Файл: Контрольная работа студента 3го курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оперативный состав — это госслужащие, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций. Они не имеют права совершать юридически властные акты в отношении граждан. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (например, юристы, экономисты и др.).

Технический и вспомогательно-обслуживающий состав — госслужащие, служебная деятельность которых не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (например, технические секретари).

Также необходимо выделить государственных служащих, различающихся местом выполнения должностных обязанностей. Они подразделяются:

  • в аппарате представительных (законодательных) органов государственной власти (например, руководитель аппарата Совета Федерации, помощники членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы);

  • в аппарате органов судебной власти (например, референты, секретари);

  • в органах прокуратуры;

  • в органах исполнительной власти (основная масса государственных служащих).

В современной науке принято подразделять государственных служащих на руководителей (обладают линейной властью в отношении подчиненных, круг которых определен) и представителей власти (наделены функциональной властью вне рамок организаций, в которых они работают, и в отношении граждан и организаций, которые не являются клиентами).

Из всего вышеперечисленного многообразия видов государственных служащих можно сделать вывод, что существует ряд оснований, которые позволяют нам классифицировать государственных служащих. Возможность классификации государственных служащих позволяет более точно определить место конкретного госслужащего в системе государственной службы Российской Федерации.

Права и обязанности государственного служащего


Гражданский служащий является особым субъектом в системе государственно-служебных отношений, ему доверяется выполнять по поручению и за определенную плату задачи и функции государства. В связи с чем, осуществление им государственно-служебной деятельности возможно только в рамках специального правового статуса. Обладание таким статусом возможно на основе соответствующего законодательства, и в связи с замещением должности гражданской службы.

В юридической литературе достаточно активно обсуждается правовая природа статуса государственных служащих Российской Федерации. При этом можно встретить различные подходы к его отраслевому происхождению
, структуре и содержанию.

Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:

  • их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;

  • деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

  • служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, так как они должны использоваться в интересах службы, а обязанности — правами, поскольку в противном случае их нельзя будет осуществить;

  • осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;

  • законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

  • они имеют право на продвижение по службе, то есть на служебную карьеру (порядок и условия реализации этого права устанавливаются нормативными актами);

  • предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;

  • для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами и обязанностями;

б) обязанностями и правами по занимаемой государственной должности государственной службы.

Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

  • права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;

  • права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

  • права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

К первой группе прав государственного служащего относятся:

  • ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы;

  • ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной службы;

  • проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

  • право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой;

  • защита сведений о государственном служащем;

  • государственная защита своей жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.


Ко второй группе прав государственного служащего относятся:

  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

  • доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

  • хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны;

  • принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

  • переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

  • внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

  • право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).

Третью группу прав государственного служащего составляют:

  • должностной рост на конкурсной основе;

  • продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

  • пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

  • объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

  • право на денежное содержание (учитывается классный чин, специальные звания, особые условия государственной службы);

  • за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения (виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ);

  • право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

  • медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

  • обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

  • обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

Государственный служащий, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван исполнять должностные (служебные)
обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа. Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности.

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные служащие обязаны:

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

  • соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;

  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

  • соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции;

  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций, терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп;

  • избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

  • не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности;

  • соблюдать установленные в государственном органе правила предоставления служебной информации.

Вышеперечисленные обязанности государственного служащего являются логичным продолжением его прав, и в совокупности с ними предполагают возможность сделать систему государственного управления более эффективной.

Таким образом, характер и объем служебных обязанностей и права государственных служащих зависят от правового положения органа, в котором они состоят на службе, а также от вида занимаемой государственной должности. Все специальные обязанности и права государственных служащих предусматриваются в законах, должностных инструкциях и других правовых актах.


Ответственность государственного служащего


Основанием привлечения государственного служащего к юридической ответственности является совершение им противоправного деяния (правонарушения), т.е. действия или бездействия, нарушающего норму права, специально охраняемую законом возможностью государственного принуждения.

Ответственность государственных служащих РФ наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

В зависимости от степени общественной опасности разграничиваются такие виды правонарушающих действий, как преступления, административные правонарушения и дисциплинарные проступки. Вне зависимости от степени общественной опасности действия государственного служащего могут причинять имущественный или моральный вред, что квалифицируется как гражданско-правовой деликт.

Необходимо отметить, что государственные служащие несут ответственность за правонарушения вне службы как граждане, наравне и на общих основаниях со всеми лицами. На них в этом случае распространяются все виды юридической ответственности.

Исходя из характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих. Под данным видом ответственности следует понимать применение в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в установленном законом порядке мер государственного принуждения к государственным служащим за совершение ими административных правонарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет особенности административной ответственности специальных субъектов, которыми являются военнослужащие, должностные и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Основным условием административной ответственности должностного лица является совершение им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

В качестве оснований для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать специальные составы административных правонарушений, а также нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства, за которые особенной частью КоАП РФ установлена административная ответственность в виде следующих административных наказаний: предупреждение; административный штраф; дисквалификация.