Файл: Крупным агрономом xviii в., писавшим о почвах, был И. М. Комов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Крупным агрономом XVIII в., писавшим о почвах, был И.М. Комов.

Иван Михайлович Комов (1750—1792) происходил из разночинцев (сын дьякона), образование получил в Московской "Славяно-преко-латинской академии, в которой учился Ломоносов, ряд первых профессоров Московского университета (Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, С. Г. Зыбелин, П. Д. Вениаминов, А. М. Брянцев) и других деятелей русской науки и культуры XVIII в. (зодчий В. И. Баженов, сатирик А. Д. Кантемир, В. К. Тредь- яковский, акад. С. П. Крашенинников, Л. Ф. Магницкий— первый российской математики учитель).

В академии Комов числился под фамилией Михайлова, по имени отца. Из Московской академии Комов под той же фамилией Михайлова был направлен в 1767 г. в Петербург для участия в экспедиции Академии наук. С 1768 по 1775 г. он путешествовал в составе экспедиции С. Гмелина по центральным и юго-восточным районам Европейской России, побережью Каспийского моря, включая его южную, иранскую часть, междуречью Дон- Сал-Маныч и юго-западной части Прикаспийской низменности, между Волгой и Кумой. Экспедиция эта закончилась захватом С. Гмелина дагестанским ханом Усме- ем и смертью его в тюрьме. После смерти Гмелина Михайлов-Комов вместе с другими участниками экспедиции вернулся в Петербург, но не остался работатыв Академии наук, а в 1775 г. уволился из нее.

В полученном им при увольнении академическом аттестате он впервые назван своей настоящей фамилией — Комов. В следующем году он был командирован для изучения земледелия в Англию, где провел восемь лет (1776—1784). После :возвращения из Англии Комов был назначен помощником директора домоводства Московской казенной палаты. Казенные палаты были учреждены в русских губерниях в 1775 г. В ведение их входили «домостроительные (сельскохозяйственные) и казенные дела той губернии, как- то: ведомости о числе народа, ревизионные сказки, сведения о приходе и расходе, ревизия счетов, соляные дела, винный откуп и подряды, казенные права, казенные и публичные строения и их держание».

Комов в Московской казенной палате занимался главным образом сельскохозяйственными делами, являясь как бы первым московским губернским агрономом. Он добился предоставления ему близ Москвы земельного участка из казенных ^оброчных земель, площадью 124 десятины, для практического обучения крестьян правильным приемам земледелия, а также заложил опытный участок в селе Александровском Московской губернии на даче генерал-прокурора А. А. .Вяземского.

Комов установил связь с Вольным экономическим обществом, в «Трудах» которого напечатал работу об отделении семян костра ржаного от семенного зёрна пшеницы и ржи и о предохранении пшеницы от головни (1-787).

Первой печатной работой Комова была книга «О земле дельных орудиях», опубликованная в 1785 г. и вышедшая вторым изданием в 1791 г. Эта книга представляла первое русское руководство по сельскохозяйственным машинам, содержавшее описание и критический разбор орудий, бывших в тот период в употреблении в Англии.

 В 1788 г. вышла в свет книга Комова «О земледелии», представлявшая как бы энциклопедию земледелия и растениеводства XVIII в. Эта книга настолько быстро разошлась, что в следующем, 1789 г., вышло второе издание ее. В ней Комов довольно много внимания уделил вопросам почвоведения.

 В особом разделе книги, озаглавленном «О питательном соке», Комов изложил свои взгляды на вопросы питания растений. По Комову, «питательный сок растений ничем не разнится от пищи животных;.. И, что еще дивнее, обоих сок питательной одинаким образом приготовляется, а именно гнилью»

 Таким образом, Комов высказывал взгляды на питание растений, близкие к «гумусовой теории», впоследствии развитой в Германии А. Тэером.

 Вместе с тем он расширил представления Ломоносова о воздушном питании растений и распространил их на всё

растения. По Комову, «-воздух есть главный питатель растений», «...питательное вещество растений и животных беспрестанно то с земли на воздух подымается, то паки на землю опускается» .


 В связи с этим верхний слой земли, более близкий к воздуху, лучше глубоких слоев: «...верхний слой земли,— писал Комов, — есть желудок оной, в котором питательный сок растений ка(к от согнития животных и растений на земле оставшийся, так и с воздуха падающий -варится, и сварившись в корни входит» . Чтобы узнать свойства этого слоя, необходимо исследовать его в специально выкопанных ямах. «А юколь он глубок или* толст, легко узнать можно выкопав жму длиною, шириною й глубиною в поларшина, или глубже, есть ли он через меру толст случится; через что не только глубину, но и свойства земли, горяча ли она или студена, мокра или суха, рухла или плотна, мягка или тверда, легка или тяжела, и наконец сочна или тоща, видеть можно будет» .

 Таким образом, Комову уже была известна методика полевого исследования почв методом почвенных разрезов.

Далее он описывает признаки хорошей и плохой почвы. «Притом добрая земля бывает черна, или из черна сера, после дождя приятной запах испускает, т языке рассыпается и тает, и есть ли потереть ее между пальцами, она к ним льнет, и мягка, жирна и слизка бывает; напротив того худая бывает из светла сера, или, что еще хуже, желта; и либо ничем не пахнет, либо-противной запах, как болотная земля, испускает... Сверх сего можно судить о доброте и худобе земли по положению оныя... Наконец можно свойства земли угнать по древам и травам на ней растущим... Чернолесье, где дуб, клен, вяз, илем, яблынник растет; так же где буквица, роман, клубника обильно родится, показывает добрую землю; березник убогую глину, сосняк, можжевельник и молодиль сухую супесь; а тростник, мох, хвощь, осока мокрую землю и болотную...»

 В своей книге Комов описывает метод механического анализа почвы «перегнатой или перевареной водой» с отделением глины от песка путем сливания (декантации) после предварительной обработки почвы «морской кислотой» (соляной кислотой) до того, пока она «кипеть перестанет». Он излагает также методику определения содержания .в почве воды, извести и количества «питательного сока». Последнее, по Комову, выражается плотным остатком двух водных вытяжек с кипячением в течение часа при соотношении 2,5 ведра воды на пуд земли.

 Исходя из своих взглядов на питание растений, Комов особенное значение в повышении плодородия почвы придавал навозу, указывая, что «без обилия навоза больших успехов иметь в земледелии не можно» .



 Увеличивая запас питательных веществ в почве, навоз одновременно улучшает ее физические свойства — увеличивает рыхлость, способствует сохранению влаги и т. д.

 Кроме навоза, Комов рекомендовал применять и другие органические удобрения, « к животному и травному царству принадлежащие,... кои, гния в земле и раздробляют ее и утучняют, так что корни растений и довольно соку питательного в ней -находить и удобно ходить за ним могут» .

 Но он не отрицает пользы внесения в почву, мине« раальных веществ—песка, глины, меловой глины, мела, известкового камня, извести, соли и др., «кои хотя сами собою бесплодны, но смееяся с землею, делают ее плодоносной».

Большое внимание Комов уделял вопросам^обработ,- ки почвы, считая повсеместно обязательным проведение зяблевой вспашки. Он же впервые предложил двухслойную вспашку.

 Комов предлагал также вводить севообороты с чередованием растений, имеющих разную потребность в питательных веществах. «Главное искусство состоит том,—писал он,— дабы учредить севооборот разных растений так, чтобы земли не изнурять, а прибыли от не я получить, сколько можно, больше. Сего можно достигнуть, есть ли поочередно то овощ, то хлеб, то траву сеять».

 Основная ценность книги «О земледелии» состоит в том, что в ней, наряду с широким использованием русской и иностранной, особенно английской, литературы, приводятся многочисленные данные личных наблюдений Комова, накопленных в течение семилетнего путешествия по России в составе экспедиции С. Гмелина.

 В книге «О земледелии» не затрагивается вопрос о положении крепостных крестьян. Но в предисловии к ней «О необходимости, пользе и приятности земледелия и средствах привести оное в совершенство» Комов, указывая, «что земледелие есть мать всякого ремесла и промысла», потому что все вещи, кои рукоделец делает и купец покупает, от рук земледельца идут; и естьли бы этот хлеба да скота на торг не возил, так тем бы есть было нечего», в то же время следующим образом описывает положение земледельцев:

 «Хижина убогая, да одежда толстая, которая только от насилий воздуха закрывает; а пища и питание такие, что только голод да жажду утолить могут. Ибо редко ему и хлеба от пшеницы им сеянной или мяса от скотины призором его вскормленной вкусить случится». А «во время продолжительных недородов хлебные торговцы, скупив его (хлеб) великим количеством, прижимают и такую цену ставят, что бедной народ по городам, по деревням многим с голоду помирает» .


 Сочувственное отношение Комова к земледельцам проявилось только в попытках организаций некоторых просветительных мероприятий, имевших задачей подъем крестьянского сельского хозяйства в условиях крепостного строя.