Файл: Тема Измерение уровня коррупции международные и национальные методики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Измерение уровня коррупции: международные и национальные методики
-
Международные индексы коррупции
Индекс восприятия коррупции (CorruptionPerceptionIndex) – ежегодный составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран.
Индекс составляется международной организацией Transparency International на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. Опросы проводят независимые экспертные организации, которые занимаются анализом госуправления или бизнес-климата. Эксперты Transparency International оценивают методологию каждого источника информации, чтобы убедиться, что она соответствует стандартам качества
На основе этой информации страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто – наименьший.
Индекс восприятия коррупции (ИВК) рассчитывается и публикуется ежегодно с 1995 года. Данные ИВК до 1995 года подсчитаны с помощью временной интерполяции.
До 2012 года методология подсчета ИВК не предполагала сравнения нового показателя страны с предыдущими. Начиная с 2012 года, Transparency International обновила методику расчёта таким образом, что межгодовые сравнения стали возможны.
Российский центр «Трансперенси Интернешнл — Р» не имеет отношения к сбору и обработке информации для ИВК. Мы узнаем о данных индекса и показателях России незадолго до дня его публикации.
-
Разнообразие индексов коррупции
-
Индексвосприятиякоррупции Transparency International (CPI)
1вопрос
-
Проект Freedom House «Транзитные общества»
Эта организация была создана в 1970-е гг. и приобрела значительный авторитет и известность благодаря целому ряду комплексных исследовательских разработок в экономической, политической и социальной областях.
Следует отметить, что главной особенностью разработок Freedom House является определение обобщенного состояния страны с точки зрения свободы. Под этой оценкой подразумевается комплексная экономическая, социальная и политическая характеристика.
Благодаря такому «неконкурентному» распределению стран по категориям, сама собой исчезает опасность некорректного сравнения стран друг с другом. Здесь сложнее ошибиться с оценкой состояния дел в стране. Тем не менее у данного подхода есть и недостаток, заключающийся в несколько меньших возможностях операционализации или практического использования полученных результатов.
Каждый доклад по стране разделен на семь основных секций.
-
1. Национальное демократическое управление (National democraticgovernance). Секция оценивает демократический характер и стабильность управленческой системы; независимость, эффективность и подотчетность законодательной и исполнительном ветвей власти; а также демократический контроль военной и правоохранительной службы. -
2. Электоральный процесс (Electoralprocess). Секция электорального процесса исследует следующие факторы: условия выборов — были ли они свободными и справедливыми; развитие многопартийных систем; общественное участие в политическом процессе. -
3. Гражданское общество (Civil society). Секция гражданского общества оценивает рост неправительственных организаций, их организационные способности и финансовую устойчивость и юридическую и политическую среду, в которой они функционируют; развитие свободных профсоюзов; участие групп интересов в политических процессах. -
4. Независимые средства массовой информации (Independent media). Секция независимых средств массовой информации содержит юридическую структуру и фактический статус средств печати, включая преследование журналистов и редакционную независимость; появление материально независимой жизнеспособной частной прессы; доступ в Интернет для частных граждан. -
5. Местное демократическое управление (Local democraticgovernance). Секция оценивает децентрализацию власти; распределение полномочий, выборы и способность местных властей решать общественные проблемы; а также прозрачность и подотчетность местных властей. -
6. Судебная система и ее независимость (Judicial framework and independence). Секция выдвигает на первый план конституционную реформу и защиту прав человека, реформу уголовного кодекса, судебную независимость, статус этнических меньшинств, гарантии равенства перед законом, отношение к подозреваемым и заключенным и исполнение судебных решений. -
7. Коррупция (Corruption). Секция коррупции анализирует восприятие коррупции в государственной службе; деловые интересы высших политиков; законы о финансовых разоблачениях и конфликтах интересов в политике; а также антикоррупционные инициативы.
Использование экспертных технологий, безусловно, является преимуществом при анализе многих латентных (т. е. скрытых) факторов, плохо поддающихся формализации и измерению. Однако обращение к соответствующей методологии неминуемо приводит к росту вероятности характерных ошибок. В данном случае это, конечно же, риск получить субъективную оценку ситуации. Различные методы подавления субъективности экспертных оценок могут лишь снизить этот риск, но никогда не позволят полностью и гарантированно избежать ошибок. Хотя, следует признать, что фактически ни один метод оценивания не обеспечивает полного отсутствия ошибок.
-
Индекс экономической свободы Heritage Foundation
Американский исследовательский центр «Фонд наследия» (The Heritage Foundation) и газета The Wall Street Journal ежегодно публикуют рейтинг стран мира по уровню экономической свободы их граждан (Index of EconomicFreedom). Индекс экономической свободы — показатель, который часто упоминается различными СМИ, как один из наиболее существенных для демонстрации ситуации об уровне жизни в стране. Впрочем, надо учитывать, что под данным индексом подразумевают сами авторы исследования.
Эксперты The Heritage Foundation определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Проще говоря, под экономической свободой понимается, экономическая независимость страны и ее граждан. Анализ экономической свободы проводится Фондом с 1995 года. Степень свободы экономики рассчитывается по среднему арифметическому десяти показателей: свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции. Таким образом, в «абсолютно свободной» экономике в итоге должно получиться 100 баллов, а там, где свободы нет в принципе, соответственно, ноль. Все страны мира, представленные в текущем отчёте, разделены на пять условных групп в соответствии со своим рейтингом по Индексу экономической свободы: «свободные», «преимущественно свободные», «умеренно свободные», «преимущественно несвободные» и «несвободные». Не стоит рассчитывать на попадание в ТОП данного рейтинга странам, экономика которых зависима от продажи ресурсов (сырья) за рубеж. Составители Индекса считают, что между свободой экономики и успешностью её развития есть взаимосвязь, которую можно наблюдать благодаря данному исследованию.
-
Всемирные индикаторы управления Всемирного банка
Всемирные индикаторы управления (Worldwide GovernanceIndicators, далее — ВИУ) рассчитываются за период с 1996 г. и основываются на данных из более 30 источников, включающих опросы граждан и предпринимателей. Индикаторы рассчитываются более чем для 200 стран и территорий.
В рамках данного исследования оцениваются шесть агрегированных индикаторов, характеризующих государственное управление в странах-участницах. Каждый агрегированный индикатор формируется на основе обобщения данных по большому количеству переменных из всех использующихся в рамках ВИУ источников данных, которых всего насчитывается порядка 300[1].
-
1. Индикатор гласности и подотчетности. В рамках данного индикатора оценивается эффективность взаимодействия государства и общества. Оценка осуществляется по 66 переменным из 32 источников. Акцент делается на реализации и защите политических и гражданских прав и свобод, открытости и возможностях участия граждан в государственном управлении. Фактически также оцениваются возможности обратной связи между гражданами и правительством. -
2. Индикатор политической стабильности и отсутствия насилия. Оценивается на основе 21 переменной из 21 источника данных. Фокусируется на анализе социально-политической стабильности в обществе, возможностей мирной передачи власти, случаев применения насилия как государством, так и гражданами в рамках протестов, восстаний и т. п. -
3. Индикатор эффективности государственного управления. Обобщаются данные 47 переменных из 32 источников данных. Анализируются результаты хозяйственной деятельности государства в основных сферах активности. Затрагиваются вопросы организации государственного управления, выработки и реализации государственной политики как в целом, так и по отдельным ключевым направлениям деятельности (например, инфраструктура, финансовая или социальная деятельность государства и пр.), качества и удовлетворенности населения работой правительства. -
4. Индикатор качества государственной политики. Данный индикатор основывается на анализе 53 переменных из 32 источников и направлен на оценку вмешательства государства в различные сферы экономической деятельности. -
5. Индикатор верховенства закона. Оценивается наличие честных и открытых правил общественного взаимодействия, независимость судебной ветви власти, правоохранительных органов, эффективность защиты права собственности и других аналогичных показателей на основе 80 переменных из 32 источников.
-
Что измеряют межстрановые индексы коррупции?
Неправительственная организация Transparency International, штаб-квартира которой находится в Берлине, регулярно рассчитывает три различных индекса, отражающих уровень коррупции в различных странах.
Индекс восприятия коррупции
Самый известный показатель - индекс восприятия коррупции (CPI, corruptionperceptionsindex). Он отражает коррумпированность политиков и чиновников. Индекс составляется на основе 13 исследований независимых международных организаций, которые проводят опрос бизнесменов и аналитиков в различных странах.
Рейтинг охватывает около 180 государств. Индекс измеряется по шкале от 0 баллов (абсолютная коррупция) до 10 баллов (полное отсутствие коррупции). Чем ниже уровень коррупции, тем выше положение страны в рейтинге.
Зачастую список возглавляют страны с развитой экономикой, в то время как развивающиеся страны его замыкают. Тем не менее, как раз менеджеры предприятий из "благополучных" стран часто готовы давать взятки для продвижения своего бизнеса в странах третьего мира. Основным недостатком этого метода является односторонний подход. Ведь сведения собирают лишь о тех, кто берет взятки.
Индекс взяткодателей
В ответ на критику Transparency International разработал второй метод измерения коррупции - индекс взяткодателей (BPI, bribepayersindex). Он показывает, насколько велика вероятность того, что компании из той или иной страны будут давать взятки за рубежом при экспорте своей продукции.
Индекс взяткодателей рассчитывается на основе ответов топ-менеджеров на вопрос: "Насколько велика вероятность того, что предприятия из таких-то стран будут платить либо предлагать взятки с целью ведения бизнеса в данной стране?" Он составляется каждые два года. Рассмотрев оба показателя - индекс восприятия коррупции и индекс взяткодателей, - можно получить достаточно реалистичную картину уровня коррупции в определенной стране.
Барометр мировой коррупции
Третьим индексом, который высчитывает Transparency International, является барометр мировой коррупции (globalcorruptionbarometer). В отличие от индекса восприятия коррупции и индекса взяткодателей, данный показатель основан не на интервьюировании экспертов, а на опросе населения.