ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стоит отметить, что постоянное общение в маске зачастую очень мешает проявлениям собственного «Я». Предположим, если уместно быть вежливым и сдержанным на улице, то в общении с любимой, друзьями это будет даже опасно.
В буддистской и даосской философиях хорошо разработаны техники «надевания масок», и таким образом маска является путем к самосовершенствованию – подавление недостатков своего «Я» с помощью маски. Например, если вы хотите избавиться от застенчивости, вы надеваете на себя маску смелого, решительного, даже несколько наглого человека.
Общение в критической ситуации
Существует также особый уровень – общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений.
Чем быстрее человек определяет, на каком уровне нужно общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт. Определить то, на каком уровне произойдет беседа подчас невозможно, однако одежда и манеры человека – первое, что следует учитывать. При знакомстве лучше всего начинать беседу в маске сдержанной вежливости, в меру открытым и доброжелательным, но не в коем случае ни с панибратства, ни с угрюмой замкнутости. Очень важен момент рукопожатия. Оно не должно быть ни вялым, ни таким, чтоб у собеседника трещали кости – не стоит ставить цель заранее подавить партнера по общению. Женщинам руку лучше не жать, хотя это делается довольно часто, лучше ограничиться легким поклоном головы8.
Конечно, общение является чрезвычайно сложной исследовательской задачей. Однако не стоит смотреть на проблему общения со страниц научных публикаций о психологии, возможно, следует подумать о том, что общаться – это еще и просто приятно!
Коммуникационные особенности современного общества
Коммуникация в обществе имеет огромное значение для функционирования его социальной структуры, обеспечивая работу всех общественных институтов, власти, экономических отношений, образования и т.д. Для современного общества роль коммуникации определяется особенностями его устройства.
В России коммуникационные особенности общества определяются в современных условиях следующими аспектами:
Формирование устойчивых общественных групп – клубы по интересам, профессиональные сообщества, социальные группы, например, автолюбители, студенты, а также политические партии, некоммерческие организации и т.д.
Взаимодействие общественных групп определяется структурой интересов, групповых норм, конфликтами, что проявляется в разных формах и на разных уровнях общества. При достаточно крупном размере социальной группы, например, на уровне отраслей экономики, взаимодействие осуществляется на государственном уровне. Общественная коммуникация является высокотехнологичной и массовой. Этим определяется существование множества форм, типов, форматов коммуникации в современном обществе, что повышает роль и значение ее унификации.
Крайняя степень насыщенности коммуникации в современном обществе – информация и новые знания все больше становятся главной ценностью в обществе. Высокая степень проникновения цифровой и электронной коммуникации в различные сферы общественной жизни: электронная запись в больницу, электронный больничный, электронная регистрация бизнеса, электронное оформление и получение государственных услуг, электронное взаимодействие с органами власти, предприятиями и между ними.
Роль коммуникации в современном обществе определяется следующими аспектами:
Высокая роль эффективной коммуникации в решении общественных конфликтов.
Механизмы использования коммуникации для формирования позитивных установок в обществе.
Осуществление коммуникации общественно значимыми субъектами (политики, органы власти, организации, общественные деятели).
Повышение культурного уровня и этики общества.
Изменение речевых моделей поведения, формирование новых форм общения между субъектами коммуникации.
Роль коммуникации для повышения уровня гражданской ответственности и сознательности в современном обществе9.
Использование коммуникации представителями бизнеса для в рамках проектов, связанных с реализацией принципов социальной ответственности.
Коммуникация, как сам факт передачи информации средствами массовой информации, также определяет ее роль для современного общества.
Для современного общества важно использовать все конфликты в позитивном ключе, поскольку объективные противоречия между групповыми интересами существуют в силу сложной структуры нашего общества. В этом плане, любое столкновение интересов, являясь конфликтом, должно быть разрешено конструктивным образом
, что может быть достигнуто только в условиях рационального использования коммуникации между социальными группами. Рациональная коммуникация в обществе предполагает активное обсуждение, отказ от уклонения от существующих проблем, учет различных обоснованных точек зрения, комплексный охват существующих проблем, соблюдение норм поведения, принятых в обществе.
Коммуникационное пространство
Роль коммуникации в обществе во многом определяется и его коммуникационным пространством, в которое входит как комплекс этических, языковых, культурных вопросов и аспектов, так и средства коммуникации. В современном обществе коммуникация преимущественно осуществляется посредством различных технологических средств, включая телевидение, радио, печатные издания, Интернет.
Современные информационные технологии обеспечили расширение коммуникационного пространства за пределы любой общности или ранее обособленной социальной группы. Если раньше общественные группы искали средства эффективной коммуникации между собой, то сейчас все чаще появляются отдельные социальные группы, которые стремятся сократить объемы информации, получаемой по каналам коммуникации.
Современное коммуникационное пространство в техническом аспекте включает в себя три компонента: Интернет, который охватывает всю планету. Аппаратные и программные комплексы, обеспечивающие работу массовой коммуникации, включая теле и радиовещание. Средства взаимодействия информационных систем, обеспечивающих коммуникацию в современном обществе. В результате, роль коммуникации в обществе определяется уже не только передаваемой информации, но и пространством, в котором она распространяется10.
С точки зрения общественно значимых интересов, вопросов, запросов – необходимо формирование унифицированного коммуникационного пространства, в котором можно получить нужную информацию. Интернет во многом отвечает данному требованию: Наличие универсальных протоколов позволяет передавать любую информацию таким образом, чтобы ее мог получить любой реципиент.
Возможность использовать Интернет в личном общении, в профессиональных целях, в образовании, для получения актуальной информации. Возможность организации сложной коммуникации: отдельных индивидов, индивида с группой, групп с группами. Продуктивный информационный обмен – тематический обмен информацией посредством личной коммуникации, обезличенного распространения информации, электронных публикаций, баз данных, совместной работы.
Профессиональная и межличностная коммуникация
Профессиональная коммуникация – общение во время выполнения профессиональных обязанностей с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.
Специфической особенностью профессиональной коммуникации является его регламентированность, т. е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями.
Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, отражающего накопленный опыт, нравственные установки и вкусы определенных социальных групп.
Важная особенность профессиональной коммуникации — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится играть различные роли: быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью.
К особенностям профессиональной коммуникации относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т.д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела, а его участников ожидает неудача (увольнение с работы, расторжение контракта, финансовые убытки и др.).
Межличностная коммуникация имеет следующие особенности, которые составляют ее специфику как типа коммуникации.
1) Неотвратимость и неизбежность (объясняются самими условиями человеческого бытия — человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью.
Необратимость межличностной коммуникации понимается, как невозможность уничтожить сказанное («слово не воробей»).
2) Непосредственная обратная связь.
3) Межличностные отношения (определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации11.
Эти отношения складываются в результате деловых и творческих контактов — официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга — эмпатии. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор. Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.
Особенности межличностной коммуникации проявляются в следующих аспектах12:
- наличие общего коммуникативного пространства;
- активность участников коммуникации как субъектов взаимного информирования. Направляя информацию, один участник общения предполагает активность другого, который также должен ориентироваться на мотивы, цели, установки своего партнера, соответственно анализировать их;
- во время произнесения мысли каждым участником налаживается совместная деятельность;
- активность субъектов коммуникации предполагает не формальный “движение информации”, а активный обмен ею;
- в процессе коммуникации происходит взаимопонимании (недоразумение), которое достигается наличием обратной связи, а также значимости информации;
- информация, которая дошла до собеседника и вернулась назад, организует партнеров межличностной коммуникации в общее информационное поле;
- общий смысл в межличностной коммуникации производится при условии, что информация не просто принята, но и осмысленная, то есть при наличии процесса совместного постижения предмета разговора;
- характер обмена информацией определяется возможностью взаимного влияния партнеров с помощью системы знаков;
- эффективность коммуникации измеряется тем, насколько значимым является взаимное влияние партнеров;
- коммуникативное влияние возможно лишь при условии, что индивид, который направляет информацию (коммуникатор), и индивид, который ее принимает (реципиент), обладают единой или подобной системой кодификации и декодификации;
- коммуникация психологически возможна при условии, что знаки, закрепленные за ними значения (отображение основных и обобщенных сторон предметов и явлений) и смыслы (субъективный смысл, которого приобретает слово в конкретном контексте) известны участникам коммуникативного процесса;
- участники коммуникации должны идентично понимать ситуацию общения;
- во время обмена информацией могут возникнуть коммуникативные барьеры.
Список используемой литературы
-
Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб.: РечьЮ 2019.- 384 с. -
Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. 1-е изд. — СПб.: Питер, 2021. — 288 с. — ISBN 978-5-459-00385-7 -
Гаранина Е.Ю. Коноплева Н.А., Карабанова С.Ф. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2020. – 384 с. -
Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб: Питер, 2021 176 с. -
Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 415 с. — ISBN 978-5-9916-1656-0 -
Мельман В.А. Межличностная коммуникация // Провизор. - 2020. - № 23. -
Педагогика и психология семейного воспитания/М.П. Осипова и др.; под ред. М.П. Осипова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2021. – 360 с. -
Слепкова В.И. Психология семьи. – Минск: Харвест, 2020. – 496 с. -
Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности/ Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2019. – 1136 -
Чивилёв, А. А. Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры / А. А. Чивилёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (107). — С. 1046-1049. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25715/ (дата обращения: 23.11.2022). -
Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник. — м.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 592 с. — ISBN 978-5-394-00299-1