В России с 30–40 гг. XIX в. – два направления в развитии политической науки: славянофильское (Кирюхов, Аксаковы, Бакунин, Герцен и др.), западническое (Чичерин, Кавелин, Соловьев).



Приведите пример двух парадигм в политологии и дайте их краткое описание


Парадигма

Описание

1.

Социальная



1.. Объясняет политические явления воздействием внешних факторов

2.


Биополитическая



2. Пол, возраст, генетические, врожденные качества и свойства человека могут служить основанием для определения особенностей политического поведения, так как только этим качествам и свойствам присущи соответствующие регуляторы


В чем суть и особенности применения бихевиористского метода в политологии? Кто предложил применять этот метод в политических науках?

Бихевиоризм - подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политических объектов.

«Единицей» политического исследования, в рамках данного подхода, было признано наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях.

Основными принципами бихевиоризма являются: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и прогностическую ценность; 2) любые-выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3) для получения данных необходимо использовать адекватные методы; 4) интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный характер, т.е. стремиться раскрыть основные причинно-следственные связи, все многообразие наблюдаемых структур; 6).политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д.
Габриэль Алмонд предложил применять бихевиорализм в политике.

В чем суть и особенности теории структурного функционализма в политологии?
Структурный функционализм - направление в политологии, с позиций которого исследуются политические системы. С точки зрения С.ф., любая политическая система состоит из структур, выполняющих определенные функции. Подструктурами понимаются политические организации или институты. Структуры состоят из совокупности взаимосвязанных ролей (напр., депутат - это политическая роль, а парламент - политическая структура). Под функциями понимается всякая периодическая деятельность или совокупность наблюдаемых взаимодействий.


В чем состоит принцип государственного суверенитета, кто впервые ввел в научный оборот это понятие? Какое государство можно назвать суверенным?


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.
Впервые понятие «суверенитет» ввел в научный оборот в 1576 г. Жан Боден в своем произведении «Шесть книг о государстве». В своей теории Боден определял суверенитет как политическое превосходство государственной власти в пределах территории определенной страны.
Из двух сотен государств в мире лишь три десятка можно назвать более или менее суверенными. И всего лишь три — США, Китай, Россия — обладают геополитическим суверенитетом.




Раскройте основное содержание теорий о происхождении государства.


Название теории

Содержание теории

Теория договорного происхождения государства Т. Гоббса

Люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».

 
Т. Гоббс  в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех». Естественное состояние общества Гоббс определил  как исключительно индивидуалистическое,поскольку в  таком  состоянии люди  равны  между  собой,  свободны  и  независимы  друг  от  друга,  а  по  своей естественной  природе  к  тому  же являются  существами  эгоистичными,  всегда  действующими  из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок. Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.



Утилитаристская концепция государства И. Бентама

Утилитаристская теория государства и права Бентама основана на критике доктрины естественного права.
Бентам исповедует «принцип полезности». В соответствии с этим принципом любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу для отдельного индивида или группы людей. Можно ли обосновать или доказать данный принцип? Нет, это невозможно, и тем не менее он носит абсолютно фундаментальный характер. В более позднее время Бентам стал называть этот принцип «принципом наибольшего счастья». Каждый закон, каждое установление он предлагал оценивать в зависимости от его полезности, т.е. от того потенциала счастья, которое они содержат для наибольшего числа людей. Полное достижение этого принципа невозможно, но это не мешает обозначить вектор движения и стремиться к возможному счастью.




В чем суть концепции экономического базиса и политико-правовой надстройки по К. Марксу


Базис, по Марксу, - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы общественного сознания").
Базис носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения в экономическом строе общества (т.е. в базисе) вызывают изменения и в надстройке.

Как Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» определял государство, его признаки и происхождение



Государство возникло в силу следующих экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Энгельс выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А для того, чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожирали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходима сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила и есть государство. Отличительные черты государства – территориальное деление подданных и публичная власть.


Дайте определение социального государства, выделите его признаки. Сделайте вывод, является ли Российская Федерация социальным государством или нет.
Социальное государство - модель государства
, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципами социального равенства и социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного качества и уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Признаки социального государства:

- Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

- Социальная рыночная экономика;

- Формирование гражданского общества;

- Разработка государством разнообразных социальных программ;

- Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

- Социальная ответственность перед гражданами;

- Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

- Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

- Развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни

- Существование бюджетных социальных выплат;

- Существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

- Доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества;

- Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан;

- Существование институтов гражданского общества.
Вывод: Россия является социальным государством.

Дайте определение правового государства, выделите его признаки. Сделайте вывод, является ли Российская Федерация правовым государством или нет.
Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.
Признаки правового государства:

- верховенство закона во всех сферах жизни общества