Файл: Решение задач у доски 6 Десантный метод 8 Домашнее задание 9 От общих установок к частным методическим приемам 12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика решения задач по Шаталову

Оглавление


Каждый день в пути 2

Впереди – теория! 3

Циклическое развитие практических умений у учащихся 5

Решение задач у доски 6

Десантный метод 8

Домашнее задание 9

От общих установок к частным методическим приемам 12

В одиночку экспериментатору от сложностей не уйти 15

Один из способов самостоятельной работы учащихся 17

Релейные контрольные работы 18

Заключение 20


Каждый день в пути


Всего в учебнике физики 343 задачи. Много это или мало? Заведующий кабинетом физики Донецкого института усовершенствования учителей Н. Н. Кучеров провел любопытные расчеты. Из поурочных планов нескольких учителей физики, работавших в 7-ых классах, он выписал все задачи, которые были заданы в течение учебного года ребятам для самостоятельного решения и были решены на уроках в классе, и выяснил, что даже самые добросовестные ученики решают за весь учебный год не более 100 задач. 243 задачи остаются нерешенными. Стоит отметить, что в теоретическом материале этого же учебника 103 параграфа. С точки зрения авторов, каждый параграф вполне достаточно подкрепить решением 3 задач. Практика же вносит свои коррективы: одну задачу на каждый параграф. Из каких же составляющих складывается этот итог— 100 задач? Учебным планом предусмотрено на изучение физики в 7 классе 68 уроков. Из них — 8 лабораторных работ, 2 экскурсии, 2 киноурока, и, кроме, того, первая задача предлагается учащимся только на 20-й странице. Иными словами, 6—7 вводных уроков задачами не подкрепляются. Остается 49 уроков. Еще 10 уроков — сугубо теоретические. Решение задач на них не предусмотрено. В активе теперь уже только 39 уроков. Практически все они проходят с изложением нового материала, опросом учащихся, демонстрациями опытов и просмотрами диапозитивов. На каждом из таких уроков выделить время для решения более одной задачи невозможно. Еще две задачи учитель обычно задает домой. Отсюда потолок— 117 задач. На 365 дней календарного года. Одна задача на четверо суток, до краев наполненных большими и маленькими ребячьими делами, разговорами о чемпионатах мира по футболу и хоккею, занятиями в спортивных секциях и музыкальных 69 школах, выяснением отношений по поводу и без повода и еще бог весть знает чем.

Если же учесть, что для решения одной задачи из предложенных в учебнике физики требуется в основном 5 (редко — 10) минут, то соотношение между задачами по физике и всем остальным будет 1:800 не в пользу задач. Вполне понятно, что все эти расчеты проведены с известной долей шутки, но, когда приходится сталкиваться с итоговыми практическими навыками восьмиклассников по физике, становится, право же, совсем не до шуток.

Впереди – теория!


В нынешних школьных программах за короткими теоретическими положениями сразу следует практический этап: решение задач, упражнений. Мы считаем это неправильным. Только усвоив теорию, можно приступать к практике. Принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутый Л. В. Занковым, стал фундаментом, на котором базируется быстрое продвижение вперед всех учеников. Упор на практику делается позже, после изучения теоретического раздела. При такой постановке обучения у ребят практически не бывает пробелов в знаниях. А кому не известно: человек что-то очень хорошо усвоил, и именно поэтому у него возникает естественное желание расширить, углубить свои познания. Давая школьникам настоящие, прочные знания, мы воспитываем их в духе тружеников мысли.

По методике Шаталова, учитель никогда не начинает работу с новым классом по программе календарного учебного года. В первые недели и даже месяцы идет фронтальное повторение всего, что было изучено в предшествующие годы. Слово «всего», разумеется, не следует понимать в буквальном смысле, однако же и отклонения от этого смысла не столь уж велики. Так, программный материал 10 класса ребята начали изучать только в конце октября, а до этого они неторопливо повторяли (изучали) наиболее существенные разделы предшествующих лет обучения. Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, позволяет, увеличив количество решаемых задач в классе, разобрать (подробно, осмысленно) их типы, возможные пути решения.

На доске решается задача, остальные молча, без записей, следят за решением и ее объяснением. Типовая задача, разобранная в классе, задается на дом. Ее могут решить все, даже те, кто раньше списывал у других. При знании теории после первых успешных опытов появляется вкус к самостоятельной работе. Интересно потому, что они умеют это делать. После усвоения теоретического материала наступает пора полной свободы: ученики сами выбирают, сколько и каких задач решить.

По методике Шаталова, в средних и в старших классах сразу после изложения нового материала решать по нему упражнения не разрешается. По материалу прошлого урока — пожалуйста. По материалу ранее изученных разделов — сколько угодно. По новому материалу — ничего! Рассудим просто: даже при введении принципа двукратного изложения нового материала добиться того, чтобы каждый ученик во всеоружии встретил упражнения по новому материалу, практически невозможно. А вот как идет работа над новым материалом:


Первое развернутое объяснение учителя,

Второе сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам.

После этого ребята получают листы с опорными сигналами (уменьшенными копиями опорных плакатов), изучают их, вклеивают в свои альбомы. Это третий этап.

Четвертый— работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.

Пятый — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.

Шестой — прослушивание устных ответов товарищей или, еще лучше, ответ у доски.

Таким образом — шесть этапов работы над теоретическим материалом. Формулы стали ближе, правила — понятнее, выводы — яснее. И появляется желание испробовать свои силы на деле. Вот только теперь можно решить на уроке первое упражнение. Совершенно очевидно, что такой подход к упражнениям ни в коей мере не тормозит развития лучших учащихся. Д ля них отличное знание теории никак не может быть помехой. Зато для тех, кто мыслит не так резво, новая методика закрепления материала — основа успешного продвижения вперед.

Циклическое развитие практических умений у учащихся


В курсе физики 7 класса таких разделов, как «Давление», 25. С интервалами не более одного урока они следуют один за другим, и после каждого раздела включаются задачи из нового раздела такой же важности и такой же сложности, как и задачи из раздела «Давление». Получить знания по всему курсу физики к концу учебного года можно только, если задачи из каждого раздела, постоянно усложняясь, будут возвращать учащихся к ранее изученным разделам на протяжении всего времени обучения. Даже от самого жаркого огня в камине знаний останется всего только горстка холодной золы, если рядом не будет заботливых рук истопника-педагога и достаточного количества заготовленных впрок поленьев-задач.

Методическое нарастание сложности данного материала должно учитывать и законы развития мышления подростков, и психологическое состояние учащихся на протяжении учебного года. Простой расчет показывает, что, решая от урока к уроку по 2 задачи из раздела «Давление», ученик закончит решение всех 16 задач этого раздела за 8 уроков, или (2 урока в неделю) за один месяц. На деле же этого не произойдет, так как раздел «Давление» десятый по счету, и к началу его изучения в запасе будет уже 20 задач (по две из каждого раздела), а спустя еще 4 урока — 30 задач. Выполняя ежедневно по 10 задач, ученик физически не в состоянии решать ежедневно по 2 задачи из раздела «Давление».


В этом вся суть, и здесь, как нигде более, на помощь к ребятам должен прийти учитель. По его совету ребята должны перейти на циклическое решение задач: к каждому уроку решать задачи только из 5 последовательно идущих друг за другом разделов. К следующему — из пяти новых разделов. Уже к середине II четверти в активе у ребят появится 15 изученных разделов, которые легко распадаются на 3 цикла по 5 разделов, а это значит, что к каждому циклу учащиеся будут возвращаться один раз в 10 дней. В дальнейшем промежутки между циклами увеличатся до 14—18 дней, но беды в том уже не будет: глубина и прочность знаний по материалу первых циклов достигают такого уровня, что некоторое смещение акцента на задачи из новых разделов не ослабляет практических навыков учащихся по ранее изученному материалу. Многократное повторение идет не по кругу, а по спирали.

При работе в новых методических условиях знания и умения по всем разделам курса физики нарастают от урока к уроку на протяжении всех лет обучения.

Преодолеть возникшие трудности помогают уроки открытых задач. На этих уроках каждый ученик имеет право обратиться к учителю с просьбой решить любую затрудняющую его задачу. Каждый урок открытых задач ребята воспринимают как маленький праздник. Эти уроки полностью пресекают попытки списывания, позволяют учителю активно управлять процессом самостоятельной работы учащихся.

Решение задач у доски


У доски Андрей Волченский, один из лучших учеников класса. Решение задачи для него не представляет никакой трудности, и он торопится выложить основные мысли, опуская малосущественные, с его точки зрения, моменты. Этого ни в коем случае допускать нельзя. Нужно, чтобы ответ был ясен не только учителю, но и товарищам. Весь рассказ от первого до последнего действия должен быть доказательным, последовательным и детализованным. Ведь не уследивший за торопливой скороговоркой Андрея одноклассник тотчас же выпадает из общей работы и замыкается в себе. От уже понятого, но еще раз повторенного не пострадал еще никто, а вот от непонятого и неповторенного страдают миллионы школьников. Довести мысль, в том числе и отвечающего ученика, до абсолютного понимания ее каждым — вот непреложная заповедь учителя.

Пришло время, когда пробудившийся от многолетней дремоты Вовка включился в общий рабочий ритм. Нет, он не все еще мог решить и далеко не все понимал до конца, но ему уже стало интересно. Примеры, оказывается, можно решать вместе со всеми, они совсем не трудные, и задачи — тоже иногда удается решить. Вот только никак невозможно угадать, какая из них получится. Одно стал замечать Вовка: на каждом уроке обязательно попадается такая задача, которую он может решить сам. Может. Сам. И теперь, когда на уроке начинают читать условие новой задачи, он напрягается до предела: может быть, это она?


Вовкины выводы не случайны. Если на каждом последующем уроке наращивать сложность задач, то это неизбежно приведет к невосполнимым потерям: один за другим будут отпадать слабые, безвольные, неуверенные, и учитель вдруг однажды увидит, что работает только с несколькими учащимися, выдержавшими непомерно высокий темп. Остальные погасли, сникли, увяли. Исходной на каждом уроке должна стать общедоступная задача. Иными словами, в план работы необходимо включать хотя бы одно-два упражнения, которые совершенно самостоятельно может решить даже самый слабый ученик. Все другие упражнения могут быть и более и даже очень сложные — они для тех, кто впереди, но ни на секунду нельзя забывать, что в классе есть Вовка и такие, как он. Уровень трудности общедоступных задач нужно увеличивать от урока к уроку, равно как и рассчитанных на одаренных ребят, но «подтягивание тыла», если можно так выразиться, должно идти значительно быстрее, чем продвижение «фронта атаки».

Причина проста: отставание абсолютного большинства ребят определяется не их генетической неполноценностью, а запущенностью. В своих потенциальных возможностях даже самые отстающие мало чем отличаются от самых преуспевающих. Разрыв в результатах чаще всего определяется внешними, а не внутренними обстоятельствами, и, как только вчера еще безнадежный ученик попадает в благоприятные педагогические условия, он в считанные месяцы поднимается до уровня хороших и даже самых лучших ребят. Иногда это происходит постепенно, без видимых резких взлетов, иногда — скачкообразно.

Десантный метод


Начало учебного года. Решение задач у доски проводится, как обычно, без записи решения в тетради. Но в самом начале работы в любом классе, будь то в IV или в VIII, 10— 15 человек не в состоянии воспроизвести в тетрадях решение только что разобранной задачи. Это реально, и этого не нужно бояться. Внимательно наблюдая за классом во время работы, опытный учитель без труда может обнаружить хотя бы несколько человек из числа тех, кого не осенило решение этой за ­дачи. Проверив первую тетрадь, учитель сразу же направляет ученика, уже решившего задачу, к столику одного из тех, кто старательно вертит между пальцами шариковую ручку и, не поднимая глаз, делает вид, что работает в поте лица. От помощи он никогда не отказывается, и вот уже в трудной точке идет деловая беседа. Через несколько секунд — в другой, затем — в третьей. Наконец, учитель спокойно и предельно доброжелательно обращается к классу: — Кому еще помочь? Сначала робко, застенчиво поднимается одна рука, за нею другая... Дело пошло. Затем исчезнут последние сомнения: на зов доброго человеческого сердца не откликнуться невозможно. Так ласточки ставят на крыло своих птенцов. Кружат рядом с ними, подбадривают, а если птенец с ленцой, то не постесняются и вытолкнуть его из гнезда: лети! Еще и еще раз: ученик должен учиться победно.