Файл: Закон О рекламе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование рекламной деятельности

Реклама — это информация, которая распространяется с целью поддержания интереса, продажи тех или иных товаров, услуг. Она направлена на широкий круг лиц и осуществляется с помощью разных информационных источников: СМИ, интернета, бумажных носителей и пр.

Рекламную деятельность регулирует Федеральный Закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года. Он охватывает почти все сферы рекламной деятельности, за исключением особо оговоренных. Ежегодно в закон вносятся поправки, которые касаются обязанностей и прав рекламодателей, рекламных распространителей.

Кроме того, вопросы рекламного контента, а также условия размещения регулируются Федеральным законом «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 и Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Правительством и Президентом выпускаются правовые акты в области рекламной деятельности.

В законе «О рекламе» определено, какая информация считается рекламой, а какая нет, прописаны запреты и ограничения на отдельные виды товаров, указаны объемы для размещения, особенности наружного рекламирования, в транспорте и т.д.

Цели закона:

  • развитие рынка товаров, услуг, работ при соблюдении конкуренции;

  • обеспечение единства экономического пространства;

  • добросовестная и достоверная рекламная продукция;

  • благоприятное развитие социальной рекламы;

  • предупреждение фактов ненадлежащего рекламного материала.

Реклама охватывает почти все сферы нашей жизни. В ней задействовано все общество, которое делится на ее производителей и потребителей.

Контроль за рекламной деятельностью осуществляет федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ. За нарушения закона виновники привлекаются в гражданской и административной ответственности (к компенсации морального вреда и штрафам).

Основные особенности

Сфера распространения закона ограничена законодателем. Закон не регулирует следующие виды рекламы:

  • политическую, в том числе агитацию по проведению референдумов и выборов;

  • обязательную, которая доводится до потребителя в соответствии с ФЗ;

  • справочную и аналитическую информацию (результаты научных исследований, обзоры рынков, внутреннего и внешнего), которая не является социальной и не имеет целью продвижение товаров;

  • сообщения органов государственной власти и органов местного самоуправления, если они не содержат рекламы;

  • указатели и вывески;

  • объявления физических и юридических лиц, если они не связаны с получением прибыли;

  • информацию о товаре, размещенную на упаковке или на самом товаре.


Закон запрещает рекламировать отдельные виды товаров. К ним относится:

  • табачная продукция, курительные принадлежности;

  • подготовка и написание диссертаций и прочих научных работ.

Продукция военного назначения и оружия не подлежит рекламированию. Служебное оружие и патроны к нему можно рекламировать только в специальных печатных изданиях. Этот же прядок действует и на ручное стрелковое оружие, а также на гражданское оружие, оружие самообороны, охотничье, сигнальное, спортивное.

Кроме того, законодатель прописал ограничения рекламы алкогольной продукции. К ней должны быть применены специальные требования. Например, нельзя писать, что алкоголь способствует улучшению эмоционального или физического состояния.

Законодательство категорически запрещает рекламировать товары, реализация которых запрещена законами РФ. А также нельзя запускать в рекламу следующие товары:

  • наркотики;

  • взрывчатые вещества, кроме пиротехники;

  • органы и ткани человека в качестве объекта купли-продажи;

  • незарегистрированные товары;

  • не имеющие сертификата, если подлежат обязательной сертификации;

  • нелицензированные товары, на реализацию которых требуется лицензия.

Существуют особенности рекламирования по телевидению, в радиопередачах, в периодических изданиях, кинопродукции, наружной рекламе, на транспортных средствах.

В кинотеатрах не разрешено прерывать фильмы рекламными сообщениями или размещать бегущую строку во время демонстрации кинофильма.

В общественном транспорте нельзя самовольно размещать рекламные листовки или другую продукцию Это можно осуществить только на основании договора с собственником транспортного средства. Запрещена рекламе на спецтранспорте. Звуковое рекламное сопровождение также не разрешается.

Особенности рекламирования лекарств. Рекламные материалы должны:

  • исключать ссылки на конкретные случаи излечения;

  • запрещать создавать впечатление о ненужности обращения к врачу или о необходимости обязательного прима того или иного лекарства;

  • избегать обращения к детям;

  • не давать гарантии выздоровления.

Общие положения законодательства о рекламе

Закон «О рекламе» состоит из 6 глав.

В них определены цели и область применения закона, перечислены основные понятия, установлены общие требования к рекламе. Особо обговорены вопросы, которые касаются защиты несовершеннолетних
, особенности рекламирования товаров при дистанционной продаже. Отдельная глава посвящена социальной рекламе.

Также определены сроки действия рекламных материалов, сроки их хранения и порядок предоставления информации рекламодателем.

В разделе «Общие требования к рекламе» прописаны признаки недобросовестного рекламирования. Это:

  • некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других производителей, например «лучший», «первый», «самый», «единственный»;

  • оскорбление чести и достоинства конкурента;

  • дискредитация товара конкурента;

  • осуществление рекламы одного товара под видом другого товара.

Считается недостоверным рекламное объявление, если содержит сведения, не соответствующие действительности (ассортимент, стоимость, цена, гарантийные обязательства, условия доставки и пр.).

Чтобы не допускать злоупотреблений доверием детей, принимающих участие в рекламных роликах, законодатель запретил:

  • дискредитацию родителей, подрыв к ним доверия;

  • создание неправильного представления у детей о доступности товара;

  • ограждение детей от мнения о предпочтительности по отношению к другим детям;

  • показ детей в опасных ситуациях, в том числе, связанных с угрозой для жизни;

  • формирование комплексов неполноценности.

Особое внимание уделено социальной рекламе. К ней относятся некоммерческие материалы, которые направлены на изменение моделей поведения в обществе и привлечение внимания к социальным проблемам. Например, хорошо известны такие проекты, прошедшие по ТВ, как «Позвоните родителям», реклама от ГИБДД, «Против наркотиков».

Согласно законодательству, заказчиком таких материалов выступают государство, местные власти, физические и юридические лица. Организации и частные лица, занимающиеся рекламированием, обязаны размещать социальную рекламу на своих площадях в количестве не менее 5% от общего объема в течение года. Упоминание в такой рекламе спонсора не должно превышать 3 секунды или 7% площади кадра.

Рекламные материалы и заключенные договора хранятся в течение одного года.

2) Несмотря на сверх-активность онлайновых СМИ, Закон РФ «о СМИ» от 27.12.91 подчеркивает, что под средством массовой информации понимается только периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа. То есть Интернет в качестве СМИ не указан.

Правовое регулирование сетевых средств массовой информации является одной из важнейших проблем государственного контроля над деятельностью в Интернете. До последнего времени государство не уделяло этой сфере должного внимания. Между тем перспективу развития сетевых средств массовой информации трудно переоценить. Уже сегодня они доступны огромному числу людей в России и за границей. Передача и получение информации становятся быстрее и удобнее. Выпуск сетевого средства массовой информации не требует больших капиталовложений. Нет необходимости участвовать в конкурсах на получение лицензий на телевидение или радиовещание. Все эти факторы привлекают к Интернету все большее количество людей.


Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 1993 года охраняет творческие произведения, существующие в любой объективной форме, в том числе распространяемые через Интернет.

Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации охраняют физическое и нравственное здоровье, честь, достоинство, деловую репутацию независимо от способа причинения вреда.

Таким образом, нормы всех указанных законов могут и должны применяться к отношениям, возникающим в связи с деятельностью в Интернете. Основы правового регулирования этих отношений, таким образом, уже существуют.

Попытки создать специальное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с использованием Интернета, уже предпринимались российскими законодателями. Прежде всего, речь идет о Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 года.

Сейчас существует проблема защиты конституционных прав человека, а именно: защита чести, достоинства и деловой репутации, затронутых Интернет-СМИ. Дело в том, что размещена информация в Интернете, которая порочит достоинство, честь или деловую репутацию, распространяется печатными средствами массовой информации со ссылкой на «Интернет-источник», что делает очень сложным привлечение печатных СМИ к ответственности. Размещение в Интернет-СМИ порнографии, призывов к насилию, информации, пропагандирующей массовые беспорядки, национальную и религиозную вражду, нацизм и неонацизм, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм, тоже является проблемой, поскольку Интернет-СМИ остаются фактически бесконтрольными, не позволяет государству ограничить доступ к подобной информации.

С 2001 года зарегистрировавшись в Министерстве РФ по делам телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР), Интернет-издание получает определенные экономические льготы, предусмотренные в российском законодательстве для СМИ. Такой порядок подтверждается Письмом Министерства РФ по налогам и сборам (МНС) «о порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет» от 11.05.00 года. В случае получения такими организациями свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации
, МНС предписывает распространять на них льготы по налогу на прибыль, существующие для редакций традиционных СМИ. Авторы зарегистрированных Интернет-изданий приобретают статус журналиста со всеми полагающимися ему правами.

В 2008 году Комитетом Советом федерации по промышленной политике были разработаны поправки к «Закону о СМИ», определяющие правовые рамки деятельности средств массовой информации в Интернете. В новом законопроекте впервые в истории российского законодательства говорилось о юридическом определении термина «интернет-СМИ». По словам заместителя председателя комитета по промышленной политике Владимира Слуцкера под определение «интернет-СМИ» попадают все онлайн-версии традиционных СМИ: газет, журналов, радио- и телеканалов, а также те интернет-ресурсы, которые зарегистрированы в установленном для СМИ порядке. Интернет-ресурсы, чаты, онлайн-конференции, личные блоги, социальные сети, сайты знакомств, клубы по интересам и прочее, напротив, исключается из определения.

Закрепление на законодательном уровне понятия «интернет-СМИ» и регистрация данных СМИ даст им определенный правовой статус. Теперь интернет-СМИ смогут воспользоваться всеми правами, которые предусмотрены законом для СМИ, в частности, редакции и журналисты могут запрашивать, получать и распространять информацию, посещать гос.органы и организации. Но по-прежнему сложно дать понятие «интернет-СМИ» при отсутствии правого понятия «Интернет», и как разграничить электронные СМИ от электронных ресурсов, которые таковыми не являются.

3) Рассматриваются следующие вопросы:

1. Сфера действия закона, основные термины и определения

Закон определяет правовую основу деятельности в области федеральной связи, к которой относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации, за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи.

Закон распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи. В осуществлении этой деятельности участвуют органы государственной власти, операторы связи, должностные лица, а также пользователи связи.

Закон также распространяется на операторов, находящихся за пределами Российской Федерации, в части предоставления ими услуг на территории Российской Федерации.

Основные термины и определения в области связи:

Электросвязь — передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио, оптической и другим электромагнитным системам.