Файл: Введение в цифровую экономику Цифровая экономика Цели изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
на реализации новых возможностей и системной организации взаимодействия в экосистеме людей и машин, а рутинные операции будут выполнять машины.
Во-вторых, имеются оригинальные организационно-технологические решения по созданию эффективной инфраструктуры цифровой экономики.
В-третьих, интеграция и развитие конкретных кейсов на базе современных принципов цифровой экономики создаст синергетический эффект и приведет к общему росту экономики России.
Вопрос 4. Микро- и макроэкономика, цифровая микро- и макроэкономика.
Позитивная и нормативная экономика
В современной экономической теории используются два уровня анализа:
макроэкономический и
микроэкономический.
Макроэкономика и микроэкономика представляют собой взаимосвязанные разделы экономики (как науки), изучающие соответствующие процессы в экономике (как хозяйстве). Как следует из названий этих разделов, они отличаются масштабом изучаемых экономических процессов. Это проявляется в первую очередь в количестве и уровне субъектов экономики, представленных на этих уровнях анализа. Одни и те же экономические вопросы могут быть рассмотрены и в макроэкономике, и в микроэкономике, но их исследования будут носить различный характер. При этом для каждого уровня экономического анализа характерны устойчивые комплексы изучаемых экономических вопросов.
Таблица 1
Сравнительная характеристика макроэкономики и микроэкономики
Макроэкономика
(от гр. markos – длинный, большой)
Микроэкономика
(от гр. mikros – малый)
Это наука о хозяйстве в целом, об экономике государства и даже мировой экономике
Это наука о потребителях
(домохозяйствах) и производителях, об отдельных отраслях экономики.
Действуют три субъекта: фирма, домохозяйство и государство
Действуют два субъекта: фирма и домохозяйство
Исследует вопросы макроэкономического уровня: темпы экономического роста, показатели
ВВП, изменение благосостояния населения, уровень инфляции, уровень безработицы и пр. — то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления
Исследует вопросы микроэкономического уровня: выбор потребителем продукции, бизнес- план фирмы, планирование семейного бюджета — причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие экономических решений как отдельными людьми, так и фирмами
Стремится более к стабильности
Стремится более к динамике, росту
Подчиняется принципу социального эффекта. Экономическая политика
Подчиняется принципу рыночной целесообразности. Фирмы- производители стремятся к

государства тесно связана с социальной политикой максимальному извлечению прибыли и не решают возникающие социальные проблемы
Учёт различий между макро- и микроэкономикой помогает строить механизмы регулирования макро- и микроэкономических процессов.
Основной проблематикой теории микроэкономики является описание поведения потребителей и фирм на рынке, моделирование статики и динамики их оптимального взаимного приспособления, происходящего в контексте государственного регулирования стихийно формирующихся способов, механизмов и масштабов их взаимодействия. Именно государственное регулирование призвано обеспечивать сглаживание возникающих первичных дисбалансов, способных деструктивно повлиять на пропорции мезо- и макроэкономического равновесия в стране или отрасли. Далее нами будет выделено шесть наиболее актуальных трендов, специфических особенностей, процессов, которые уже заметно повлияли и будут в обозримом будущем существенно менять как объект, так и методологию анализа микроэкономической теории.
1. Цифровизация существенно меняет характер спроса фирм
на факторы производства как первичные ресурсы. При прочих равных условиях фирмы активнее вовлекают в оборот факторы, имеющие своего так называемого цифрового двойника (Digital Twin) – виртуальную модель, копию реальных физических объектов, субъектов процессов. Появление цифровых двойников происходит в контексте четвертой промышленной революции
(Индустрия 4.0), которая принципиально меняет роль такого фактора, как человеческий капитал, и требования к нему.
Человек и домохозяйства в целом перестают быть востребованы во всех сферах производства, основанных на использовании тяжелого физического труда, в решении типовых задач, связанных с обслуживанием рутинных производственных процессов. В то же время растет ценность и востребованность интеллектуальных способностей, гибкости их применения в условиях постоянно происходящих изменений с положительной обратной связью.
2. Цифровизация для фирм означает необходимость перехода на
новые модели ведения бизнеса, основывающиеся на непрерывной обработке больших массивов данных – цифровых портретов реальных и потенциальных потребителей, а также прочих агентов. Данная тенденция обусловливает высокую востребованность наличия многообразных каналов сбора таких данных, а также механизмов их обработки в режиме реального времени для принятия бизнес- решений, ассоциирующихся сегодня с понятием искусственного интеллекта
(ИИ). Уровень развития и возможности доступа к таким данным и моделям их обработки становится в цифровой экономике новым фактором производства для отдельных фирм и новым элементом институциональной среды всей экономики.
3. Цифровизация каналов и механизмов взаимодействия агентов
в экономике выводит на новый уровень развития концепцию
клиентоориентированности производства. Если в индустриальной экономике следование данной концепции приводило лишь к растущей дифференциации продуктов и ниш на рынке, уровень которой фирма определяла сама исходя из технологических, финансовых возможностей, рыночной доли и стратегии развития собственного рынка, то цифровизация теоретически позволяет достичь уровня
кастомизации (от англ, customer – клиент, потребитель), при котором число уникальных вариаций продукта фирмы стремится к числу клиентов компании.
Что крайне важно для фирм, издержки производства при этом не только не растут, а в целом могут даже уменьшаться, так как полностью исключается вариант

перепроизводства или маркетинговых ошибок, резко сокращаются предельные издержки на рекламу конкретного продукта или его возможных новых характеристик. Клиент, «конструируя» свой будущий продукт, автоматически видит все доступные опции продаваемого товара или услуги, преимущества каждой из них во взаимосвязи с конечной ценой.
Новые технологии взаимодействия, обусловливающие ускорение внедрения в производство и вывод на рынок новых продуктов, во многом стимулируют указанные выше изменения в поведении агентов. Многие традиционные материальные блага характеризуются сегодня высокими и даже нарастающими темпами морального устаревания, а вновь создаваемые – обязательно учитывают ограниченный и часто весьма короткий временной интервал срока полезного использования созданного блага. Поэтому на рынке все чаще и чаще наблюдается смещение акцентов в сторону элементов перечня права собственности, гарантирующих лишь возможность комфортного использования благ в течение заранее определенного времени.
Часто выделяют две стандартные отрасли современной экономики:
позитивную и нормативную экономики. Позитивная экономика описывает и объясняет различные экономические явления, в то время как нормативная экономика фокусируется на ценности экономической справедливости или на том, какой должна быть экономика.
Проще говоря, позитивная экономика называется отраслью экономики «что есть». Нормативная экономика, с другой стороны, считается отраслью экономики, которая пытается определить желательность людей для различных экономических программ и условий, задавая вопрос, что «должно» быть или что «должно» быть.
Позитивная экономика описывает и объясняет различные экономические явления или сценарий «что есть».
Нормативная экономика фокусируется на ценности экономической справедливости или на том, какой экономика «должна быть» или «должна быть».
В то время как позитивная экономика основана на фактах и не может быть одобрена или отклонена, нормативная экономика основана на оценочных суждениях.
Большая часть государственной политики основана на сочетании как позитивной, так и нормативной экономики.
Как положительные, так и нормативные экономические заявления необходимы для разработки политики страны, региона, промышленного сектора, учреждения или бизнеса.
Вопрос 5. Функции экономической теории. Экономическая теория в системе
наук на основе цифровых компьютерных технологий
Важным понятием, без которого невозможно применить компьютеры в практике управления, является задача. В общем случае под задачей понимается формулировка направления деятельности, осуществление которой позволяет достичь поставленную цель. Например, в качестве задачи может служить следующее требование: повысить конкурентоспособность в следующем квартале.
Однако, применяя компьютеры, следует конкретизировать подобные формулировки.
Формально задачу можно представить в виде:
Задача=<Цель (которая должна быть достигнута), Ресурсы (которые должны быть задействованы для достижения цели), Операции (действия, мероприятия, которые следует выполнить для решения задачи)> или Задача=<Ц,
Р, О>.


Задачи, решаемые с помощью ПК, делятся на два класса: информационные
и вычислительные (рис. 3).
Рис. 3. Классы автоматизированных задач
Информационные (управленческие) задачи предназначены для поддержки управленческих функций. Они характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой происходит в основном за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие) и операций ввода-вывода.
Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических) поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и другие.
Здесь преобладание вычислительных операций и незначителен объем логических операций.
Цифровая трансформация (Digital Transformation, DT) экономики – это процесс, предполагающий активизацию роли государства как мегарегулятора.
Опыт государств-лидеров по уровню и темпам экономического развития (США,
Великобритания, Германия, Япония, Китай и пр.) показывает, что сферой ответственности государства становится обеспечение сбалансированного развития информационно-коммуникативной инфраструктуры и стимулирования граждан и фирм к повсеместному внедрению цифровых технологий взаимодействия агентов. В России также есть целый ряд примеров успешного внедрения подобных современных технологических решений при активной поддержке государства.
Вопрос 6. Общество и цифровая экономика. Экономические
отношения и экономическое поведение с использованием цифровых
компьютерных технологий: компьютерные сети, Internet и Internet вещей,
e-Govement, киберфизические системы на кристалле (CPS on MPSonChip),
суперкомпьютеры и облачные вычисления
Система – это множество взаимосвязанных элементов или подсистем, которые сообща функционируют для достижения общих целей.
Подсистема – часть системы, которая может рассматриваться в качестве системы. Представление объекта в виде совокупности более мелких объектов или частей называется декомпозицией данного объекта (системы). Обратная операция, которая заключается в укрупненном представлении совокупности элементов как некоторой составной части объекта, называется агрегированием.
Различают естественные и искусственные системы. Естественные
системы – планетарная, водная, атмосферная, биологическая. Искусственные
системы – производственные, энергетические, транспортные, информационные, финансовые и другие.
Всякая система характеризуется целью, границами, структурой, входом, выходом, прямой и обратной связью (рис. 4).


Рис. 4. Обобщенное представление о системе
Управление – это целенаправленное воздействие на объект, в результате которого соответствующим образом меняется состояние этого объекта.
Система управления – это система, обеспечивающая функции управления конкретным объектом. Любая система управления предполагает наличие объекта и проектируется специально для этого объекта, представляющего собой техническую, организационную, экономическую, социальную или иную систему.
Поскольку управление представляет собой целенаправленное воздействие для изменения состояния объекта, необходимо иметь информацию об исходном состоянии объекта, о результатах воздействия управления, а также о возможных последствиях управляющего воздействия в будущем. Любое управленческое решение всегда основано на информации, получаемой в результате измерений физических величин, определения и вычисления социальных и экономических показателей и других сведений из различного рода документов. Хорошо структурированная информация об объекте, процессе или явлении обеспечивает эффективный анализ и прогноз. Поэтому обязательной компонентой любой системы управления объектом является
информационная
система.
В зависимости от сложности структуры объекта, выполняемых им задач, для построения и функционирования информационной системы используются различные информационные технологии.
Информационная система (ИС) – это совокупность взаимосвязанных элементов, представляющих собой информационные, кадровые и материальные ресурсы, а также процессы, которые обеспечивают сбор, обработку, преобразование, хранение и передачу информации в организации.
Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации). В данном определении акцентируется внимание на то, что информационные системы могут содержать компьютерные средства обработки информации, а могут и не содержать.
Информационная система понимается здесь как замкнутый контур, с прямой и обратной связью, в котором циркулируют управленческие документы в электронном и другом виде (рис. 5).