Файл: Контрольная работа студента 3го курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «РГГУ»)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УРАВЛЕНИЯ

Строков Виктор Павлович

Понятие и правовой статус государственного гражданского служащего

Контрольная работа студента 3-го курса

заочной (с использованием дистанционных образовательных технологий) формы обучения группа ГМУ4-20

по дисциплине: «Управление персоналом в органах государственного и муниципального управления»

Направление подготовки: Код 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление»
Научный руководитель: Силаев Алексей Алексеевич

Москва 2023

Содержание

Введение 2

Понятие государственного служащего 3

Виды государственных служащих 7

Права и обязанности государственного служащего 11

Ответственность государственного служащего 17

Заключение 21

Список литературы 23





Введение


Институт государственной службы является неотъемлемой частью государства, с помощью его существования и функционирования достигаются важные цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается право каждого гражданина принимать участие в этом управлении.

Детальное рассмотрение общей характеристики госслужащих, их классификация и их административно-правовой статус позволит более полно понять важность и роль данного института для нашего общества и государства. Именно поэтому в настоящее время ведущее значение приобретают попытки укрепления самой государственной власти, а также восстановления доверия к ней населения.

Пока не будет сформирован государственный аппарат современного типа, способный успешно работать в новых политических и социально-экономических условиях, преобразования государственной службы не смогут достигнуть желаемых результатов. Существует необходимость структурирования информации о государственном служащем Российской Федерации и его правовом статусе. В связи с этим тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.


Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с деятельностью государственных служащих Российской Федерации. Предметом исследования выступает государственный служащий и его правовой статус в системе государственной службы.

Цель данной курсовой работы заключается в формировании целостного представления о государственном служащем и его правовое значении.


Понятие государственного служащего


В российском законодательстве нет единого нормативного акта, содержащего общее понятие служащего. Такое положение обусловлено многообразием социальных функций, выполняемых служащими и множеством законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные виды службы, что не позволяет установить единый критерий в определении понятия служащего.

В зависимости от государственной организации, в которой занимает должность служащий, понятие «государственный служащий» следует понимать в широком и узком смысле по аналогии с классификацией государственной службы.

В широком смысле, государственный служащий – это гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В узком смысле – это лицо, занимающее должность в государственном органе.

Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

а) является гражданином РФ, в возрасте не моложе 18 не старше 65 лет;

б) имеет профессиональное образование;

в) владеет государственным языком;

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за выполнение служебных задач денежное вознаграждение за счет средств бюджета;

е) совершает действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственными служащими не являются.

Понятие «государственный служащий» можно анализировать в трех аспектах:

С государственно-правовой точки зрения: государственный служащий — это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями.


С административно-правовой точки зрения: государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции.

С уголовно-правовой точки зрения: государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).

Профессиональную деятельность государственного служащего можно охарактеризовать как сложную многофункциональную, сочетающую в себе как исполнительскую, так и управленческую составляющую, а также «консервативную» направленность на обеспечение стабильности общества и «инновационную» направленность, связанную с необходимостью принимать нестандартные решения в условиях реформ, которые предъявляют специфические требования к личностно-профессиональным качествам работников.

Основу государственного аппарата составляют государственные служащие. Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер.

Для повышения эффективности работы необходимо, чтобы эффективно действовал каждый конкретный государственный служащий. Деятельность каждого служащего зависит от множества факторов, но одним из главных является внутренняя заинтересованность, направленность на продуктивные действия. Деятельность государственного служащего должна быть инициативной и творческой при реализации своих служебных целей и задач. Соответственно, проявление инициативы допустимо только в интересах служения обществу и государству, как легитимная деятельность в пределах действия служебных обязанностей.

Государственные служащие не создают непосредственно материальных ценностей, но в то же время обеспечивают условия их нормального производства. Каждый государственный служащий является вспомогательной частью для производства материальных благ. Им присуща свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма при разрешении организационно-управленческих вопросов.

Государственные служащие занимают должности в государственных сферах, следовательно, работают в интересах государства, выполняя волю тех государственных органов, которые оплачивают их труд. Между служащим и государством (государственным органом) на определенном этапе возникает конкретное государственно-служебное правоотношение, характеризующееся наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и других атрибутов правового статуса государственного служащего.


Таким образом, государственный служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной власти. Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшая роль в управлении в социально-экономической и административно-политической сферах, укреплении российской государственности и реформировании общества на основах демократии и права.

Виды государственных служащих


В настоящее время при множестве действующих нормативных правовых актов о государственной службе целесообразно классифицировать государственных служащих по тем же критериям, по которым классифицируется сама государственная служба.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ разделяет понятие «государственный служащий», выделяя два их вида: федеральный государственный служащий и государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации.

Ст. 10 Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» дает четкое представление о федеральном государственном служащем. К данному виду государственного служащего относят граждан, осуществляющих профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающих денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, т.е. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ дается определение понятия «гражданский служащий».

Гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. В свою очередь, он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета Российской Федерации.


Данные Федеральные законы подчеркивают, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации является субъект Российской Федерации.

Существует классификация государственных служащих в зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы: высшие (например, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководящие работники аппарата Правительства РФ), главные (например, референт Президента РФ), ведущие (например, специалисты-эксперты), а также старшие и младшие должности государственной службы.

Существует классификация государственных служащих в зависимости от срока службы, выделяют государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок и на определенное время, с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).

Если в качестве критерия классификации государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.

Все государственные служащие могут быть разделены на две большие группы:

  • лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.);

  • служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).

Если положить в основу деления государственных служащих такой критерий, как специальные профессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (военнослужащие, сотрудники милиции, должностные лица таможенных органов и пр.).

Государственных служащих по характеру полномочий делят на должностных лиц, оперативный состав, технический и вспомогательно-обслуживающий состав.

Должностные лица — госслужащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).