Файл: Тетрадь политология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

- деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- взаимная ответственность личности и государства;

- реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

- политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

- стабильность законности и правопорядка в обществе.
Россия является правовым государством в соответствии с 1 Статьей 1 главы Конституции РФ – «Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Является ли Россия симметричной или асимметричной федерацией? Почему?
Юридически, Россия является федерацией с многоуровневой симметрией федеративного устройства. То есть на каждом статусном уровне (на уровне республики, областей, краёв, автономных округов) субъекты федерации с одинаковыми особенностями правового статуса между собой равны. Но все же определенный элемент асимметрии в Российской Федерации присутствует.
В РФ име­ет­ся 6 различных ви­дов субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции (рес­пуб­ли­ки, края, об­лас­ти, го­ро­да фе­де­раль­но­го зна­че­ния, ав­то­ном­ная об­ласть, ав­то­ном­ные ок­ру­га), а их пра­во­вой ста­тус, сов­па­дая в це­лом, всё же име­ет раз­ли­чия. Так, рес­пуб­ли­ки объ­яв­ле­ны Кон­сти­ту­ци­ей РФ го­су­дар­ст­ва­ми, име­ют свои кон­сти­ту­ции, мно­гие из них – соб­ст­вен­ных пре­зи­ден­тов, своё гра­ж­дан­ст­во. Дру­гие субъ­ек­ты РФ та­ких прав не име­ют. Не­ко­то­рые ав­то­ном­ные ок­ру­га – субъ­ек­ты РФ вхо­дят в со­став кра­ёв и об­лас­тей – дру­гих субъ­ек­тов РФ, что фак­ти­че­ски мо­жет при­во­дить к под­чине­нию од­них «рав­но­прав­ных субъ­ек­тов» дру­гим «рав­но­прав­ным субъ­ек­там». Пред­ста­ви­те­ли РФ и не­ко­то­рых её субъ­ек­тов за­клю­ча­ют до­го­во­ры о раз­гра­ни­че­нии пред­ме­тов ве­де­ния и пол­но­мо­чий ме­ж­ду ор­га­на­ми гос. вла­сти РФ и ор­га­на­ми гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ. В це­лом эти до­го­во­ры од­но­тип­ны, но в не­ко­то­рых слу­ча­ях отд. субъ­ек­там пре­дос­тав­ля­ют­ся бо­лее ши­ро­кие пол­но­мо­чия (на 2005 под­пи­сан ряд со­гла­ше­ний об от­ка­зе от та­ких до­го­во­ров, но не­ко­то­рые субъ­ек­ты РФ на­стаи­ва­ют на их со­хра­не­нии). Дей­ст­ву­ют и др. фак­то­ры, от­ра­жаю­щие эле­мен­ты асим­мет­рич­но­сти (напр., в сфе­ре бюд­жет­ной по­лити­ки).


В чем разница между понятиями «форма правления», «форма государственно-территориального устройства», «политический режим»?
Форма правления - структура и статус высших органов государственной власти, а также порядок взаимоотношений между ними (монархия, республика)
Форма государственно-территориального устройства – это способ распределения власти на территории государства. (федерация, конфедерация, унитарное государство).
Политический режим - комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть.


Выделите идеальные типы легитимности по М. Веберу, и приведите примеры их реализации.


Типы легитимности

Пример реализации

Традиционный тип легитимности

Период правления Романовых с 1596 по 1917 год. Русские цари и императоры передавали власть по наследству в течение более чем 300 лет.

Харизматический тип легитимности

Например, власть лидера в Северной Корее Ким Чен Ына, который обладает высокоразвитыми ораторскими навыками, благодаря которым способен вести за собой массы.

Рационально-бюрократический тип легитимности (легальный)

Например, власть избранного на всенародных выборах Джо Байдена.

Раскройте содержание теории «разделения властей»

Разделение властей - политическая теория, правовая доктрина и реализуемый на практике политический институт, подразумевающий распределение государственной власти  между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Основателями данной теории можно считать английского философа-материалиста Джона Локка и французского правоведа и философа Шарля Луи Монтескье. Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще. Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму.



Принципы данной теории:

  • разделение властей закрепляется Конституцией;

  • законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

  • все власти равны и автономны;

  • ни одна из властей не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;

  • судебная власть действует независимо от политического влияния;

  • судьи имеют право длительного пребывания в должности;

  • судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит Конституции;



Выделите признаки президентской, парламентской и смешанных систем



Признаки президентской системы

- внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, Турция, либо коллегией выборщиков — США),

- внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует, как, например, в США или Турции с 2018 года), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д’Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

- в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Признаки парламентской системы

Основными признаками парламентской республики являются:
· президент является главой государства, но не главой исполнительной власти как в президентской республике. Исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые государственно-властные полномочия для осуществления правительственной политики;
· президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия), т.е. его власть производна от парламента;
· президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте или его нижней палате. В противном случае правительство может не получить вотум доверия в парламенте (это необходимая процедура для парламентской республики) и не будет сформирована. Члены правительства назначаются президентом по рекомендации главы правительства;
· ключевой признак парламентской республики - политическая ответственность правительства перед парламентом, а не перед президентом. Ответственность эта чаще всего солидарная: недоверие главе правительства влечет отставку всего правительства. В случае вынесения вотума недоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить досрочные выборы;
· президент не несет ответственность за деятельность правительства. Она возложена н6а главу правительства;
· президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главы правительства может отправить в отставку любого члена правительства;
· в законодательной области президент парламентской республики наделен правом законодательной инициативы, согласованной с правительством; обладает правом регулировать законы, принятые парламентом;
+· акты, издаваемые президентом, нуждаются в контрасигнатуре, т.е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность. Без такой подписи акты президента недействительны. В парламентской республике ключевая фигура в государстве - глава правительства.

Признаки президентско-парламентской системы

Институциональные характеристики президентско-парламентской системы отчасти совпадают с основными признаками «чистого» президенциализма. Это
- прямые выборы президента всенародным голосованием,

- право президента назначать и смещать членов правительства

- наличие у президента определенных законодательных полномочий.

Признаки парламентско-президентской системы

- президент и парламент избираются прямым голосованием;

- большая власть в руках парламента

Элементы президентской системы + элементы парламентарной системы.




Сделайте вывод о возможности отнесения Российской Федерации к одному из типов систем).
Россия является смешанной республикой по Конституции. Но, я считаю что, ее можно отнести к президентской, т.к. президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
В чем разница между «идеологиями» и «утопиями» согласно К. Мангейму?
Согласно Карлу Мангейму, идеология – динамическая модель; представления, которые де-факто никогда не достигают реализации своего содержания. Идеология проектирует будущее, но не реализуется на практике, указывает на дальнейшее движение из реализованного состояния и в избранном направлении.
Утопия, в свою очередь, - статическая модель и может быть в каком-то виде реализована.
Проведите сравнение идеологий либерализма и социализма




Либерализм

Социализм

Отношение к человеку

Либералы заявляли, что человек – разумное и активное существо, он способен сам распорядиться своей судьбой, надо лишь дать ему свободу.

Социализм признает личностью каждого человека, хотя качества личности проявляются по-разному и получают различную социальную оценку.
Марксистская концепция личности исходит из понимания человека как носителя, субъекта общественных отношений. Она органически сочетает взгляд на человека как на продукт социальной среды с признанием его активной роли в познании и преобразовании этой среды.

Отношение к государству

Государство выступает как гарант защиты прав и свобод личности.

Государство устанавливает равенство среди граждан.

Отношение к экономике

При либерализме государство не вмешивается в экономическую сферу.

Государство полностью контролирует экономику.

Отцы-основатели идеологий

Томас Гоббс, Джон Локк.

Томас Мор, Томмазо Кампанелла.



Выделите три основных тезиса послания Президента РФ Федеральному собранию в прошлом году, приведите соответствующую цитату и собственный комментарий-оценку значимости тезиса. Оцените, как этот тезис реализовывался в текущем году.


Тезис

Цитата

Комментарий




























Дайте характеристику пропорциональной и мажоритарной избирательным системам





Пропорциональная система

Мажоритарная система

Особенность подсчета голосов

Избранными считаются партии, набравшие определенный процент голосов.

Избранным считается тот, кто получил в округе голосов больше других.

Разновидности

Закрытые партийные списки и открытые партийные списки.

Закрытый партийный список – когда избиратель голосует за партию, а не за кандидата. Выигранные на выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности. Если в списке центральная часть и региональные группы, то первыми проходят кандидаты из центральной части. Открытый список – избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии. Избиратель может проголосовать за одного, за двоих, указать порядок предпочтения кандидатов в зависимости от метода.

Квалифицированное большинство, абсолютное большинство, относительное большинство. Система квалифицированного большинства предполагает установление законом определенного процента голосов, которые должен получить кандидат, чтобы быть избранным в первом же туре выборов. Система абсолютного большинства предполагает набор более 50% поданных и признанных действительными голосов избирателей (50% + 1 голос). Если необходимого числа никто из избирателей не набирает – проводится 2 тур выборов, на котором на голосование выносятся два кандидата, получившие в первом туре наибольшее число голосов. Побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Система относительного большинства предполагает победу на выборах кандидата, получившего больше голосов относительно других кандидатов. Выборы завершаются в первом туре, поскольку кто-то из кандидатов получает относительное большинство.

Преимущества для политической системы

Учитывается каждый голос избирателя.

Способствует укреплению и формированию сильных политических партий.

В округе можно выдвигать сколько угодно кандидатов.

Недостатки для политической системы

Избиратели знают только лидеров партий и не имеют представления о конкретных кандидатах.

Исключает возможность победы на выборах маленькой партии. выводит их за пределы политической жизни.

Примеры стран, в которых применяются

Мексика, Новая Зеландия, Германия, в России на выборах депутатов гос.думы (половина голосов)

Великобритания, Япония, в России на выборах депутатов гос.думы (половина голосов)