Файл: Материал из Википедии свободной энциклопедии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
интуиции, так как его можно объяснить способностью понимать значение рассматриваемого суждения. Сторонники этого объяснения утверждали, что редуцировали сомнительную метафизическую способность чистого разума к законному лингвистическому понятию аналитичности.

Необходимость и априорность[править | править код]

Метафизическое различие между необходимыми и случайными истинами было связано с различием априорного и апостериорного знания. Необходимо истинное суждение таково, что его отрицание самопротиворечиво (таким образом, оно истинно во всех возможных мирах). Возьмём суждение, что все холостяки неженаты. Теоретически его отрицание, суждение, утверждающее, что некоторые холостяки женаты, некогерентно, потому что понятие «быть неженатым» (или значение выражения «быть неженатым») — часть понятия «быть холостяком» (или часть определения слова «холостяк»). Ввиду недопустимости противоречий внутренне противоречивые суждения необходимо ложны, так как для них невозможно быть истинными. Таким образом, отрицание самопротиворечащего суждения должно быть необходимо истинным. В отличие от него случайно истинное суждение таково, что его отрицание несамопротиворечиво (таким образом, оно не истинно во всяком возможном мире). Логический позитивизм принял как очевидное утверждение, что все необходимые суждения известны априори, поскольку опыт может нам рассказать только об актуальном мире и, следовательно, о том, что имеет место, но не может ничего рассказать о том, что должно или не должно иметь место.

Критика Куайна[править | править код]

Однако аналитическое объяснение априорного знания неоднократно подвергалось критике. Самое известное критическое высказывание принадлежит американскому философу Уилларду В. О. Куайну, который считал незаконными и сам термин «априори», и различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Куайн утверждал (1951):

Но, при всей её априорной разумности, граница между аналитическими и синтетическими высказываниями просто не была проведена. То, что подобного рода различие вообще должно быть проведено, есть неэмпирическая догма эмпириков, метафизический символ веры[7].

Хотя основательность куайновского критического анализа сильно оспаривалась, он оказал сильное воздействие сам проект объяснения априорного в терминах аналитического. Многие сторонники философского 
натурализма следуют куайновскому скепсису относительно априорного знания.

Критика Крипке[править | править код]

Однако априорность, аналитичность и необходимость впоследствии были ещё более ясно отделены друг от друга. Американский философ Сол Крипке (1972), например, создал сильные аргументы против утверждения об их близкой связи. Крипке утверждал, существуют апостериори необходимые истины, такие, как суждение, что вода является H2O (если это истинно). По Крипке это утверждение необходимо истинно (так как вода и H2O — одна и та же вещь, они тождественны в каждом возможном мире, а истины тождества логически необходимы), и при этом апостериори (так как это известно только через эмпирическое исследование). После работ Крипке и других философов (например, Хилари Патнэма), в философии более ясным образом проводится различие между априорностью и необходимостью и аналитичностью.

Современное состояние[править | править код]

Таким образом, отношения между априорностью, необходимостью и аналитичностью трудны для исследования. Однако большинство философов-аналитиков согласны с тем, что хотя объёмы этих понятий могут накладываться друг на друга, они явно нетождественны. Различие «априори» и «апостериори» является эпистемологическим, «аналитического» и «синтетического» — лингвистическим, «необходимого» и «случайного» — метафизическим.

Неореализм[править | править код]

Представители философии неореализма не имели единой точки зрения на априорное знание, некоторые из них признавали его, а некоторые критиковали (например, Фердинанд Гонсет).

Сэмюэл Александер считал пространство и время постижимыми лишь посредством априорной интуиции, которая является основой и условием всякого ощущения и всякого возможного опыта.

Близкий по взглядам неореализму А. Н. Уайтхед, напротив, рассматривал пространство-время как результат процессов становления и, соответственно, критиковал понимание пространства и времени как априорных предпосылок познания.

Феноменология[править | править код]

Гуссерль[править | править код]

Эдмунд Гуссерль исследовал проблемы априорного знания. Сама феноменология трактуется им как «первая философия», как наука, выявляющая и описывающая предельные априорные структуры чистого 
сознания и априорные условия мыслимости предметов независимо от сфер их приложения (универсальное априорифеноменологическое априори).

Феноменология является наукоучением (теорией, обосновывающей науку), строгой наукой о чистых принципах и об универсальных априорных структурах научного знания, универсальным учением о методе, поскольку структуры чистого сознания составляют условия возможности эмпирического и теоретического знания.

Феноменология изучает усмотрение сущностей (сущностное созерцание), сознавание чистых истин и априорных смыслов — как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых.

Шелер[править | править код]

Макс Шелер ввёл понятие «материального априори», которое задаёт идею имманентного феноменологического опыта, непосредственно схватывающего «сами факты», феномены, и позволяет достигать сущности через соответствие акта восхождения к ней данностям феноменологического опыта. Таким образом, сущность может являться и может быть усмотрена отдельной личностью. Своё материальное априори Шелер противопоставлял априори Канта, которое он называл формальным априори, которое исключает возможность того, чтобы сущность являлась в опыте. Со сферой ценностей у Шелера связаны понятия «эмоционального априори»«нравственного априори» и «религиозного априори».

Диалектический материализм[править | править код]

Опираясь на гегелевскую критику кантовского понятия априорного знания, диалектический материализм принял тезис об активности познания и стал развивать идею его социальной природы. Как следствие, он отказывался от априорных предпосылок как принципа объяснения природы знания и в основу своей теории познания положил тезис о происхождении всякого знания в конечном счёте из практики.

Согласно диалектическому материализму, любое знание является отражением действительности. При этом действительность даётся субъекту познания не прямо, непосредственно, а через практику, то есть через деятельность, в которой сознание не просто воспроизводит данные опыта, а активно, творчески их перерабатывает. Благодаря этому то или иное конкретное знание (или форма мышления) может непосредственно возникать не из опыта, а из другого знания и, в этом смысле, носить на себе следы априоризма; его опытное, апостериорное происхождение обнаруживается в таком случае лишь в исторической перспективе
[8].

Философия и методология науки[править | править код]

В философии и методологии науки как самостоятельном направлении философских исследований представлены разные взгляды на априорное знание в науке.

Находившийся вне школ французский философ науки Эмиль Мейерсон противостоял позитивистской методологии и ставил себе целью апостериорное познание априорных начал мышления. В основе разума (мышленияпознания) лежит априорный принцип тождества, который проявляется как его постоянная тенденция: познание есть отождествление различного (замена многообразного инвариантными связями и отношениями). Он проявляется через постоянно воспроизводимые в науке и в обыденном мышлении априорные образцы работы разума. Научная теория возникает в результате взаимодействия априорной отождествляющей способности с эмпирическим материалом, но между ними всегда остаётся зазор. В силу этого положения научной теории не априорны и не апостериорны, а лишь правдоподобны.

Англосаксонская философия науки 2-й половины XX века (например, Т. КунИ. Лакатос) фактически не исключает наличия в науке априорного знания. К этому типу знания относятся исходные предпосылки науки, выбор которых, однако, условен и конвенционален[9].

Немецкий философ науки Курт Хюбнер в своей «исторической теории науки» исследовал, как различаются априорные по отношению к познанию (науке) основания в социокультурных контекстах различных исторических эпох.

Постмодернизм[править | править код]

Мишель Фуко ввёл понятие исторического априори как историческую связанность правил дискурсивной практики.

Примечания[править | править код]



В Викисловаре есть статья «априори»

  1.  Кант И. Введение. I. // Критика чистого разума Архивировано 2 декабря 2006 года.

  2.  Кант И. Введение. VII // Критика чистого разума Архивировано 2 декабря 2006 года.

  3.  Кант И. Критика способности суждения // Сочинения: В 6 т. — Т. 5. — М., 1966. — С. 179 Архивная копия от 10 августа 2020 на Wayback Machine.

  4.  Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. — Т. 1. — М.: Мысль, 1974. — С. 97. Архивная копия от 16 мая 2007 на Wayback Machine (§ 12.)

  5.  Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. — Т. 1. — С. 98. Архивная копия от 16 мая 2007 на Wayback Machine (§ 12.)

  6.  Там же. Архивная копия от 16 мая 2007 на Wayback Machine — С. 154. (§ 41.)

  7.  Куайн У. В. О. Две догмы эмпризма Архивная копия от 18 июня 2008 на Wayback Machine / Пер. Т. А. Дмитриева // Куайн У. В. О. Слово и объект. — М.: Логос, Праксис, 2000.

  8.  Априори // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

  9.  См.: Швырев В. С. Знание и мироотношение Архивировано 3 июля 2006 года. // Философия науки. — Вып. 1. — М., 1995. — С. 217—255 (особенно 234—235).


Литература[править | править код]

Первоисточники[править | править код]

  • Кант И. Критика чистого разума. // Сочинения в 6 т. — Т. 3. — М., 1964. — (Есть и более поздние издания.)

  • Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Сочинения в 6 т. — Т. 4. Ч. I. — М.: Мысль, 1965. — С. 67—209.

  • Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 6 т. — Т. 5. — М.: Мысль, 1966. — С. 161—529.

  • Гуссерль Э. Феноменология: Статья в Британской энциклопедии // Логос. — 1991. — № 1. — С. 12—21.

  • Лейбниц Г. В. Монадология / Пер. Е. Н. Боброва // Сочинения: В 4 т. — Т. 1. — М.: Мысль, 1982. — С. 413—429.

  • Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии  (недоступная ссылка с 13-05-2013 [3532 дня] — история) // Человек. — 1997. — № 5.

  • Фуко М. 5. Историческое априори и архив // Фуко М. Археология знания: Пер. с фр. / Общ. ред. Б. Левченко. — Киев: Ника-Центр, 1996. — С. 127—134.

Исследования[править | править код]

  • Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. — 456 с. — ISBN 5-204-00155-7ISBN 5-9292-0008-4.

  • Гайденко П. П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии. — 2003. — № 9. — С. 134—150.

  • Добронравов С. Проблема априоризма в русской философии математики начала XX века (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 13-05-2013 [3532 дня] — история) // Математика и опыт: Материалы конференции

  • Круглов А. Н. О происхождении априорных представлений у И. Канта // Вопросы философии. — 1998. — № 10. — С. 126—132.

(Также: Знание и традиция в истории мировой философии / Сост. Н. Н. Трубникова, Н. Н. Шульгин. — М.: РОССПЭН, 2001. — С. 257—263. — ISBN 5-8243-0233-2)

  • Круглов А. Н. Понятие априорного в Античности и Средних Веках.

  • Eisler R. A posteriori // Idem. Wörterbuch der philosophischen Begriffe. Historisch-quellenmässig. — 2. Aufl. — Bd. 1. — 1904. (нем.)

См. также[править | править код]

  • Агностицизм

  • Антиципация

  • Апостериори

  • Априорный язык

  • Априорная вероятность

  • Априорное распределение

  • Витгенштейн, Людвиг

  • Дуализм

  • Категория (философия)

  • Список крылатых латинских выражений

  • Льюис, Кларенс

  • Рамос, Маганья

  • Фихте, Иоганн Готлиб

  • Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон