ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
- деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- взаимная ответственность личности и государства;
- реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
- политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
Россия является правовым государством в соответствии с 1 Статьей 1 главы Конституции РФ – «Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Является ли Россия симметричной или асимметричной федерацией? Почему?
Юридически, Россия является федерацией с многоуровневой симметрией федеративного устройства. То есть на каждом статусном уровне (на уровне республики, областей, краёв, автономных округов) субъекты федерации с одинаковыми особенностями правового статуса между собой равны. Но все же определенный элемент асимметрии в Российской Федерации присутствует.
В РФ имеется 6 различных видов субъектов Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а их правовой статус, совпадая в целом, всё же имеет различия. Так, республики объявлены Конституцией РФ государствами, имеют свои конституции, многие из них – собственных президентов, своё гражданство. Другие субъекты РФ таких прав не имеют. Некоторые автономные округа – субъекты РФ входят в состав краёв и областей – других субъектов РФ, что фактически может приводить к подчинению одних «равноправных субъектов» другим «равноправным субъектам». Представители РФ и некоторых её субъектов заключают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ. В целом эти договоры однотипны, но в некоторых случаях отд. субъектам предоставляются более широкие полномочия (на 2005 подписан ряд соглашений об отказе от таких договоров, но некоторые субъекты РФ настаивают на их сохранении). Действуют и др. факторы, отражающие элементы асимметричности (напр., в сфере бюджетной политики).
В чем разница между понятиями «форма правления», «форма государственно-территориального устройства», «политический режим»?
Форма правления - структура и статус высших органов государственной власти, а также порядок взаимоотношений между ними (монархия, республика)
Форма государственно-территориального устройства – это способ распределения власти на территории государства. (федерация, конфедерация, унитарное государство).
Политический режим - комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть.
Выделите идеальные типы легитимности по М. Веберу, и приведите примеры их реализации.
Раскройте содержание теории «разделения властей»
Разделение властей - политическая теория, правовая доктрина и реализуемый на практике политический институт, подразумевающий распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Основателями данной теории можно считать английского философа-материалиста Джона Локка и французского правоведа и философа Шарля Луи Монтескье. Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще. Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму.
Принципы данной теории:
Выделите признаки президентской, парламентской и смешанных систем
Сделайте вывод о возможности отнесения Российской Федерации к одному из типов систем).
Россия является смешанной республикой по Конституции. Но, я считаю что, ее можно отнести к президентской, т.к. президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
В чем разница между «идеологиями» и «утопиями» согласно К. Мангейму?
Согласно Карлу Мангейму, идеология – динамическая модель; представления, которые де-факто никогда не достигают реализации своего содержания. Идеология проектирует будущее, но не реализуется на практике, указывает на дальнейшее движение из реализованного состояния и в избранном направлении.
Утопия, в свою очередь, - статическая модель и может быть в каком-то виде реализована.
Проведите сравнение идеологий либерализма и социализма
Выделите три основных тезиса послания Президента РФ Федеральному собранию в прошлом году, приведите соответствующую цитату и собственный комментарий-оценку значимости тезиса. Оцените, как этот тезис реализовывался в текущем году.
Дайте характеристику пропорциональной и мажоритарной избирательным системам
- деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- взаимная ответственность личности и государства;
- реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
- политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
Россия является правовым государством в соответствии с 1 Статьей 1 главы Конституции РФ – «Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Является ли Россия симметричной или асимметричной федерацией? Почему?
Юридически, Россия является федерацией с многоуровневой симметрией федеративного устройства. То есть на каждом статусном уровне (на уровне республики, областей, краёв, автономных округов) субъекты федерации с одинаковыми особенностями правового статуса между собой равны. Но все же определенный элемент асимметрии в Российской Федерации присутствует.
В РФ имеется 6 различных видов субъектов Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а их правовой статус, совпадая в целом, всё же имеет различия. Так, республики объявлены Конституцией РФ государствами, имеют свои конституции, многие из них – собственных президентов, своё гражданство. Другие субъекты РФ таких прав не имеют. Некоторые автономные округа – субъекты РФ входят в состав краёв и областей – других субъектов РФ, что фактически может приводить к подчинению одних «равноправных субъектов» другим «равноправным субъектам». Представители РФ и некоторых её субъектов заключают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ. В целом эти договоры однотипны, но в некоторых случаях отд. субъектам предоставляются более широкие полномочия (на 2005 подписан ряд соглашений об отказе от таких договоров, но некоторые субъекты РФ настаивают на их сохранении). Действуют и др. факторы, отражающие элементы асимметричности (напр., в сфере бюджетной политики).
В чем разница между понятиями «форма правления», «форма государственно-территориального устройства», «политический режим»?
Форма правления - структура и статус высших органов государственной власти, а также порядок взаимоотношений между ними (монархия, республика)
Форма государственно-территориального устройства – это способ распределения власти на территории государства. (федерация, конфедерация, унитарное государство).
Политический режим - комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть.
Выделите идеальные типы легитимности по М. Веберу, и приведите примеры их реализации.
Типы легитимности | Пример реализации |
Традиционный тип легитимности | Период правления Романовых с 1596 по 1917 год. Русские цари и императоры передавали власть по наследству в течение более чем 300 лет. |
Харизматический тип легитимности | Например, власть лидера в Северной Корее Ким Чен Ына, который обладает высокоразвитыми ораторскими навыками, благодаря которым способен вести за собой массы. |
Рационально-бюрократический тип легитимности (легальный) | Например, власть избранного на всенародных выборах Джо Байдена. |
Раскройте содержание теории «разделения властей»
Разделение властей - политическая теория, правовая доктрина и реализуемый на практике политический институт, подразумевающий распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Основателями данной теории можно считать английского философа-материалиста Джона Локка и французского правоведа и философа Шарля Луи Монтескье. Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще. Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму.
Принципы данной теории:
-
разделение властей закрепляется Конституцией; -
законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам; -
все власти равны и автономны; -
ни одна из властей не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; -
судебная власть действует независимо от политического влияния; -
судьи имеют право длительного пребывания в должности; -
судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит Конституции;
Выделите признаки президентской, парламентской и смешанных систем
Признаки президентской системы | - внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, Турция, либо коллегией выборщиков — США), - внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует, как, например, в США или Турции с 2018 года), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д’Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку, - в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента). |
Признаки парламентской системы | Основными признаками парламентской республики являются: · президент является главой государства, но не главой исполнительной власти как в президентской республике. Исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые государственно-властные полномочия для осуществления правительственной политики; · президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия), т.е. его власть производна от парламента; · президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте или его нижней палате. В противном случае правительство может не получить вотум доверия в парламенте (это необходимая процедура для парламентской республики) и не будет сформирована. Члены правительства назначаются президентом по рекомендации главы правительства; · ключевой признак парламентской республики - политическая ответственность правительства перед парламентом, а не перед президентом. Ответственность эта чаще всего солидарная: недоверие главе правительства влечет отставку всего правительства. В случае вынесения вотума недоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить досрочные выборы; · президент не несет ответственность за деятельность правительства. Она возложена н6а главу правительства; · президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главы правительства может отправить в отставку любого члена правительства; · в законодательной области президент парламентской республики наделен правом законодательной инициативы, согласованной с правительством; обладает правом регулировать законы, принятые парламентом; +· акты, издаваемые президентом, нуждаются в контрасигнатуре, т.е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность. Без такой подписи акты президента недействительны. В парламентской республике ключевая фигура в государстве - глава правительства. |
Признаки президентско-парламентской системы | Институциональные характеристики президентско-парламентской системы отчасти совпадают с основными признаками «чистого» президенциализма. Это - прямые выборы президента всенародным голосованием, - право президента назначать и смещать членов правительства - наличие у президента определенных законодательных полномочий. |
Признаки парламентско-президентской системы | - президент и парламент избираются прямым голосованием; - большая власть в руках парламента Элементы президентской системы + элементы парламентарной системы. |
Сделайте вывод о возможности отнесения Российской Федерации к одному из типов систем).
Россия является смешанной республикой по Конституции. Но, я считаю что, ее можно отнести к президентской, т.к. президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
В чем разница между «идеологиями» и «утопиями» согласно К. Мангейму?
Согласно Карлу Мангейму, идеология – динамическая модель; представления, которые де-факто никогда не достигают реализации своего содержания. Идеология проектирует будущее, но не реализуется на практике, указывает на дальнейшее движение из реализованного состояния и в избранном направлении.
Утопия, в свою очередь, - статическая модель и может быть в каком-то виде реализована.
Проведите сравнение идеологий либерализма и социализма
| Либерализм | Социализм |
Отношение к человеку | Либералы заявляли, что человек – разумное и активное существо, он способен сам распорядиться своей судьбой, надо лишь дать ему свободу. | Социализм признает личностью каждого человека, хотя качества личности проявляются по-разному и получают различную социальную оценку. Марксистская концепция личности исходит из понимания человека как носителя, субъекта общественных отношений. Она органически сочетает взгляд на человека как на продукт социальной среды с признанием его активной роли в познании и преобразовании этой среды. |
Отношение к государству | Государство выступает как гарант защиты прав и свобод личности. | Государство устанавливает равенство среди граждан. |
Отношение к экономике | При либерализме государство не вмешивается в экономическую сферу. | Государство полностью контролирует экономику. |
Отцы-основатели идеологий | Томас Гоббс, Джон Локк. | Томас Мор, Томмазо Кампанелла. |
Выделите три основных тезиса послания Президента РФ Федеральному собранию в прошлом году, приведите соответствующую цитату и собственный комментарий-оценку значимости тезиса. Оцените, как этот тезис реализовывался в текущем году.
Тезис | Цитата | Комментарий |
| | |
| | |
| | |
Дайте характеристику пропорциональной и мажоритарной избирательным системам
| Пропорциональная система | Мажоритарная система |
Особенность подсчета голосов | Избранными считаются партии, набравшие определенный процент голосов. | Избранным считается тот, кто получил в округе голосов больше других. |
Разновидности | Закрытые партийные списки и открытые партийные списки. Закрытый партийный список – когда избиратель голосует за партию, а не за кандидата. Выигранные на выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности. Если в списке центральная часть и региональные группы, то первыми проходят кандидаты из центральной части. Открытый список – избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии. Избиратель может проголосовать за одного, за двоих, указать порядок предпочтения кандидатов в зависимости от метода. | Квалифицированное большинство, абсолютное большинство, относительное большинство. Система квалифицированного большинства предполагает установление законом определенного процента голосов, которые должен получить кандидат, чтобы быть избранным в первом же туре выборов. Система абсолютного большинства предполагает набор более 50% поданных и признанных действительными голосов избирателей (50% + 1 голос). Если необходимого числа никто из избирателей не набирает – проводится 2 тур выборов, на котором на голосование выносятся два кандидата, получившие в первом туре наибольшее число голосов. Побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Система относительного большинства предполагает победу на выборах кандидата, получившего больше голосов относительно других кандидатов. Выборы завершаются в первом туре, поскольку кто-то из кандидатов получает относительное большинство. |
Преимущества для политической системы | Учитывается каждый голос избирателя. Способствует укреплению и формированию сильных политических партий. | В округе можно выдвигать сколько угодно кандидатов. |
Недостатки для политической системы | Избиратели знают только лидеров партий и не имеют представления о конкретных кандидатах. | Исключает возможность победы на выборах маленькой партии. выводит их за пределы политической жизни. |
Примеры стран, в которых применяются | Мексика, Новая Зеландия, Германия, в России на выборах депутатов гос.думы (половина голосов) | Великобритания, Япония, в России на выборах депутатов гос.думы (половина голосов) |