Файл: Подготовка к сжатому изложению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Русский язык 8 класс

Тема: подготовка к сжатому изложению.

Тип урока: урок развития речи

Цель:обучение информационной переработке текста. Приёмы компрессии.

Элементы основного содержания

Элементы дополнительного содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

(прогнозируемые метапредметные и предметные результаты)

Информационная переработка текста. Приём компрессии.

Текст. Тема, основная мысль

Адекватно воспринимать текст публицистического стиля, выделять главную и второстепенную информацию, использовать приёмы компрессии при воспроизведении исходного текста, сохраняя его типологические и стилистические особенности, соблюдая нормы русского языка на письме

Оборудование:аудиозапись текста, распечатки на столе, бумага для черновиков

Ход урока.

Орг.момент

Сегодня нам с вами предстоит подготовиться (а при активной вашей работе, возможно, и приступить) к написанию сжатого изложения.

- Уточним, что значит сжатое изложение?

!!! экзаменационный вид работы

- уловить тему, основную мысль

- передать содержание (не менее 70 слов, чёткое количество микротем), используя способы компрессии текста. Что значит компрессия?

Конспект по основным способам сжатия у вас есть, к ним обратимся позже.

-Оформление тетради для подготовки к ГИА

Iэтап: предтекстовая деятельность. Текст не читается! Ученики его не знают, он им не знаком. Синдром ожидания!Анализ текста (создаёт эмоциональный настрой,плавное вхождение в текст)

Можем ли мы что-то сказать о тексте, ещё не читая его? Попробуем!

- 4 абзаца

- публицистический стиль

- последний абзац самый большой

- первый абзац – самый маленький

- вопросительные предложения

- повторяются слова «способность», «интеллект»

- нет заголовка

- нет автора

II этап: (исполнительская деятельность)

Прогноз. Учитель формулирует какое-то утверждение или вопрос, который стимулирует мозговой штурм

Ребята, вы входите в пору взросления. И нам, взрослым, и вам самим, конечно, хочется быть успешными в жизни. А что это значит? От чего, по-вашему, зависит успех в жизни?


(варианты ответов фиксируем на доске:Успех в жизни зависит от…)

- трудолюбие

- удача

- настрой

- способности

- здоровье

- знания, опыт

- адаптация в социуме…

Обобщим наши варианты и ответим на вопрос, от чего зависит успех в жизни.

исполнительская деятельность

А теперь наконец-то обратимся к нашему тексту. - ВКЛЮЧАЮ АУДИОЗАПИСЬ(или Я читаю ) ребята следят по своим распечаткам.

Мой короткий комментарий, что сегодня работаем с печатным текстом, что, конечно, проще. Мы учимся передавать основное содержание текста, сжимая его. Прослушиваем.

Текст для работы

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.

И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка — всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.


(По материалам периодической печати)

Попытаемся сформулировать тему и основную мысль текста

- Работа в парах: выделите ключевые слова в каждом абзаце 3-5 (озвучиваем у 2-3 пар, обобщаем)

3) Работа руки – письмо

Заполнение таблицы в тетради для подготовки к экзамену

Обобщающий вопрос к микротеме

(по количеству абзацев)

Ключевые слова из текста

Детализирующие слова

1.От чего, по мнению учёных, зависит успех в жизни? (С чем учёные связывают успех в жизни)

Успех в жизни, интеллектуальные способности

Больше знает - многого добьётся

2. Что, кроме интеллектуальных способностей и знаний, требуется для успеха?

Личностные качества

Инт. спсобности всего лишь фундамент проф-го успеха

3. Какое важнейшее качество помогает добиться успеха?

Способность понимать, сопереживать

Участвует в том, что происходит вокруг; чувствовать – поддерживать гармоничные отношения с миром

4. Как развить эту способность?

Восприятие искусства, эмоциональный интеллект

Кино, театр, музыка живопись – всё обогащает; уметь чувствовать; способен к эмоц. переживанию

*Подчеркнём только существительные и глаголы

Т ема текста!

Составляющие главной мысли, идеи текста

Это то, что дополняет, распространяет,«украшает»текст.

АННОТАЦИЯ (т.е. ответ на вопрос: о чём текст)

или

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

III: контрольно-рефлективная.

Надо ответить на вопрос: изменилось ли ваше мнение после чтения текста?

- откройте конспект по основным приёмам сжатия текста. Какой из них, по-вашему, мы использовали в нашей работе? содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:

 разделение информации на главную и второстепенную,

исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);


+ Задания:

- Озаглавьте текст!!! название – сильная позиция текста (н-р, «Секрет успеха», «Как добиться успеха»)

- Пользуясь записями, перескажем (письменно) текст сжато !!! внимание на количество слов (не менее 70)

!!! Сверимся с информацией к сжатому изложению.

Итог урока.

Какова практическая ценность урока?

Д/З:

1) сжато изложить содержание текста (не более 120 слов), используя разные приёмы компрессии.

ВАРИАНТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ

Не так давно учёные считали, что успех в жизни зависит от интеллектуальных способностей человека. Чем больше человек знает, тем больше у него шансов чего-то добиться в жизни.

Но интеллектуальные способности – это всего лишь фундамент будущего профессионального успеха. Человеку необходимы ещё и личностные качества.

Одним из таких качеств является способность человека понимать окружающих, уметь сопереживать. Именно сопереживание помогает человеку быть успешным.

Как же развить эту способность? Помочь в этом может восприятие искусства, которое способствует эмоциональному переживанию, облагораживает наши чувства, воспитывает их. У нас вырабатывается эмоциональный интеллект, а значит, обогащается личность.

(89 слов)

Не так давно учёные считали, что успех в жизни зависит от интеллектуальных способностей человека. Чем больше человек знает, тем больше у него шансов чего-то добиться в жизни.

Но сегодня учёные говорят о том, что интеллектуальные способности – это всего лишь фундамент будущего профессионального успеха. Кроме полученных в школе знаний человеку необходимы ещё и личностные качества.

Одним из таких важнейших качеств является способность человека понимать окружающих, уметь сопереживать. Через сопереживание человеку удаётся поддерживать гармоничные отношения с миром, удаётся быть успешным.

Как же развить эту способность? Помочь в этом может восприятие искусства. Театр, кино, живопись, музыка – всё это вырабатывает умение чувствовать и видеть красоту, способствует эмоциональному переживанию, облагораживает наши чувства, воспитывает их. У нас вырабатывается эмоциональный интеллект, а значит, обогащается личность.

(118 слов)

Средисодержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений); 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).


К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1) исключение (повторов, одного или нескольких из синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, фрагмента предложения, одного или нескольких предложений); 

2) обобщение (замена однородных членов обобщающим наименованием; замена гипонимов гиперонимом; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением); 

3) упрощение (слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением).