Файл: Лекция тема Социальная коммуникация план социальная коммуникация понятие и виды.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ 4.
Тема 1. Социальная коммуникация
ПЛАН
1. Социальная коммуникация: понятие и виды
2. Структура массовой коммуникации
3. СМИ и демократия
1. Социальная коммуникация: понятие и виды
Определение. Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (лат. – способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется взаимная передача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т. д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций, невозможно существование социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов, всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы. Коммуникация изучается многими науками: социологией, психологией, политологией, теорией коммуникаций.
Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т. п. посредством символов – слов, картин, графиков и др. Американский политолог Г. Лассуэл предложил наглядную модель коммуникативного процесса, включающую в себя пять элементов:
-
кто? (передает сообщение) – коммуникатор; -
что? (передается) – сообщение; -
как? (осуществляется передача) – канал; -
кому? (направлено сообщение) – аудитория; -
с каким эффектом? – эффективность.
Каждый из элементов указанной схемы стал объектом исследований. Изучаются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Исследуются особенности аудитории, располагающие к принятию сообщения. Изучается степень идентификации человека с группой. Люди, наиболее сильно привязанные к группе, менее подвержены влиянию сообщения, не соответствующего групповым нормам.
Основные виды коммуникации. Выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую, массовую, организационную. Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный контакт людей. Она предполагает известную психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. Коммуникативная сторона межличностной коммуникации состоит в обмене информацией между партнерами, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации («интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями между сторонами (вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации отражает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.
Когда люди вступают в общение в малых группах (от 3 до 20–30 человек), говорят о групповой коммуникации. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, но появляются и специфические феномены, к которым относятся лидерство и руководство в группе, процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, обсуждение проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы. В процессе групповой коммуникации происходит поиск и выработка общего группового решения, выявляется структура коммуникации в группе, т. е. совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.
Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей (аудитории). СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструмента различных сведений любым лицам. Их черты: публичность, неограниченный и надперсональный круг партнеров; наличие специальных технических приборов; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникаторов; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю.
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем, индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков). СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ.
Основные подходы к исследованию массовой коммуникации. Начиная с 20-х годов ХХ в., массовая коммуникация стала объектом изучения в различных областях гуманитарного знания. В исследованиях большое внимание уделяется управленческим, организационным, идеологическим и культурным аспектам массово-коммуникативного взаимодействия человека и общества. Можно говорить о трех направлениях исследований:
-
Неомарксистская (политэкономическая) концепция идеологического принуждения в контексте теории массового общества (Г. Шиллер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Р. Ч. Миллс, П. Лазарсфельд), изучающая символическое значение сообщений массовой коммуникации, которые выражают идеологическое принуждение и формируют культурный аппарат поддержания политического господства. -
Оптимистическая (социокультурная) теория «расширения общественной сферы» (М. Маклюэн, Ю. Хабермас, Г. Иннис, У. Шрамм), идущая от М. Вебера, которая сосредоточена на вопросах организации деятельности масс-медиа и обеспечения необходимой конкуренции для выражения многообразия политических, культурных, национальных и прочих точек зрения. -
Бихевиористская концепция символического интеракционизма и «публичного восприятия», сосредоточенная на рассмотрении формирующихся посредством масс-медиа коллективных представлений, которые интегрируют индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом (Дж. Г. Мид, Г. Блумер).
Теоретические исследования массовой коммуникации имеют несколько этапов своего развития. На первом этапе они носили преимущественно бихевиористский характер, так как использовались в конкретных целях рыночной конкурентной борьбы. Тогда были сформулированы основные социологические методы и способы практического изучения массовой коммуникации (П. Лазарсфельд, Р. Миллс, Р. Мертон). Затем, по мере накопления эмпирического материала, наступил так называемый «академический» период, когда начали вырисовываться контуры собственно социально-философской теории (М. Маклюэн, Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Г. Лассуэл, У. Липпман). В дальнейшем исследования сосредоточились на изучении публики, а затем и аудитории как спонтанно возникающей коллективной группировки.
Представление о публике, разработанное в работах Г. Тарда, У. Липпмана, Г. Блумера и Г. Лассуэла, придавало «манипулируемой массе» критическое лицо с присущими ей нормативными и культурными потребностями. Под публикой понималась совокупность индивидов, которые адекватно оценивают свои интересы, активно вовлечены в процессы их реализации, обладают правом выражать свои мнения, что ставит её действия в тесную связь с публичной политикой и возможностью влиять на неё. Широкое признание в качестве ведущих теоретических парадигм получили концепция Г. Лассуэла о социальных функциях массовой коммуникации и оптимистическая концепция «расширения общественной сферы» М. Маклюэна.
В 60-х гг. считалось, что хотя массовые коммуникации и оказывают влияние на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент, позиция ее отдельных членов, а также селективность, склонность человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями и мнениями. В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая.
Начиная с 70-х гг. ХХ в., все больше сторонников приобретает тезис о возрастающем влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. Экспериментальные исследования показали: чем больше говорят о некоторой теме по радио и на телевидении, тем чаще она обсуждается на уровне межличностных контактов. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации (вторичный поток коммуникации). Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса (спираль умолчания). С ее помощью люди узнают, какие темы, мнения, лидеры популярны в обществе, а какие – нет.
В целом процесс влияния массовой коммуникации на индивидуальное и групповое сознание можно описать следующим образом. Социальные институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, Интернета, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.
2. Структура массовой коммуникации
Особенности массовой коммуникации. Структура массово-коммуникативного взаимодействия в обществе представляет несколько уровней:
-
личности как субъекты взаимодействия; -
социальные группы как субъекты взаимодействия; -
общество как совокупность взаимодействующих социальных групп с их отношениями и процессами; -
собственно процесс информационного взаимодействия как фактор саморазвития социальной материи; -
духовное производство как совокупность значений, ценностей, норм, которыми владеют взаимодействующие элементы общества. Есть ряд особенностей функционирования массовой коммуникации в обществе, отличающие ее от других видов взаимодействий. В качестве субъектов массовой коммуникации выступают различные общественные формирования, оказывающие значительное влияние на течение социальных процессов. По поводу обмена массовой информацией возникают устойчивые производственные и общественные отношения, характеризуемые их относительной независимостью от индивидуальных потребностей людей.
В качестве объекта массовой коммуникации выступает аудитория, социальные группы, объединённые интересами. По мере того, как люди становятся активными членами общества, получают новые знания и культурные установки, они интегрируются в те или иные общественные группы.
В качестве предмета взаимодействия выступает социальная информация, циркулирующая в обществе, которая, преломляясь в сознании людей, касается отношений этих людей, их потребностей. Информация тогда становится социально значимой, когда она доступна всему обществу, подвергается обсуждению, оценкам. Публичность информации требует занятия каждым определенной позиции в отношении социальных отклонений.
Массовая коммуникация опосредует общественные отношения. При этом создаётся не только новая социальная информация, которая вносится в структуру общества, но и изменяются сами общественные отношения, поскольку в массово-коммуникативной деятельности достигаются те или иные социальные цели.
Массовая коммуникация участвует в процессах социального управления и самоуправления:
-
влияет на сознание людей с целью трансформации их сознания в нужном направлении; -
формирует канал обратной связи между субъектами и объектами взаимодействия, между социальными группами, политическими институтами, индивидами и источниками социальной информации. Массовая коммуникация обеспечивает целостность социальной структуры, сеть связей и отношений между субъектами коммуникации.
Функции массовой коммуникации. В современном обществе СМИ выполняют различные и многообразные функции:
-
Информирование граждан. Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Информация включает беспристрастное освещение тех или иных фактов, их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не отраженным в их повседневном опыте. -
Образование и инновации. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации. Важнейшая образовательная задача СМИ – внедрение уважения к законам и правам человека, культурных ценностей, толерантности. Образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, способствует усвоению политических норм, ценностей и образцов поведения. -
Критика и контроль. При осуществлении контроля СМИ опираются на общественное мнение и закон; их контроль часто не менее эффективен, поскольку они дают моральную оценку тем или иным событиям и лицам. Критика СМИ отличается неограниченностью своего объекта: это и представители власти, и различные социальные отклонения. Они проводят собственные журналистские расследования, в результате чего принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве государственных институтов контроля. -
Артикуляция и интеграция. СМИ выполняют функцию выражения различных общественных интересов и интеграции социальных субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп, институтов, партий возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. В современном мире доступ к СМИ – необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. -
Мобилизационная функция. Она выражается в побуждении людей к определенным действиям (или сознательному бездействию). СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию поведения. Круг функций СМИ дополняется такими, как инновационная, проявляющаяся в инициировании изменений путем широкого освещения определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности, оперативная – обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций, формирование общественного мнения. -
Политической социализации. Массовая коммуникация является важным источником политической социализации (процесса усвоения знаний, установок, ценностей и форм участия в сфере политики). Наиболее значимыми являются программы новостей. Интерес к политической информации тесно связан с активным обсуждением политических тем в межгрупповом общении. Влияние СМИ на избирателей осуществляется постоянно, так и в период проведения предвыборной кампании, посредством формирования у населения определенной схемы политической реальности. -
Социокультурная. Массовая коммуникация оказывает воздействие на формирование социальных стереотипов, т. е. схематичных и упрощенных представлений о социальных объектах. Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп. Восприятие чужой группы через стереотипы имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание) и негативную (формирование межгрупповой враждебности). Данная функция также выражается в удовлетворении потребностей личности в развлечениях, обеспечении культурного досуга.