Файл: Государственное управление ссср в послевоенный период (19461953) общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет (институт)_Заочного обучения_________

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине: «История государственного и муниципального управления»

на тему: Государственное управление СССР в послевоенный период (1946-1953): общая характеристика


Студентки Борозненко Марии Николаевны

фамилия, имя, отчество полностью

Курс __1__ Группа ___ЗГМУ 201_____
Проверил ________Канд. ист. н. _____________

ученая степень, звание

_________Полуаршинов А.В_______

фамилия, имя, отчество полностью

Омск 2020
Содержание



Введение 3

1. Общая характеристика государственного управления в послевоенный период 5

2. Сталинский режим в послевоенный период (1946 – 1953) 8

3. Основные тенденции послевоенного управления. 10

Заключение 14

Список использованных источников 16

























































Введение

После окончания Великой Отечественной войны были предприняты попытки усовершенствовать систему управления страны. Особое значение придавали вопросу восстановления экономики страны. Изначально, как и другие европейские государства, Советский Союз рассчитывал на получение зарубежной экономической помощи.  Первые послевоенные годы можно характеризовать проектами формирования политического курса, связанного с коррекцией приоритетов хозяйственного развития в сторону производства товаров народного потребления, и мероприятий по укреплению денежной системы.  Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет).


Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа

После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того, чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что период с 1946 по 1953 – это один из значимых периодов в истории СССР, который заслуживает внимания.

Целью данного реферата является изучение государственного управления СССР в послевоенный период. Для достижения заданной цели следует решить следующие задачи:

  1. Дать общую характеристику государственного управления в послевоенный период;

  2. Изучить Сталинский режим в послевоенный период (1946-1953);

  3. Рассмотреть основные тенденции послевоенного управления.






















1. Общая характеристика государственного управления в послевоенный период

Система государственной власти в послевоенные годы функционировала под влиянием двух противоположных тенденций, противоборство между которыми составляло, по мнению современных ученых, основной лейтмотив общественного и государственного развития в этот период новейшей советской истории. 

В послевоенные годы политический режим ужесточил свой контроль над обществом. Был произведен разрыв с политической традицией, установившейся после октября 1917 г., изменился подход к формированию идеологии (в ней усиливаются национально-патриотические мотивы, культ вождя и т.п.) и руководящих государственных и партийных кадров. Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары были преобразованы в министров. В 1946 г. Рабоче-Крестьянская Красная Армия была переименована в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б) — в Коммунистическую партию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только председателю Совета Министров маршалу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии. В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных республик). В феврале 1947г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах. [1, С.323-324]


Первые послевоенные годы - это апогей сталинизма. После непродолжительного периода колебаний (1945-1947) между двумя возможностями направления политического развития - частичной либерализация режима и сохранением в неприкосновенности тоталитарного строя – был выбран второй путь. Во внутренней политике это означало приверженность к привычным административно – командным методам управления, начало нового витка политических репрессий (кампания против космополитов, «ленинградское дело», «дело врачей» и др.), во внешней политике - «советизацию» восточноевропейских стран и усиление конфронтации с Западом. На вторую половину ХХ века приходится рассвет, кризис и крах советской государственности т господства коммунистической партии, главная черта система государственного управления.

В 1946 г. был значительно сокращён контингент населения, снабжаемого хлебом по карточкам, норма выдачи несколько раз снижалась. В стране нарастала дистрофия, выросла детская смертность. В то же время СССР поставлял зерно в страны Восточной Европы и даже во Францию. В 1946 г. экспорт хлеба составлял 10% всего заготовленного зерна [4, C.98].

После окончания войны ГКО был упразднен, а функции хозяйственного руководства перешли к СНК СССР (в марте 1946г. СНК был преобразован в Совет Министров СССР). Основу программы восстановления составил четвёртый пятилетний план на 1946-1950 гг., разработанный Госпланом и принятый Верховным Советом СССР в марте 1946г. Главной задачей являлось восстановление пострадавших районов страны, восстановление довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства с тем, чтобы превзойти его в значительных размерах. План предполагал первоочередное восстановление и развитие тяжёлой промышленности и железнодорожного транспорта. Производство средств производства должно было развиваться более быстрыми темпами, чем производство предметов потребления.

Наряду с восстановлением промышленности в районах, подвергшихся оккупации, осуществлялись следующие меры:

1) Частичная реэвакуация предприятий в центр;

2) Перевод промышленности на выпуск гражданской продукции;

3) Вовлечение демобилизованных в производственную деятельность, их обучение и переквалификация;

4) Восстановление нормального режима работы на предприятиях.

После окончания войны было отменено чрезвычайное положение и упразднены чрезвычайные органы управления: Государственный комитет обороны. Ставка Верховного Главнокомандования и др. В 1946-1948 гг. прошли выборы в местные советы, верховные советы республик и Верховный совет СССР, позволившие обновить депутатский корпус, практически не менявшийся в годы войны. Были приняты меры по усилению коллегиальности в деятельности советов, чему способствовал более регулярный созыв их сессий, увеличение числа постоянных комиссий. Так, в феврале 1947 г. в обеих палатах Верховного совета СССР были созданы постоянно действующие комиссии законодательных предположений, основной задачей
которых было упорядочение союзного законотворчества, разработка конституционных основ законодательства в различных сферах управления и общественной жизни.

2. Сталинский режим в послевоенный период (1946 – 1953)

После окончания Великой Отечественной войны, Иосиф Сталин был непросто лидером страны, а настоящим спасителем отечества. Иначе как вождем его практически не называли, а культ личности в послевоенное время достиг своего апогея. Казалось, что авторитет такого масштаба пошатнуть невозможно, но Сталин сам приложил к этому руку.

Период характеризуется восстановлением народного хозяйства, определённым ужесточением тоталитарной власти, усилением борьбы с инакомыслием, вызванной, в том числе, началом «холодной войны». Победа в кровопролитной Великой Отечественной войне открыла новую страницу в истории СССР. Она породила в народе надежды на лучшую жизнь, открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре, однако «демократическому импульсу» противостояла вся мощь созданной Сталиным системы. Её позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, как оказалось, ещё более окрепли в послевоенный период.

«Демократический импульс» войны проявился и в возникновении целого ряда антисталинских молодёжных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Однако абсолютное большинство населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы. Поэтому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошёл по двум направлениям: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой — усиления борьбы с «вольнодумством» и укрепления тоталитарного режима.

Сталинский режим возвращался к реакции как во внутренней, так и во внешней политике. Терялись демократические итоги войны. Советский Союз не выполнил своих обязательств по своевременному выводу войск из Ирана, была сделана попытка создания «Демократической республики Иранского Азербайджана». По существу, предъявлялись территориальные претензии к Турции. [3, С.52]

Приводя примеры силового, искусственного решения многих вопросов в советской части Европы, У. Черчилль делает заключение: «...Это не та освобожденная Европа, ради создания которой мы боролись. Это также не та Европа, которая имеет основы прочного мира». «Наши проблемы не исчезнут, если мы закроем глаза, – предупреждал У. Черчилль. – И не исчезнут они и оттого, если просто сидеть и ждать, что произойдет: не заставит их исчезнуть и политика умиротворения». «Я не верю, – подчеркнул он, – в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин». По его мнению, диктатуру Гитлера, Вторую
мировую войну было возможно легко предотвратить, даже без единого выстрела. В отношении угрозы новой войны нужны своевременные меры – объединение, создание сильной системы международной безопасности, достижение взаимопонимания с Россией по всем вопросам под общим руководством ООН и при помощи международного инструмента, поддерживаемого силой англоязычных стран и всеми их связями. [3, с.53]

Последствия войны были крайне тяжелыми для СССР, потерявшего в общей сложности 20 млн. человек (цифра того времени; сейчас потери оцениваются в 27 млн. человек). Восстановление экономики, начатое в соответствии с 4-м пятилетним планом (1946–1950), быстрее всего идет в промышленности, причем приоритет отдается по-прежнему базовым отраслям. Уровень жизни повышается крайне медленно, причем на жизни каждого советского человека сказывается ужесточение политического контроля со стороны общества. Война еще более усилила централизацию, и Сталин, вокруг личности которого возведен самый настоящий культ, правит практически единолично, подчинив себе и партию, и всю административную систему.

3. Основные тенденции послевоенного управления.



В политическом процессе 1945–1953 годов тесно переплетались два противоположных курса – на сохранение и развитие репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. В послевоенном обществе жила надежда на перемены, обновление политических, экономических и идеологических структур. Постепенно появлялись идеи о возможности демократизации советского режима. Оживление общественной жизни проявлялось в возобновлении после долгих перерывов съездов общественных и общественно-политических организаций СССР. [5, С.27]

До 1947 г. в городах и рабочих поселках СССР сохранялось нормированное распределение важнейших продовольственных и промышленных товаров, введенное в первый период войны. В 1947 г. карточная система, сохранявшая довоенные государственные розничные цены, была отменена. СССР провел это мероприятие одним из первых в послевоенной Европе. [6, С.593]

Параллельно с денежной реформой Советское правительство стало систематически проводить дефляционную политику: весной каждого нового года провозглашалось очередное значительное снижение цен на ходовые товары. Оно проходило с 1948 г. по 1953 г. Этот период обычно называют “золотым веком цен”. 1 апреля 1953 г. было шестое по счету снижение почти на все продукты и товары массового потребления: хлеб, муку, крупы, зерно, мясо, рыбу, масло, сахар, водку, ткани, готовую одежду, обувь, мыло, хозтовары. Особенно значительным, на 20 %, было снижение цен в 1950 г. В итоге за шесть снижений цены с 1947 г. сократились более чем в два раза. Вызвана такая политика прежде всего низкой покупательной способностью населения: зарплата за годы войны не росла, а цены увеличились в 3 раза. Средний размер заработной платы не достигал 500 рублей, а 1 кг хлеба стоил – 3–4 руб., 1 кг мяса – 28–32 руб., 1 кг сливочного масла – более 60 руб., 1 шерстяной костюм – 1500 руб. [6, С.594]