Файл: 78. Понятие, функции и источники смежных прав Понятие и содержание прав, смежных с.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Распоряжение исключительным правом может осуществляться путем заключения договора об отчуждении или лицензированного договора, которые подлежат составлению в письменной форме и государственной регистрации, если сама топология была зарегистрирована.
88. Право на фирменное наименования
Средством индивидуализации юридического лица как производителя товаров, исполнителя работ или услуг является его фирменное наименование. Нормы, относящиеся к праву на фирменное наименование, содержатся в § 1 гл. 76 Гражданского Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 1473 Гражданского Кодекса юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Согласно п. 2 той же статьи фирменное наименование юридического лица должно содержать:
-
указание на его организационно-правовую форму; -
собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Например, фирменное наименование полного товарищества (товарищества на вере) должно содержать либо имена (наименования) всех его участников (полных товарищей) и слова «полное товарищество» («товарищество на вере» или «коммандитное товарищество»), либо имя (наименование) одного или нескольких участников (полных товарищей) с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество» («товарищество на вере» или «коммандитное товарищество»).
В соответствии с п. 3 ст. 1473 Гражданского Кодекса юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
Согласно п. 4 ст. 1473 Гражданского Кодекса в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
-
полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; -
полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; -
полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; -
полные или сокращенные наименования общественных объединений; -
обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия (ГУП) может содержать указание на принадлежность ГУП соответственно Российской Федерации и субъекту РФ.
Включение в фирменное наименование акционерного общества (АО) официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций АО принадлежит Российской Федерации. Порядок выдачи и отзыва таких разрешений устанавливается законом.
Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Это право возникает у юридического лица с момента регистрации фирменного наименования, т.е. государственной регистрации самого юридического лица под данным наименованием.
Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.
Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и
фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Юридическое лицо, нарушившее данные правила, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки (ст. 1474 Гражданского Кодекса).
В соответствии со ст. 1475 Гражданского Кодекса на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц.
Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения, а также в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания (ст. 1476 Гражданского Кодекса).
89. Право на товарный знак и право на знак обслуживания
Право на товарный знак, знак обслуживания. Отношения по поводу охраны и использования товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров регулируют закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 года* и Основы гражданского законодательства (ст. 148).
Понятие товарного знака и знака обслуживания. Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответствующие товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.
Главная функция товарного знака и знака обслуживания (далее - товарного знака) - отличительная. Вместе с тем товарный знак выполняет и рекламную функцию, позволяет потребителям лучше ориентироваться в выборе товаров и услуг и оценки их качества с учетом репутации производителя.
Виды товарных знаков. Существуют словесные, изобразительные, объемные, другие (например, звуковые) товарные знаки и их комбинации. По другим критериям различают также коллективные товарные знаки.
По законодательству к регистрации в качестве товарных знаков не допускаются некоторые обозначения, в частности: не обладающие различительной способностью, представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы, общеупотребительные обозначения товаров определенного вида и общепринятые символы и термины. Запрещается регистрация ложных обозначений либо способных ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Оформление права на товарный знак. Заявка на регистрацию товарного знака подается заявителем или его патентным поверенным в Патентное ведомство. Заявка должна содержать заявление о регистрации, само обозначение и его описание, перечень товаров (услуг), для которых испрашивается регистрация товарного знака, а также документ об уплате пошлины либо об основаниях освобождения от ее уплаты или уменьшения ее размера.
По принятым к рассмотрению заявкам на регистрацию товарных знаков проводится предварительная экспертиза, по результатам которой заявка принимается к рассмотрению или отклоняется. По ее завершении проводится экспертиза заявленного обозначения.
При положительном решении Патентное ведомство вносит товарный знак в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, производит публикацию о регистрации в своем официальном бюллетене и выдает заявителю (после уплаты им пошлины) свидетельство на товарный знак.
Содержание права на товарный знак. Владелец товарного знака имеет право в течение десяти лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещать третьим лицам использовать данный знак без разрешения (лицензии). Допускается продление регистрации товарного знака по заявлению его владельца, подаваемому в последний год действия регистрации, каждый раз на десять лет.
Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исклю-
355
чительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо тем и другим одновременно, а также историческое название географического объекта.
Отношения по регистрации (Патентным ведомством), по подаче и экспертизе заявки, а также по выдаче свидетельства на право пользования (в течение десяти лет с возможным продлением) наименованием места происхождения товара подробно регламентируются Законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров".
90. Право на наименование места происхождения товара
Средством индивидуализации товаров, используемым в коммерческих целях, могут служить и помещаемые на них наименования мест их происхождения. Согласно п. 1 ст. 1516 Гражданского Кодекса
наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторам.
Примерами использования наименования мест происхождения товаров могут служить обозначения типа «русский лен» (указана страна происхождения) или «оренбургский пуховый платок» (качество изделия обусловлено природными факторами, а также умениями и навыками мастеров, проживающих в данной местности).
На использование наименования места происхождения товара может быть признано исключительное право (ст. 1229 и 1519 Гражданского Кодекса) производителей такого товара.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (например, «тульский пряник»).
На территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом, а также в других случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара (ст. 1517 Гражданского Кодекса).