Файл: Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности и речевому развитию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Васильева Вероника Витальевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

ул. Заводская, 9, г. Копейск, Челябинской области, Россия, 456604

8 (35139) 7 31 39; факс 8 (35139) 2 23 20

E-mail: mdou-50@mail.ru

Конспект занятия

для детей подготовительной к школе группе

по исследовательской деятельности и речевому развитию

"Составители энциклопедии"

Цель

- формирование умений и навыков исследовательского поиска

Задачи

Образовательные

- создать условия для получения детьми знаний о методах исследования;

- мотивировать детей к самостоятельному проведению исследовательского поиска, используя справочную литературу, компьютер;

- обогащать словарный запас, путем введения новых слов и объяснения их значения;

Развивающие

-развивать коммуникативные навыки, в процессе исследовательского общения;

- содействовать формированию ассоциативного мышления

Воспитательные

- продолжать воспитывать доброжелательное отношение между детьми в подгруппах.

- Технологии

исследовательская деятельность

информационно - коммуникативные

социоигровые

Формы организации

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- опыты;

- фиксация результатов;

- развивающие ситуации;

- трудовые действия.

Оборудование

энциклопедии (2 книги), познавательные альбомы "Воздух", "Пшеница", "Магниты", карточки с изображениями тем (3 карточки), методов исследования (6 штук), «папки исследователя»: на лист картона формата А4 наклеены небольшие кармашки из плотной белой бумаги, на каждом кармашке изображение «метода исследования» (3 папки), маленькие листочки бумаги (50-60 штук), самодельная заготовка для энциклопедии, кофемолка,
колоски и пшеничные зерна,мука, шарики воздушные, мешки полиэтиленовые, стаканы с водой, трубочки для коктейлей, магниты, металлические предметы, спец. одежда для лаборатории (4 шт.), влажные салфетки, ноутбук.

Ход

-Здравствуйте, ребята. Моему сыну подарили вот такие книги.

Что это за книги?

Что такое энциклопедия? (это книга, содержащая информацию по всем отраслям знания или освещающее отдельную отрасль)

-Для чего нужны энциклопедии?

-Стихи пишут поэты, сказки и рассказы – писатели, а кто пишет энциклопедии?

(Составители)

- Как вы думаете, откуда составители берут информацию для энциклопедии?
-Кто такие ученые? (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).

-Рассмотрите эту энциклопедию. Удобно ли вам узнавать из этой книги что-то новое самостоятельно? Почему?

-Я показывала эти книги ребятам из средней группы и они мне сказали…, впрочем вы сами узнаете, что они сказали. Двое ребят сейчас находятся у вас в приемной и, наверно, стесняются зайти. Пригласи, пожалуйста, Ксюша, ребят.

Входят дети средней группы.

«Мы хотим иметь в группе свою энциклопедию, но такую, чтоб мы могли изучать ее сами, без взрослых»

- А чтобы вы хотели узнать из энциклопедии?

«Мы хотели бы узнать: Как зернышки в хлеб превращаются? Где используют воздух? Как используют магнит? -Ребята, вы сможете помочь детям из средней группы? -Мы постараемся вам помочь. Миша, проводи, пожалуйста, ребят в их группу. Дети средней группы уходят. -Сможете ли вы сами стать составителями энциклопедии? -Нужно составить книгу так, чтобы ею было удобно пользоваться детям, не умеющим читать. -Подумайте, каким образом можно заменить текст книги? Пиктограмма – замена надписей символами. У нас три темы для исследования. На доску выставлены карточки с символическими изображениями тем -Ваша задача  — получить как можно больше сведений о том, что является предметом вашего исследования. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? - Существует много способов добычи информации — «методов исследования».
На доску выставлены карточки с методами исследований. -Карточки с обозначением методов исследования, прикрепленные на доску, — не что иное, как план нашего будущего исследования. Даю пояснение к каждому методу. - Но прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать пиктографическое письмо. - Подумайте, как удобнее заняться исследованием этих тем: всем вместе или разделить темы по подгруппам? (подвожу детей ко второму варианту). Предлагаю жеребьевку: каждый возьмет со стола маленькую карточку с изображением темы и в соответствии с этим объединится в группы. Значит, мы будем сегодня исследователями и составителями энциклопедии. Каждой исследовательская группа получит «папку исследователя». На каждом кармашке изображение «метода исследования». В эти кармашки вы будете вкладывать свои пиктографические записки.

На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы. На обратную сторону папки, при помощи двухстороннего скотча, прикрепите тему вашей исследовательской работы. - А я, с вашего позволения, буду консультантом и главным редактором книги. Что будет входить в мои обязанности? - Приступайте к своим исследованиям, господа ученые. Воспитатель выполняет роль активного помощника, консультанта исследователей, помогает тем, кто нуждается в помощи в данную минуту. Подгруппа исследователей, которая справилась с заданием, вместе с воспитателем приклеивают свои заметки в энциклопедию, поясняя и рассказывая о проведенном исследовании. - Какие методы исследования вы использовали? Какой из методов был наиболее интересным? Какой метод был самым важным для вашего исследования, почему? Какой метод в вашем исследовании вы не применяли и почему? Когда, все подгруппы завершили работу, воспитатель предлагает рассмотреть получившуюся энциклопедию, оставить книгу на несколько дней в своей группе, чтобы что-то дополнить или исправить, а потом передать ее ребятам в среднюю группу.