Файл: Самостоятельного исследования практики выбрана в интересах работы над вкр, а именно изучение влияния детскородительских отношений на развитие личности ребёнка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Производственная (преддипломная) практика предназначена для отработки профессиональных умений и навыков работы в процессе выполнения профессиональных обязанностей, относящихся к должности психолога в конкретном учреждении.

Задачи производственной (преддипломной) практики:

закрепление, углубление и совершенствование теоретических знаний;

отработка умений и практических навыков разработки и осуществления социально-психологического исследования, коррекционно-развивающих программ;

развитие профессионального мышления, становление профессионального самосознания, приобретение мотивационной готовности к работе психологом;

В ходе прохождения практики необходимо:

подготовить и провести самостоятельное практическое психологическое исследование;

обработать, проанализировать результаты исследования, по его итогам предложить необходимые рекомендации;

собрать и подготовить необходимые практические материалы в интересах работы над ВКР.

Тема самостоятельного исследования практики выбрана в интересах работы над ВКР, а именно: изучение влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка

Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Обзор психологической литературы отечественных и зарубежных психологов в области детско-родительских отношений показывает, что психическое здоровье ребенка, в первую очередь, определяется его эмоциональным контактом и особенностями взаимодействия с родителями, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании [12, с. 29].

Родители, передавая ребёнку определённые знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его психику, формируют его способности. Глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты [1, с. 97].

Однако, в этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, еще не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, непонимание между ним и родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности; ребенок склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, в случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего, и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников
постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на психическое развитие ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений [20, с. 36].

В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема профилактики подобных состояний у здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребёнка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребёнку.

Итак, психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. Неправильные типы воспитания приводят к формированию различных неврозов. Выделяют три типа неправильного воспитания [31, с. 17]:

) Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка, жесткое ограничение и контроль, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием родителей.

) Гиперсоциализирующее воспитание - тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

) Эгоцентрическое - чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».

В таких семьях дети живут в атмосфере эмоционального неблагополучия, эмоциональной напряженности, с боязнью огорчить и расстроить родителей. В подобной атмосфере дети «заражаются» тревожностью взрослых, что препятствует переживанию чувства защищенности, надежности семейного окружения, необходимых для нормального эмоционального самочувствия.

Особенно остро данный вопрос стоит применительно к семьям с детьми, имеющими различные нарушения здоровья, среди которых большое число детей, отличающихся повышенным беспокойством, тревожностью, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.



Цель исследования: исследовать специфику влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что нарушенные детско-родительские отношения оказывают влияние на их нервно-психическое здоровье.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка.

Задачи исследования в рамках прохождения практики:

. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

. Провести экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка.

Перед проведением эксперимента был осуществлен сбор анамнестических сведений о семье: проводилась индивидуальная беседа с родителями; исследовалась психолого-педагогическая и медицинская документация детей.. Работая с документацией, мы изучили запросы родителей при обращении к психологу в МДОУ, причины конфликтов и основные психологические проблемы, возникающие в данных семьях. В ходе бесед с родителями было установлено, что причины обращения за психологической помощью как правило касались упрямства, негативизма, капризов, непослушания детей с ЗПР. Психологический климат в этих семьях - напряженный, выбранные ими модели воспитания влекут у ребенка развитие чувства тревожности, страха, невротизации; ребенок замыкается в своих переживаниях и чувствах, растет эмоционально зажатым и нерешительным, нередко проявляет агрессию.

Для проведения эксперимента были подобраны следующие методики.

. Тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столина (ОРО).

Цель: выявить родительское отношение (разнообразных чувств) по отношению к ребенку, поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 61 утверждения, с каждым из которых следует согласиться (ответив «да»), либо опровергнуть (ответив «нет»). Инструкция: «Прочтите внимательно данные утверждения и поставьте в бланке ответов согласие или несогласие с данным утверждением. Постарайтесь отвечать искренне». После того как испытуемый ответил на все вопросы теста, полученные данные обрабатываются по шкалам: принятие-отвержение, образ социальной желательности поведения, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.


Описание методики представлено в Приложении 5.

. Тест «Кинетический рисунок семьи»» (КРС) (Р. Бернса и С. Кауфмана). Описание методики представлено в Приложении 6.

Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка) и выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Информативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

. Эмоциональное напряжение и дистанция.

. Дискомфорт.

. Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявляются уровни влияния семейных отношений на ребёнка. К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта). Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

. Тест детской тревожности «Выбери лицо» (Р. Теммпл, М. Дорки).


Цель: выявить внутреннее отношение (тревожность) ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, что раскрывает характер взаимоотношений ребенка в семье.

Методика заключается в демонстрации серии (14) рисунков размером 8,5 на 11 см, каждый из которых показывает типичную для дошкольника жизненную ситуацию. Все рисунки выполнены в двух вариантах - для мальчиков и для девочек. В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями. На одном изображении представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом - печальное. Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим.

Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. Тревожность, испытываемая ребенком по отношению к определённой ситуации, не будет точно также проявляться в другой социальной ситуации, а зависит это от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как психологическую черту и беспокойное поведение ребёнка. Следовательно, повышенный уровень тревожности свидетельствует о психологической проблеме со взрослыми в семье. Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных проводится количественный и качественный анализ. Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). В ходе качественного анализа отдельно рассматриваются высказывания ребенка по каждой ситуации. Индекс тревожности варьируется в пределах: высокий уровень тревожности - ИТ больше 50%; средний уровень тревожности - ИТ находится в пределах от 20 до 50%; низкий уровень тревожности - ИТ находится в пределах от 0 до 20%. Описание методики представлено в Приложении 7.

Тестирование детей по методикам проводилось в кабинете психолога, индивидуально, отдельно с каждым ребенком. Во время тестирования дети вели себя спокойно, не отвлекались на посторонние вещи.

Вначале нами изучалось отношение родителей к своему ребенку с ЗПР по опроснику родительского отношения (А.Я. Варга - В.В. Столина). При определении специфики родительского отношения к детям выявлено, что преобладающим отношением к детям является «принятие/отвержение» и «авторитарная гиперпротекция». Результаты исследования представлены в Приложении 8.