Файл: Антиутопия жанр художественной литературы, описывающий государственный или мировой уклад, в котором при изначальном стремлении к идеальному существованию для всех обитателей складываются негативные тенденции развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Дайте определения понятиям "УТОПИЯ" и "АНТИУТОПИЯ"
Уто́пия — изображение идеального общественного строя в прошлом или воображаемом будущем (ухрония), либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране (гетеротопия), либо как социальных преобразований, ведущих к воплощению идеала в жизнь.
Антиутопия – жанр художественной литературы, описывающий государственный или мировой уклад, в котором при изначальном стремлении к идеальному существованию для всех обитателей складываются негативные тенденции развития.
2. Почему всплеск особой популярности утопий наблюдался в эпоху Возрождения с позиций исторического развития психологического знания и самосознания человечества?
Первая причина - секуляризация, т. е. освобождение общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии. Стремление к возрождению идеалов и ценностей классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающее влияние наследия античности на формирование философских воззрений этого периода.
Вторая причина - стремление к лучшему, гуманизм. Утопии пытались сконструировать идеальное общество с идеальными людьми. В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом», устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.
Третья причина - распространение идей социального равенства людей. Идея социального равенства людей воплотилась в целой серии проектов и моделей общественного устройства, в которых отношения между людьми должны были быть организованы с учетом интересов личности и требований морали. По мнению утопистов, главнейшей опорой государства является справедливость. Так, например, у Мора в «Утопии» жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозного преследования. У жителей «Утопии» нет частной собственности, нет классов, труд становится жизненной и моральной потребностью всех островитян.
3. Почему на смену утопиям в Новое время пришли антиутопии с позиций исторического развития психологического знания и самосознания человечества?
XX век в литературе ознаменовался кризисом утопических идей. Вера в научно-технический прогресс иссякла, что привело к возникновению антиутопий. Этот жанр в противоположность утопии, показывающий, что социально-политические потрясения не способны претворить в жизнь утопические идеалы.
Главенствующим сюжетным элементом антиутопического произведения становится главный герой - протагонист - который пытается противостоять системе государства. А основным движителем сюжета в романе-антиутопии становится конфликт личности и государства. Общество не может самостоятельно принимать решения, мыслить, действовать. Всё уже предрешено государственными структурами, которые следят за любыми действиями своих граждан и любыми попытками проявить самостоятельность.
Характерными признаками антиутопии служат ритуализация жизни, псевдокарнавал, квазиноминация. Институт семьи подвержен деформации, основные функции, присущие семейным отношениям между полами искажены, либо полностью уничтожены.
4. Почему сегодня практически нет утопических фильмов или художественных произведений в отличие от антиутопий с позиций исторического развития психологического знания и самосознания человечества?
Когда авторы фантазируют об идеальной сбыче мечт, получается утопия. Это часто мечты, совершенно оторванные от реальности, показывающие незнание жизни, нежелание считаться с человеческой психологией. В некоторых утопиях (например, в "Городе Солнца") жизнь очень напоминает концлагерную. Никакой личной свободы, полная зависимость от государства, уничтожение семьи как института... Такая правильная счастливая жизнь, от которой хочется бежать как можно быстрее и дальше, куда-нибудь в несовершенную реальность.
Первая литературная антиутопия - роман Замятина "Мы" - и есть утопия. В нём описано торжество идей, которые Томас Мор и Томмазо Кампанелла полагали наилучшими для человечества. Чудовищное бездушное общество всепоглощающего прагматизма показано русским писателем не абстрактно, но в системе образов, поэтому оно так пугает.
Насколько хорошо на практике то, что гладко выглядело в теории. И всего-то нужно - живая плоть рассказа о людях, жизненная достоверность на умозрительных теориях.
Так утопия и антиутопия сошлись вместе, как и положено противоположностям. Как ни пытайся, утопия получается либо чем-то совершенно безжизненным, либо своей полной "анти", едва задумаешься о её практическом применении. Поэтому и писать их сочинителям скучно. Или интересно, но результат выворачивается наизнанку.
5. Почему в реальной жизни реализуются только антиутопии с позиций психологической природы человека?
Все слышали о параллельных вселенных. Это любимая тема фантастов да и многих фэнтезийных авторов. Дескать, существуют миры, бесчисленное число миров, которые совпадают в целости с нашим, но в какой-то момент происходит микроизменение, и тут начинается расхождение, которое ключевым образом изменяет ход истории. Иногда перегородка между вселенными по той или иной причине истончается и тогда происходят непредвиденные вещи: человек, меняясь местами со своим двойником, попадает из одного мира в другой, не зная об этом, и у него начинаются трудности с узнаванием и пониманием природы событий, поскольку в его жизни далеко не всё и совсем не так происходило, как у двойника. Вам никогда не казалось, что вы родились не в том мире, в каком существуете? Я не имею в виду социальные изменения в обществе, которые происходят постоянно и с трудом воспринимаются консервативным сознанием. Я говорю о таких изменениях, которые в вашем изначальном мире категорически не могли случиться, попросту потому, что они для него невозможны, абсурдны. И оглядываясь вокруг, вы думаете: Боже, куда я попал?! А я знаю, куда вы попали. Вы окунулись в мир антиутопии.
Антиутопия - описание любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. (Википедия)
Мы все родом из детства. А значит, мы оттуда, где обязательно, как бы трудно ни приходилось, есть надежда. Такое уж свойство детства, даже самого беспросветного - надеяться на лучшее, верить в то, что в будущем всё будет гораздо лучше, чем теперь. Что когда-нибудь мы вырастем, и наши необъятные проблемы (у кого прыщи, у кого одиночество, у кого страх, у кого зависимость от окружающих, а у кого - и что-то намного более ощутимое: голод, боль, чужбина, нищета, деспотизм взрослых, смерть близких) останутся позади. И вот однажды детство проходит, и наступает прекрасное далёко. И не то, чтобы оно застенчиво и тихо наступает, то на пятки, а то на больные мозоли - это бы еще можно стерпеть. Но оно наступает мощно. Со всех сторон. Ведя прицельный огонь. Как бы совсем не раздавило, не подстрелило...
В детстве я прочитала "Утопию" Томаса Мора. Хотела еще "Город солнца" Кампанеллы, но его в библиотеке не было, поэтому перекопала всё, что было доступного вокруг и около этой книги. Утопии мне не понравились. Что это за идеальное общество, в котором есть рабы? Хотелось надеяться, что в будущем человечества всё будет гораздо светлее и радостнее. Не может не быть светлее и радостнее. Да не тут-то было... Идеальный мир в представлении утопистов оказался чудовищен. Он навсегда отбил охоту к подобной литературе.
Отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора. (Википедия)
За утопиями наступила череда зарубежной фантастики. Она вызвала не меньшую неприязнь, чем утопии. Особенное отвращение вызвал "Конец вечности" Айзека Азимова, который можно считать скорее антиутопией, чем фантастикой, но мне тогда это было неведомо. Даже рассказы добрейшего Рэя Бредбери вызывали отторжение - ведь люди будущего выглядели меркантильными, эгоистичными, прагматичными и отношения их строились не на любви и взаимоподдержке, а на корысти. Поэтому Стругацкие с их Горбовским, Каммерером... с их верой в прогресс человеческих отношений... прошли на ура (ну да, они же тогда еще молоды были, пора "Града Обреченного" и других поздних вещей для них еще не пришла).
А потом - перестройка. А с ней Хаксли, и Оруэлл, и Замятин... и всё это мне дико не нравилось... и всё равно это нужно было прочитать, потому что у этих книг, несмотря на всю жестокость предсказанных ими миров, была притягательная, почти запретная сила. Что-то такое эти авторы видели, что не могло никому понравиться, что казалось абсурдом, а для них это было логичное продолжение человеческой истории. Они это увидели раньше других.
Прошло еще немного времени, и вдруг оказалось, что антиутопия - это не страшный прогноз на будущее, это не описание грядущего фантасмагоричного кошмара - это печальный диагноз того самого мира, в котором мы живём. И чем дальше, тем больше этот мир похож на самую злую карикатуру на него. А теперь скажите - в этом ли мире мы родились?
А мы по-прежнему мечтаем о светлом будущем. Мы мечтаем, что пусть оно будет не сейчас - когда-нибудь потом, на том свете. Потому что здесь ничего такого не будет, здесь мы все дети, и ждём, когда оно придёт, прекрасное далёко. И для кого-то такое мироощущение - признак инфантилизма, а для кого-то уверенность в том, что вера в добро и любовь изначально заложена в человека Богом.
Я, как и прежде, не люблю антиутопии. Но что заставляет меня писать уже третью подряд? Я не знаю. Хочется верить, что это никогда не случится, но понимаешь, что любой придуманный мир нервно курит за кулисами, когда на сцену выходит ее величество - Реальность.