Файл: Самостоятельная работа 1 Русский язык и Культуры речи Елизарова Ангелина студентка 2 курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНПОО «Национальный социально-педагогический колледж»
Самостоятельная работа 2.1
Русский язык и Культуры речи
Выполнила: Елизарова Ангелина студентка 2 курса специальность: 44.02.01 Дошкольное образование Группа 185 ДО-09/22АИ-2 |
2022 – 2023 учебный год
Цель занятия: научиться создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами коммуникации
Задание 1. Подготовьте письменное сообщение (на тему «Фонетические процессы русского языка».
В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но бывает и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные. Среди изменений выделяют комбинаторные и позиционные изменения. Комбинаторными (от лат. combinare «сочетать», «соединять») называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение. Другой тип фонетических изменений – позиционные изменения (от лат. positio «положение»). В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.
Ассимиляция (от лат. assimilatio «уподобление») – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Иначе говоря – эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками: Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, о тд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Н еполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [ зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба
происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.
Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий ( ванькя ) и регрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, ко сьб а [зьб]. Диссимиляция (от лат. dissimilatio «расподобление») – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь), регрессивная (секлетарь из секретарь), контактная (хто, дохтор), дистактная (февраль из феврарь). Есть случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.
Аккомодация (от лат. accomodatio «приспособление») – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями: 1. после мягких согласных гласные а, о, у - становятся более передними (мал – мял, вол – вёл, лук – люк). В этом случае мы наблюдаем прогрессивную аккомодацию. 2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми ( дал – даль, год – голь, струн – струй). Здесь налицо регрессивная аккомодация. Кроме названных фонетических изменений, в словах могут происходить и другие процессы: 1. Диэреза (выкидка) (от греч. Diairesis «разрыв», «разделение»), например: солнце, окрестности. Разновидностью диэрезы являются также процессы: синкопа (сокращение). Например: первяжи (перевяжи), передену (переодену), синицеза (слияние), например: вобще (вообще), вображать (воображать) и гаплология – выкидка слога, например: знаменосец (знаменоносец). 2. Эпентеза (вставка) (от греч. Epenthesis ) противоположное явление диэрезе: н д рав (нрав), ради в о (радио), шпи и он (шпион). 3. Метатеза (перестановка фонем) (от греч. metathesis ) – ведмедь из медведь, тарелка (из нем. Teller ), Фрол (из лат. flor ), ладонь из долонь, футляр (из нем. Futteral ). 4. Фузия – слияние согласных: мое тс я – мое( ц )а, мы тьс я – мы( ц )а. При определении фонетических изменений нужно различать исходную (первичную) форму и производную (вторичную). Потому что от этого зависит правильное определение типа фонетического изменения. В силу того, что письмо, как правило, отражает более древнее состояние языка, исходной формой произнесенного слова
следует считать его письменную форму, его написание; для просторечного слова – форму, которая представлена в литературном языке; для литературного слова – слово языка-источника. Явление протезы (гр. prothesis – подстановка), или надставки начала слова, можно наблюдать в следующих словах: в осемь (из осемь), е роплан (аэроплан), в острый (острый). Редукция качественная – ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, г о лова [ъ]. Редукция количественная – уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах (ср. с у дно, с у да, с у довой).
Задание 2. Найдите звонкие и глухие согласные. Какие из них являются парными, а какие непарным.
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека (Булгаков). Звонкие: д,в,г,б. Глухие: с,т, ш, к,п.
Непарные звонкие согласные: следу[j]ет, отметить, перву[j]ю странность, страшного, майского, не, только, но всей, алле[j]е, параллельной Малой Бронной, улице, не, оказалось, ни, одного, человека. Непарные глухие согласные: вечера, будочки, улице, человека.
Найдите твёрдые и мягкие согласные. Определите, как твёрдость и мягкость обозначена на письме. Есть ли согласные, мягкость которых не отражена на письме?
Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нём. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки…
И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить глумливая.
Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык… Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что всё кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.
– Фу ты чёрт! – воскликнул редактор. – Ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! (Булгаков)
На мягкость согласного указывает ь: приключилась, странность, икать, провалилось, вернулось, столь, сильный, бежать, маленькой, сажень, заметить, жизнь, кончилось, растворилось.
На мягкость согласного указывают последующие гласные буквы е, ё, ю, я, и: приключилась, касающаяся, Берлиоза, внезапно, перестал, сердце, мгновенье, вернулось, засевшей, в нём, кроме, охватил, необоснованный, сильный, захотелось, бежать, Патриарших, без, оглядки, сгустился, перед, ним, соткался, гражданин, престранного, вида, маленькой, головке, жокейский, картузик, клетчатый, пиджачок, гражданин, плечах, неимоверно, физиономия, заметить, глумливая, необыкновенным, явлениям, не привык, овладел, Берлиозом, увидел, всё, марево, растворилось, сердца, воскликнул, редактор, у меня, сейчас, не сделался.
Мягкость шипящих [ч’] и [щ’] не отражается на письме; написание гласных после этих согласных отражает лишь традицию (ча, ща, чу, щу, че, ще, чё, че, чо и т.д.): приключилась, касающаяся, тотчас, клетчатый, пиджачок, плечах, выскочила, чёрт.
Не отражается мягкость шипящих [ч’] и [щ’] и в написании сочетаний чн, чщ и др.: прозрачный, кончилось.
Твёрдость шипящих [ж], [ш] и звука [ц] неотражается на письме; написание гласных после этих согласных отражает лишь традицию (
жи, ши, же, ше, ца, жа, ша и т.д.): сердце, жокейский, сажень, засевшей, прошу, же, бежать, с Патриарших, жизнь, ужас, сердца, жары.
[ш] произносится твёрдо в форме 2-го лица единственного числа глаголов перед ь: знаешь.