Файл: Решение задач у доски 6 Десантный метод 8 Домашнее задание 9 От общих установок к частным методическим приемам 12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Это решающе важно: никогда еще работа на новой методической основе в школах г. Донецка не велась только по одному учебному предмету. Так, учащиеся набора 1970 г. изучили с применением систем опорных сигналов алгебру, геометрию, физику, астрономию и электротехнику; набора 1972 г. — алгебру, геометрию, физику и астрономию; 1975 г. — алгебру, геометрию, физику, химию, астрономию и географию (экспериментальную работу в классе вели 3 учителя); 1987 г. — алгебру, геометрию, историю, русский язык, биологию и физвоспитание (работу вели 4 учителя).

Вывод: учить детей на новой методической основе только по одному предмету крайне тяжело (особенно, если ты учитель-предметник). Если же ты учитель начальных классов, то это стоит попробовать.

Исходя из статистических данных многих лет, каждый ученик решает к одному уроку физики от 6 до 15 задач. При 2 уроках в неделю общее количество задач, выполняемых каждым учеником в течение одного учебного года, от 400 до 900. Контрольные измерения показали, что, обладая хорошими вычислительными навыками, ученик тратит на решение 10 задач не более 35 минут, что не превышает контрольных сроков, установленных требованиями школьной гигиены. Вспомним, что в учебнике «Физика-7» всего только 343 задачи. Откуда же остальные? Прежде всего, по экспериментальным планам семиклассники в течение одного учебного года изучают не только курс физики 7 класса, но и раздел «Тепловые явления» из курса физики 8 класса (вплоть до раздела «Электричество»). В упражнениях раздела «Тепловые явления» содержится 53 задачи, а в повторительном разделе по этому же материалу еще 42 задачи. Таким образом, в поле деятельности ученика 7 класса только по материалу стабильных учебников находится 438 задач.

Один из способов самостоятельной работы учащихся


Решать задачи можно и не по нумерации задач в учебнике, а произвольно, начиная с любой приглянувшейся. Тем более что по своей трудности они мало чем отличаются друг от друга.

Решение задачи выполняется на отдельном листочке, и листочек тут же сдается учителю. Если задача решена верно, учитель делает отметку в специальной ведомости, и ученик идет на место решать новую задачу. На новом листочке. Старый остается на учительском столе. Проверка задачи занимает всего несколько секунд: у учителя есть лист-решебник, сопоставив с которым составленное уравнение, важнейшие этапы его решения и ответ, можно сразу определить, правильно ли решена задача. Оставленный на столе листок полностью исключает возможность взаимных консультаций или, хуже того, списывания. На пути уловок, нечестности стоит и другой фактор — темп, вихревой, задорный, увлекающий. Ребята только и знают, что бегают к столу учителя. Одни уходят от него сияющие, другие озадаченные, если задача не получилась, но не бывает ни одного ученика, который бы не включился в общий рабочий водоворот.


В ведомости учитель фиксирует не только сам факт решения задачи, но и тот конкретный номер задачи, которую одолел ученик (каждая клеточка в ведомости соответствует определенному номеру). Все просчеты ребят тоже фиксируются в ведомости. Так, если задача решена на втором или третьем заходе, в клеточке ставится одна или две точки и при подведении итогов каждая такая задача оценивается в половину или в треть той оценки, которую заслуживает ученик, решивший задачу с первого предъявления. Думается, это справедливо. Тем более что задач много и хороший ученик всегда имеет возможность реабилитировать себя за случайный просчет в одной или двух задачах.

Сколько же задач может решить за один урок пятиклассник? Практика показывает: 6 —7. И это понятно: при выполнении такой работы отметаются все и всякие формальности. Главное — мысль, логика и результат. Все остальные элементы будут отрабатываться на самостоятельных и контрольных работах других видов. Такую игру-работу ребята принимают безоговорочно.

Отличная оценка выставляется всем, кто в течение 45 минут решит четыре и более задач, и этот объем оказывается посильным для большей части учащихся класса. За три задачи ставится соответственно четверка, за две — тройка.

Релейные контрольные работы


Наиболее действенной формой контроля являются релейные контрольные работы. Они проводятся не реже одного раза в полугодие (по физике), начиная со второго полугодия VI класса. В них включаются задачи, которые решены учащимися между двумя релейными работами. Предположим, что в первом полугодии ученик решил (в классе и дома) 200 задач. Если в обычной контрольной работе ученику можно предложить 3—4 задачи, то в релейной — 6—8.

Никакой опасности в этом нет, так как скорость выполнения задач релейной работы лишь немногим меньше скорости воспроизведения решения задач в тетрадях после тщательного анализа их в процессе решения на доске. Если скорость записи в 3 раза больше скорости решения, то скорость выполнения задач релейной работы в 2,5 раза больше, чем скорость решения. II это понятно: все 200 задач учеником решены ранее. На подготовку к релейной работе отводится не менее недели. Процесс подготовки рекомендуется вести так.

Составить каталог всех решенных задач. Для этого на обычном тетрадном листке делают сетку. Каждая клеточка в ней соответствует номеру задачи стабильного учебника. В принципе такие сетки может делать полиграфическая промышленность на форзацах ученических тетрадей.



Пронумеровать в единой последовательности листы всех тетрадей с решенными задачами.

Записать в каждую клеточку порядковый номер тетради и рядом с ней страницу, на которой находится решение этой задачи. Вся эта работа требует не более 20 минут. Это же совсем просто: перелистывая тетради с решенными задачами, вписывать в клеточки соответствующие цифры. На рис. 10 заполненные клеточки говорят о том. что задача № 85 находится во второй тетради на 11-й странице, задача Л1» 109 — в третьей тетради на странице 5 и т. д.

Взять в руки учебник и приступить к неторопливому чтению условий задачи. Если задача простая, то к ней нет смысла возвращаться до самой релейной работы. Если же задача несколько сложнее, то необходимо составить мысленно план ее решения и даже, если это возможно, произвести устные расчеты и получить ответ. После этого найти задачу по каталогу и проверить правильность своего решения. Если все верно, то к задаче более возвращаться не нужно. Если же допущены ошибки в плане решения или в самом решении, то в соответствующей клеточке делается карандашная пометка. К этой задаче придется вернуться еще раз. Экспериментальные проверки показали, что, работая таким образом, можно без большого напряжения за 30 минут восстановить в памяти 60—70 задач, из которых более половины не вызовут никаких сомнений и только в 6—7 клеточках появятся карандашные пометки. Таким образом, на первую «подготовку к релейной работе необходимо затратить около полутора часов учебного времени. Напомним: работы проводятся не чаще одного раза в полугодие.

При второй подготовке такая же работа проводится только с задачами, вызвавшими затруднения во время первой подготовки. Таких задач совсем немного (до 20), и потому вторая подготовка продолжается не более 20 минут.

Если случится такое, что и при второй подготовке встретятся задачи, решение которых не удастся восстановить, то нужно будет провести еще и третью (всего в несколько минут) подготовку.

Несмотря на то что оценки релейной работы выставляются очень строго (за каждую нерешенную задачу оценка снижается на один балл), посредственных оценок за эти работы учащиеся почти не получают. О двойках не может быть и разговора.

Заключение


Таким образом, 5 основных методических элементов (опорные сигналы, контроль, спорт, решение задач, повторение) являются подсистемами единой методической системы и, взаимно дополняя, подкрепляя друг друга, становятся источником и условием поступательного восхождения учеников по ступеням познания, одновременно включая детей в процесс саморазвития и самовоспитания. И ни одному элементу нельзя отдавать предпочтения, они действуют только все вместе.