Файл: Занятие Становление новой российской государственности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 семинарское занятие
1. Становление новой российской государственности. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. 21 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент.
Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а Президента низложенным. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Согласно Конституции, Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления.
Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской республикой Россия в точном смысле слова не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению Президента Государственная Дума), выносить импичмент Президенту. Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека.
С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился. Россия на современном этапе. 31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства.
Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России семи федеральных округов и назначении в них полномочных представителей Президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.
2. Октябрьские события 1993 г. 21 сентября - 5 октября 1993 года произошли трагические события новейшей российской истории: Роспуск по президентскому указу № 1400 Съезда народных депутатов и Верховного Совета России, в нарушение действующей на тот момент Конституции, почти двухнедельное противостояние, завершившееся массовыми расстрелами защитников Верховного Совета 3-5 октября у телецентра в Останкино и в районе Белого дома.
3. Социально-экономическая и политическая ситуация России на рубеже ХХ – XXI в. В конце 1990 года российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти, привели к падению международного престижа России. Это стало причиной разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.
В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.
В течение длительного периода, СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако, она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.
Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она расположена стратегически выгодно и является мостом между Европой и Азией.
Традиционные связи - существенное влияние России в ряде стран и регионов, послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.
Немаловажна и политическая воля современного российского правительства, которое отвергло все попытки сделать Россию «ведомой» страной. Наша держава сумела сохранить себя в качестве самостоятельной, политической и экономической величины в современном мире. Этому способствовала правильно выбранная ориентация и активная дипломатическая деятельность руководства.
События 11 сентября 2002 года, отчетливо показали способность нашего руководства к быстрому маневру и переориентации внешней политики, а также подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству, на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия поведет политику полностью идентичную действиям США. У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран
В 2000 году была принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства.
Для обеспечения этой программы были определены основные цели:
- обеспечение безопасности страны;
- сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности;
- завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России, как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;
- воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношениях между государствами;
- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики;
- повышения уровня жизни населения;
- проведения демократических преобразований;
- укрепления основ конституционного строя;
- соблюдения прав и свобод человека.
Последовательность внешней политики, создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.
Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для мира и в этом стремлении нет места имперским амбициям. Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.
4. Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации. Существенные сдвиги в 90-е гг. XX в. и вначале XXI в. произошли во внешней политике государства. Они во многом были обусловлены новыми геополитическими реалиями. После распада СССР у России осталось 17 из 22 миллионов квадратных километров территории. Страна оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных,
независимых государств, значительно ограничены были ее выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных торговых портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на черноморском побережье - Новороссийский и Туапсинский порты. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории суверенных государств - Украины, Белоруссии и Молдовы.
Со стороны новых геополитических субъектов - бывших республик СССР наблюдается ужесточение политических позиций по отношению к России, вплоть до территориальных претензий. Сложный узел противоречий существует в районе Приднестровья, где образовалась самостоятельная, непризнанная мировым сообществом Молдавская Приднестровская Республика; антироссийский, демонстративно прозападный характер носит внешняя политика Грузии; существенные проблемы имеются во взаимоотношениях с Украиной, особенно неопределенный характер эти взаимоотношения приобрели после избрания на пост Президента Украины В. А. Ющенко. Произошла интеграция стран Балтии - Эстонии, Латвии и Литвы в состав единой Европы и НАТО. В этой связи особенно остро стоит судьба русскоязычного населения в этих республиках, особенно в Латвии, правящие националистические круги которой настойчиво проводят политику насильственной ассимиляции и вытеснения русскоязычного населения из республики. Нестабильной остается внутриполитическая обстановка в Киргизии и Таджикистане.