Файл: Анатомия книги (аг).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНАТОМИЯ КНИГИ (А-Г)

АБЗАЦ


«А теперь пишите с красной строки», — говорит учительница ученикам во время диктанта. Абзац — это и есть красная строка, только по-немецки. В книжном деле много слов, пришедших к нам из Германии, родины книгопечатания. Абзацем называют и сам отступ вправо в начале строки, и ту часть текста, которая этим самым отступом отделена от предыдущего повествования.

А для чего вообще нужен этот самый абзац? Что будет, если абзацы убрать и читать «сплошняком»? Исчезнут необходимые автору паузы, сотрётся переход от одной мысли к другой или от одного эпизода к другому; пропадёт определённый ритм, который свойствен не только стихам, но и прозе. То же самое произойдёт, если кто-то (предположим это на минуту) попробует расставить абзацы в книге произвольно, как придётся. Они перестанут «работать»! Так что даже «пустое место» в первой строке каждого абзаца — тоже часть литературы!

«Книга — это оркестр, все инструменты в котором должны звучать гармонично, чтобы ни один не фальшивил…»
Николай Смирнов-Сокольский (1898–1962), артист и библиофил



АВАНТИТУЛ


Кроме титула, или титульного листа, в книге иногда бывает и авантитул, страница, находящаяся перед титульным листом. На авантитуле чаще всего размещают издательскую марку (если она есть у издательства) или, к примеру, авторское посвящение, эпиграф, относящиеся ко всему произведению. Авантитул бывает не у каждой книги, а только у той, в которой он нужен в соответствии с задумкой автора или художника книги.

АЛЬМАНАХ


Это книга, собравшая под своей обложкой разные литературные произведения — рассказы, стихи, критические статьи… Альманах отличается от своего собрата журнала тем, что выходит не регулярно («ДЭ», к примеру, приходит к вам в дом раз в месяц), а от случая к случаю. Иногда — раз в год, иногда — ещё реже. Но бывали в истории времена, когда их выпускалось множество. Такие времена даже называются у историков литературы «альманашными». Например, таково было пушкинское время, а также первые 10–15 лет ХХ столетия, которые получили имя Серебряного века. Альманахи этой поры отличаются изысканным оформлением, которым занимались известные художники. Таким был, к примеру, альманах «Северные цветы», выпускаемый группой русских символистов и повторивший название альманаха, который когда-то редактировал А.С. Пушкин.

АННОТАЦИЯ


Что такое аннотация? Это очень краткое изложение содержания книги. Аннотация размещается обычно на обороте титула или последней странице книги, на клапане суперобложки или на задней стороне обложки, а также на специальной карточке в библиотеке, в библиографическом указателе, в журнале или газете, оповещающих о выходе книги. Задача аннотации — заинтересовать читателя, сообщить ему в нескольких строках, о чём эта книга. Между прочим, каждый читатель, делающий приобретение в книжном магазине, в первую очередь обратится к аннотации неизвестного ему издания, чтобы решить: стоит ли тратить деньги на покупку?

АНТОЛОГИЯ


Термин «антология» переводится c греческого языка на русский очень поэтично: «цветы, собранные вместе» или просто «букет цветов». А значит, антология — это собрание лучшего. Бывают антологии стихов, рассказов, произведений авторов одного века, одной страны или одной литературной школы. Когда-то в нашей стране часто выходили, к примеру, антологии армянских, грузинских, украинских поэтов. В конце прошлого столетия в магазинах появилось сразу несколько антологий «Поэзия ХХ века». Здесь, правда, очень многое зависит от вкуса и добросовестности составителя. Поэтому составителями антологий могут быть только беспристрастные, авторитетные литературоведы, которым честь дороже собственных пристрастий.

АППАРАТ КНИГИ


Слово «аппарат» может означать что угодно: наши предки говорили «летательный аппарат тяжелее воздуха», имея в виду самолет. Аппаратура составляет обязательную часть завода, фабрики. Сегодня мы часто слышим словосочетание «аппарат правительства» и знаем, что речь идёт о работающих там чиновниках. А что такое аппарат книги? Это справочные или пояснительные тексты к книге, составленные для того, чтобы нам было удобно ею пользоваться. К аппарату книги относятся предисловие и послесловие, цель которых — помочь читателю понять, кем, когда и для чего написана эта книга. По оглавлению или содержанию вы легко найдёте в книге нужную главу или раздел. Внизу страницы иногда помещают примечания, поясняющие некоторые факты, незнакомые читателю, а в конце книги — сведения о людях, которые в ней упоминаются (именной указатель). Аппарат очень важен для любой книги, но в особенности — для научной и научно-популярной. Главное — научится этим аппаратом пользоваться, и тогда читать даже самые трудные книги будет гораздо легче.


БРОШЮРА


Почему об одном произведении, вышедшем из-под печатного станка, мы с вами уважительно говорим «книга», а о другом чуть более снисходительно — «брошюра»? Чем брошюра отличается от книги? Прежде всего, объёмом. Печатную продукцию объёмом до 48 страниц принято называть брошюрой, а всё, что толще — книгой. А ещё брошюра, как правило, выпускается в мягкой обложке, а не в твёрдом переплёте. Но разве дело только в объёме и переплёте? Разве небольшой сборник стихов талантливого автора, вышедший в мягкой обложке, менее значим для истории, чем состряпанный литературным ремесленником толстенный роман, отличающийся от ему подобных только количеством кровавых убийств и выстрелов на каждой странице? Разумеется, нет! Значит, главное не в толщине, а в содержании. Кроме того, в виде брошюры очень часто выходят книжки научно-популярные, а также специальные, содержащие нередко сообщения о каком-либо открытии или научной разработке, что совсем не безразлично и для читателя, и для истории.

БУКЛЕТ


Часто на выставках и презентациях, при входе в музей или на каком-то общественном мероприятии раздают (или, реже, продают) буклеты — красочные рекламные, очень небольшие по объёму, информационные издания. Чем буклет отличается от «просто» маленькой книжки или брошюры? Если вы сложите лист бумаги пополам, а потом — ещё раз пополам, то у вас выйдет некое подобие маленькой книжицы с неразрезанными страницами. Это и есть буклет. Разумеется, в буклете этот лист бумаги — не чистый, а с напечатанным текстом, украшенный фотографиями и другими иллюстрациями. Буклет должен быть сделан так, чтобы его можно было читать и смотреть, не разрезая страниц, а просто развернув.

ГАЗЕТА


«Причём здесь газета? — спросите вы. — Ведь мы же говорим о книгах!» Между тем специалисты, говоря о книгах, всегда затрагивают вопросы, касающиеся и газет, и журналов, и даже плакатов и листовок! Ведь всё это — издания. Попробуем и мы придерживаться этого правила.

Происхождение слова «газета» некоторые учёные связывают с названием мелкой серебряной монеты, распространённой в Средние века в Венеции, которой расплачивались за первые рукописные листки с иностранными новостями. Первой рукописной газетой такого рода на Руси были «Куранты», «выпускаемые» для царя Алексея Михайловича. А возникновение настоящих газет относится к 1631 году, когда парижский врач Ренодо при поддержке хорошо вам известного по роману «Три мушкетёра» кардинала Ришелье выпустил первую еженедельную газету. После этого слово «газета» вошло во все европейские языки.


В России первая печатная газета «Ведомости» была выпущена Петром I в декабре 1702 года. Но так как первые экземпляры «Ведомостей» не сохранились, то «днём рождения» российских газет сегодня принято считать 2 января (по ст. стилю) 1703 года, когда вышел первый дошедший до наших дней номер «Ведомостей». Этот день (13 января по нов. стилю) отмечается нашими журналистами как профессиональный праздник — День российской печати.

ГЛАВА


Мы так привыкли к тому, что текст произведения разбит на главы, что даже не задумываемся — зачем это надо? Искусство формирования глав, отделения одной темы или эпизода от других — великое умение, которым владеет далеко не каждый автор. Нередко в разбивке материала на главы принимает участие и редактор книги, который видит текст «свежим взглядом». Почему в разных книгах и в разные времена главы бывают то длинными, то очень короткими? Почему один автор даёт каждой главе особое название, а другой — просто ставит цифры? Почему… Этих самых «почему» очень много, потому что искусство расчленения текста книги на главы для художественной литературы — дело очень «индивидуальное» (в литературе научной, технической проще: заканчивается тема, заканчивается и глава). Для каждого автора деление произведения на главы, размер главы — это не только структура романа или повести. Это и темп произведения, его ритм, а значит, и степень понимания читателем текста, его заинтересованность в самом произведении.