ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Практическое задание (КЕЙС)
Дисциплина: Психология и педагогика
Выполнила: Соболевская Валерия Романовна
Группа ЮС-1321(2)
Город: Нижневартовск
Омск 2022
1. С какого возраста ребенка матери лучше всего выходить на работу?
Три года декретного отпуска, положенные законом нашим женщинам после рождения ребёнка, дома отсиживают далеко не все. Может, и вопреки желанию, может — по насущной надобности, но молодые матери выходят на работу.
Современные психологи утверждают: младенец уже с трёх месяцев отличает своих — маму, папу, бабушку, дедушку. И ранний разрыв с матерью негативно сказывается на его психике. Основоположник дошкольной дидактики Ян Амос Каменский в ХVII веке писал, что до 5 лет самая лучшая школа — материнская. И предостерегал матерей от того, чтобы они отдавали своих младенцев кормилицам: якобы те вместе с молоком передают и свои черты. Это, конечно, неправда. С молоком характер не передаётся, но вот с кем малыш рядом — очень важно. О том, что ребёнок перенимает модель поведения того, кто постоянно находится возле него, этот педагог тоже писал. Такое явление называется импринтингом (впечатывание). Нынешний темп жизни ускорен: если раньше личность человека формировалась до пяти лет, то сейчас, как утверждает японский педагог Масару Ибука, уже после трёх поздно что-либо менять. Есть контакт!
С тем, что идеальный возраст для детского сада 3 года, согласно большинство специалистов. Ведь так называемая матрица — отношение к миру, которое исходит от семьи, к этому периоду уже сформирована. Методист киевского детского сада №743 Марина Белоносова полагает, что с ребёнком надо сидеть до 3 лет, потому что так малышу психологически комфортнее. По её словам, у годовалых или двухлетних детей ещё плохо с координацией, а разница в восемь-девять месяцев в таком возрасте очень заметна, и в случае возможной потасовки может привести к неприятным результатам.
2. Нужно ли с младенчества приучать ребенка к жесткому режиму (сон и кормление по часам и т.п.)?
Академик И.П. Павлов доказал, что выполнение каждый день определенных последовательностей действий (динамических стереотипов) помогает нашему организму поддерживать себя в норме. Руководствуясь его рекомендациями, но внеся в них свои коррективы, многие педагоги середины-конца XX века утвердили свою систему воспитания детей. Они решили, что малышам необходим жесткий режим, который должен выполняться, грубо говоря, даже в случае чрезвычайных ситуаций. Младенец привыкает к определенному ритму дня и спокойнее реагирует на окружающий мир. Его уже не пугает неизвестность. Я считаю, что ребенка нужно приучать к режиму.
3. Нужно ли маленького ребенка отдавать на время бабушкам, тетям и т.д. или это в данном периоде может нанести вред ребенку?
Для ребенка потребность иметь своего взрослого, быть с ним — жизненно важна, что именно возможность быть вместе со своим родителями, иметь с ними глубокие, надежные отношения дает ребенку возможность развиваться, познавать мир и становиться все более самостоятельным. Психологи и педагоги признают, что в использовании бабушки для замены работающей мамы есть много плюсов по сравнению с нянями. Но, я считаю, что оставлять ребенка с бабушкой стоит только в том случае, если есть большая необходимость, и если бабушка способна обеспечить ему адекватные условия. Обладает ясным умом, физически здорова и способна заботиться, психологически адекватна.
Cтадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев
1. Смоделируйте, к чему может привести постоянное нетерпение и стремление выполнить за ребенка все действия, которые он, в принципе, может сделать сам?
Ребенок - это личность, которой родители должны помочь состояться. Сам собой он не повзрослеет - особенно в том случае, если относиться к растущему человеку как некоторые мамы, в животном страхе за детей, стремясь уберечь их от возможных неприятностей, ходящих за своими детьми по пятам, отслеживая и оценивая каждый их поступок, предупреждая все желания, отсекая контакты, которые кажутся им неправильными... Они попросту берут жизнь своих детей на себя. Все это на корню пресекает развитие самостоятельности ребенка, превращая его в невротика, который без мамы не сможет учиться и имеет большие проблемы в общении с ровесниками.
Я думаю, что стремление к гиперопеке и выполнению за ребенка всех действий приводит к тому, что человек, взрослея, не умеет адекватно оценивать свои возможности. И, возможно, даже беспомощен в некоторых вопросах.
2. Каким образом можно развивать автономность ребенка в этом возрасте?
Приведите примеры.
В этом возрасте родителям важно с пониманием и терпением относиться к желаниям ребенка, не подавлять его активность и инициативу, уметь договариваться и демонстрировать ребенку конструктивные способы разрешения конфликтов. Жесткое подавление воли ребенка в дальнейшем может привести к тревожности, пассивности, зависимости от окружающих.
Чтобы развить бытовую автономность, необходимо в этом возрасте приучать, к примеру, ребенка самостоятельно мыть руки.
Стихийная автономность – доминирующая потребность ребенка, проявляющаяся как потребность в признании себя как личности. Чтобы развить ее, необходимо давать ребенку говорить свое мнение, выслушивать его и интересоваться его желаниями.
Поведенческая автономность развивается предоставлением ребенку право выбора проявлять инициативу в повседневной жизни: выбор занятия в свободное время, места прогулки, книги для чтения, игры.
Коммуникативная автономность проявляется в желании ребенка быть инициатором совместных игр, занятий, новых коммуникаций со сверстниками и взрослыми.
Cтадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет
1. Прокомментируйте высказывание ребенку этого возраста: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не лезь, куда не следует!», «Ай-ай-ай, опять ты…»
Замечание ребёнку можно сделать так, что оно будет восприниматься им более мягко и более уважительно. Такой способ общения помогает ребенку сохранять положительную самооценку, помогает четко и структурировано понять, что вы чувствуете, что вам не нравится, какое поведение вы от него ожидаете.
2. Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия ограничений в
самостоятельном изучении своего мира ребенком в его зрелом возрасте?
Если ограничивать ребенка, он не сможет быть самостоятельным, как все его сверстники, у него будет появляться черты застенчивости и уязвимости. Он будет бояться делать все сам без чьей либо помощи. Поэтому нужно давать детям делать ошибки. И учиться на своих ошибках. Так они поймут что нельзя, а что можно. Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки.
Стадия 4. Трудолюбие, усердие - неполноценность. От 6 до 11лет
1. Чем и как должно быть заполнено свободное время (от учебных занятий) ребенка этого возраста?
Если у ребенка есть свободное время, он должен отдохнуть, детей нельзя сильно нагружать. Отправлять ребенка на кружки, секции и заниматься с ним каким-либо видом деятельности нужно тогда, когда он не устал и сам желает этого.
2. Можно ли считать свободное время ребенка, когда он не занимается «серьезным делом» - баловством и помехой для «серьезных занятий»?
В любом возрасте ребенку необходимо гармоничное развитие, ведь помимо интеллекта у него есть еще душа, тело, которые тоже требуют внимания. Поэтому свободное время ребенка нельзя считать баловством. Если ребенок будет вечно нагружен «важными делами», он попросту не сможет в последующем с ними всеми справляться.
Стадия 5. Идентичность – смешение ролей. От 11 до 18 лет
1. Почему для подростков становятся более значимыми не родители, а сверстники?
Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
Общение со взрослыми уже не решает всех вопросов подростка, а их вмешательство вызывает обиду, протест.
К тому же играет роль доверительных отношений между ребенком и родителем. Некоторые вещи при недостатке доверия подросток не может рассказать родителям, но расскажет друзьям.
2. Кричащий макияж, курение, необычный стиль одежды, пирсинг и т.д. – зачем это подростку?
У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы "равных" очень важны для восстановления само тождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия само тождественности.
Cтадия 6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста – 35 лет
1. Приведите примеры тех проблем, которые могут возникнуть у человека на этом этапе.
От 18 лет до начала среднего возраста – 35 лет Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе "Я", само завершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе. Неудовлетворенность своим партнером, либо одиночеством. Неудовлетворенность образованием, уровнем жизни.
2. «Люди, не сумевшие в этом возрасте установить близкие взаимоотношения (дружбу, любовь, просто эффективное общение) с кем-либо, оказываются в социальной изоляции» - ваше отношение к этим словам?
Если человеку трудно доверять другим, ему будет тяжело полюбить другого; Если человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.
Стадия 7. Производительность - застой. Взрослость (35 – 60 лет)
1. Смоделируйте ситуацию, иллюстрирующую проблемы, которые могут возникнуть на данном этапе жизненного роста