Файл: Задачами обж являются.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1.

Понятие «методика преподавания учебного предмета». Предмет методики преподавания БЖД (МО БЖД). Задачи МО БЖД. Структура МО БЖД. Закономерности МО БЖД.

Ответ:

Методика преподавания любого школьного предмета – это педагогическая наука о системе процессов обучения и воспитания, знание которой позволяет учителю управлять образовательным процессом.1

Соответственно, методика преподавания ОБЖ – наука о совокупности форм, способов и приемов обучения учащихся безопасному поведению в окружающем мире.

Методика преподавания предмета определяется задачами и функциями.

Задачами ОБЖ являются:

  • формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

  • формирование знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания;

  • формирование умения определять способы защиты от опасностей, а также ликвидировать негативные, последствия, и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей.

Как и другие учебные дисциплины, ОБЖ участвует в осуществлении ряда функций:

  • образовательной, суть которой состоит в вооружении учащихся системой знаний, умений, навыков;

  • воспитательной, заключающейся в формировании мировоззрения, активной социальной позиции;

  • развивающей, сводящейся к развитию творческого мышления;

  • психологической, призванной обеспечить подготовку учеников к успешной деятельности в современном мире.

Исходя из задач курса ОБЖ и его содержания, методика преподавания ОБЖ должна отвечать на следующие вопросы: зачем изучать опасности окружающего мира и способы защиты от них? Чему учить? Как учить? Какие методы и способы применять для достижения учебных и воспитательных целей?

Методика исследует и разрабатывает цели обучения ОБЖ, определяет содержание учебного материала по ОБЖ и построение предмета, определяет формы, методы, средства обучения, воспитания и развития школьников. Кроме того, методика обучения БЖ выясняет место и значение ОБЖ как учебного предмета в общей системе обучения и воспитания, а также разрабатывает учебное оборудование, методические рекомендации, указания, методики преподавания отдельных разделов курса ОБЖ.

В структуре методики обучения БЖ можно выделить общую и специальные части. Общая методика рассматривает вопросы преподавания всех разделов ОБЖ, а именно единство содержания и методов преподавания, взаимосвязь между формами учебной работы, преемственность курсов и роль межпредметных связей, целостность и развитие всех элементов обучения.


Специальные (частные) методики рассматривают специальные для каждого раздела вопросы преподавания, связанные с особенностями содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методики подготовки и проведения уроков, экскурсий, внеурочных работ, внеклассных занятий.

Методика преподавания ОБЖ ххарактеризует процесс обучения учащихся с учетом закономерностей его осуществления. При этом рассматриваются внешние и внутренние закономерности обучения.

Внешние закономерности:

  • социальная обусловленность целей, задач обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе;

  • содержание школьного предмета и его обусловленность уровнем развития безопасности жизнедеятельности и ее востребованностью в современном обществе;

  • степень подготовленности выпускников школы к участию в жизни общества.

Внутренние закономерности:

  • зависимость результативности обучения учащихся от методов преподавания;

  • выбор технологий, методов, средств и форм обучения основам безопасности жизнедеятельности;

  • взаимодействие педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе;

  • зависимость эффективности процесса обучения от степени овладения учащимися знаниями и умениями, уровня их интеллектуального развития и особенностей взаимоотношений с педагогом.

Закономерности процесса обучения выражаются в принципах обучения. Принципы обучения – это руководящие идеи, правила деятельности и требования, определяющие характер образовательного процесса.

Методика основ безопасности выделяет общепедагогические и специфические принципы обучения. К общепедагогическим относятся:

1. Принцип научности, гарантирующий сообщение учащимся фактов, понятий, законов, теорий, утвержденных в науке.

2. Принцип доступности, обеспечивающий создание условий для преодоления трудностей всеми учащимися в процессе обучения.

3. Принцип единства обучения, воспитания и развития, который нацеливает учителя на комплексное решение задач по достижению высокого уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

4. Принцип связи теории с практикой, ориентирующий учащихся на применение полученных на уроках знаний в решении практических задач, анализ и преобразование окружающей действительности.


6. Принцип систематичности и последовательности, обеспечивающий целенаправленное упорядочение знаний и умений учащихся.

7. Принцип системности, ориентирующий на системную организацию обучения на основе всех его компонентов.

8. Принцип фундаментальности, нацеливающий на изучение и усвоение учащимися основных научных теорий и понятий, результатов фундаментальных исследований.

9. Принцип вариативности, который предусматривает возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно-методических подходов;

10. Принцип гуманизации, который предполагает создание комфортных условий получения образования, проявления творческой индивидуальности учащихся.

11. Принцип интеграции, обеспечивающий гибкость и мобильность науки в условиях непрерывно меняющегося окружающего мира.

12. Принцип дифференциации, предоставляющий учащимся возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий с учетом психофизиологических особенностей и уровня развития учащихся для развития их интересов, склонностей и способностей.

13. Принцип экологизации и природоохранности, ориентирующий на формирование у обучающихся экологического мировоззрения, осознание необходимости беречь окружающую природу.

Вопрос 2.

Характеристика практических методов обучения. Особенности их применения в курсе ОБЖ.

Ответ:

Группа практических методов ставит своей задачей обеспечение освоения учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Кроме того методы данной группы, ориентированные на изучение нового материала, развивают у студентов самостоятельность.

1. Практическая работа.

Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Практические работы ставят своей задачей обеспечить освоение студентами навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Поскольку в курсе БЖД учащиеся изучают природные явления, имеющие географическую обусловленность, то при разработке практических работ необходимо пользоваться уже сформированными у них умениями и навыками работы с географической картой, атласом, контурными картами.

В зависимости от уровня познавательной активности студентов практическая работа может быть организована тремя разными способами.

  • По образцу. При данном способе организации практической работы учащиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея в своей тетради или на доске выполненное задание такого же типа. Сверяясь с ним, студенты получают возможность применить его способы и подходы к решению поставленных в практической работе задач.

  • По алгоритму. В данном случае студентам необходимо дать детальное описание порядка выполнения практической работы. Желательно пошаговое описание. Это можно организовать в форме фронтального инструктажа или выдать персонально каждому учащемуся (группе учащихся) карточку- инструкцию.

  • Самостоятельная (проблемная). В данном типе практических работ порядок исполнения операций, выбор способов решения возникающих проблем, методы и подходы к выполнению заданий - все определяется самостоятельно студентами (группой студентов). Перед преподавателем стоит в этом случае только две задачи - грамотно и доступно сформулировать проблему (задание) и осуществлять текущую консультацию и контроль в процессе выполнения работы. Такой подход к практическим работам возможен только при групповой форме образовательного процесса, либо при высоком уровне подготовленности и самостоятельности учащихся.


2. Самостоятельная работа.

Индивидуальный метод. Целью самостоятельных работ в курсе БЖД является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации. Исходя из возможностей группы, имеющегося в распоряжении преподавателя материала и других критериев, выбирается один из способов, описанных выше при характеристике практической работы.

При организации самостоятельных работ, в которых основным (единственным) источником информации служит учебник по БЖД, необходимо формулировать предлагаемое студентам задание так, чтобы они анализировали текст, выделяли его главные положения, определяли структуру материала. Недопустимо организовывать самостоятельную работу в форме механического переписывания фрагментов текста.

При использовании нескольких источников информации целесообразно давать задания на сравнение материала разных источников, сопоставление и дополнение информации основного источника выдержками из дополнительных.

Вопрос 3.

Разработайте комплект заданий для проведения уплотненного опроса по теме «Аварии на радиационно-опасных объектах».

Ответ:
Проверочная работа по теме: «Аварии на радиационно-опасных объектах и защита населения ».


I вариант

II вариант

1. Сформулируйте определения, составив фразу из предложенных фрагментов. Ответ запишите последовательностью цифр.

Авария – это…

1…. разрушении технического устройства

2…. заключающееся в повреждении,

3…. чрезвычайное событие техногенного характера,

4…. выходе из строя,

5…. или сооружения во время его работы.



Радиационная авария – это…

1…. неправильными действиями персонала,

2…. к облучению людей выше установленных норм

3…. потеря управления источником ионизирующего излучения,

4…. которые привели (или могут привести)

5…. вызванная неисправностью оборудования,

6…. или к радиоактивному загрязнению местности.

7…. стихийными бедствиями или иными причинами,


2.Что такое радиационно опасный объект?

2. Перечислите виды радиационно опасных объектов.

3.Что такое ионизирующее излучение (проникающая радиация)? В чём его опасность для человека и каковы отрицательные последствия?

3.Что такое радиоактивное загрязнение местности (окружающей среды)? В чём его опасность для человека и каковы отрицательные последствия?

4.Сформулируйте рекомендации для населения, проживающего на радиационно загрязнённой местности.


4. Перечислите правильные действия населения, получившего сигнал оповещения о радиационной аварии.




Контрольно-измерительный материал.

Основы безопасности жизнедеятельности.

Задания в тестовой форме.

Перед вами тест с 25 вопросами, к каждому вопросу даётся четыре варианта ответов. Вам необходимо выбрать правильный ответ и записать его в бланк ответов в виде буквенного обозначения в столбец, соответствующий номеру вопроса.

1.РОО-объект на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют:

А) химические вещества;

Б) радиоактивные вещества;

Г) топливо;

Г) минеральные вещества
2.Радиация:

А) имеет запах нашатырного спирта;

Б) стелется по земле на небольшой высоте;

В) не имеет запаха;

Г) не имеет запаха, цвета и вкуса

3.В зоне радиоактивного заражения человек облучается и у него может возникнуть:

А) отравление;

Б) поражение опорно-двигательного аппарата;

В) лучевая болезнь;

Г) головная боль

4.Какую профилактику нужно проводить в течение 7-ми дней при радиоактивном заражении:

А) лучевую;

Б) антилучевую;

В) йодную;

Г) радиационную

5.Ориентировочная норма радиационной безопасности человека за год:

А)100бэра;

Б) 500 мбэр;

В) 450 бэр;

Г) 5 бэр

6.Где начала работать в 1954 г. первая в мире атомная станция:

А) Обнинск;

Б) Чернобыль;

В) Гомель;

Г) Киев

7.Где на нашей планете естественный радиационный фон повышен:

А) Россия,Индия;Бразилия,Египет;

Б) Франция, Бразилия;Египет;

В) Франция, Бразилия;Египет;Индия;о.Науэ в Тихом океане;

Г) Франция, Бразилия,Индия, Египет,Россия.

8.Наиболее опасный газ -источник радиации, встречающийся в окружающей среде:

А) водород:

Б) кислород;

В) цинк;

Г) радон

9.Через какие продукты возможно получить высокие дозы облучения:

А) рыбу;

Б) мясо оленя;

В) томаты;

Г) хлеб

10. Какую цель преследует йодная профилактика?

А) цель не ясна;

Б) насытить щитовидную железу не радиоактивным йодом;

В) насытить щитовидную железу радиоактивным йодом;

Г) профилактика зоба.

11.Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в орга­низм человека при внутреннем облучении? Назовите правиль­ные ответы:

А) в результате прохождения радиоактивного облака;

Б) в результате потребления загрязненных продуктов питания;

В) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;

Г) в результате потребления загрязненной воды.

12. Определите какие из приведенных марок противогазов и респираторов необходимо использовать для защиты от радиоактивного йода? Назовите правильный ответ: