ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русский язык 8 класс
Тема: подготовка к сжатому изложению.
Тип урока: урок развития речи
Цель:обучение информационной переработке текста. Приёмы компрессии.
Элементы основного содержания | Элементы дополнительного содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (прогнозируемые метапредметные и предметные результаты) |
Информационная переработка текста. Приём компрессии. | Текст. Тема, основная мысль | Адекватно воспринимать текст публицистического стиля, выделять главную и второстепенную информацию, использовать приёмы компрессии при воспроизведении исходного текста, сохраняя его типологические и стилистические особенности, соблюдая нормы русского языка на письме |
Оборудование:аудиозапись текста, распечатки на столе, бумага для черновиков
Ход урока.
Орг.момент
Сегодня нам с вами предстоит подготовиться (а при активной вашей работе, возможно, и приступить) к написанию сжатого изложения.
- Уточним, что значит сжатое изложение?
!!! экзаменационный вид работы
- уловить тему, основную мысль
- передать содержание (не менее 70 слов, чёткое количество микротем), используя способы компрессии текста. Что значит компрессия?
Конспект по основным способам сжатия у вас есть, к ним обратимся позже.
-Оформление тетради для подготовки к ГИА
Iэтап: предтекстовая деятельность. Текст не читается! Ученики его не знают, он им не знаком. Синдром ожидания!Анализ текста (создаёт эмоциональный настрой,плавное вхождение в текст)
Можем ли мы что-то сказать о тексте, ещё не читая его? Попробуем!
- 4 абзаца
- публицистический стиль
- последний абзац самый большой
- первый абзац – самый маленький
- вопросительные предложения
- повторяются слова «способность», «интеллект»
- нет заголовка
- нет автора
II этап: (исполнительская деятельность)
Прогноз. Учитель формулирует какое-то утверждение или вопрос, который стимулирует мозговой штурм
Ребята, вы входите в пору взросления. И нам, взрослым, и вам самим, конечно, хочется быть успешными в жизни. А что это значит? От чего, по-вашему, зависит успех в жизни?
(варианты ответов фиксируем на доске:Успех в жизни зависит от…)
- трудолюбие
- удача
- настрой
- способности
- здоровье
- знания, опыт
- адаптация в социуме…
Обобщим наши варианты и ответим на вопрос, от чего зависит успех в жизни.
исполнительская деятельность
А теперь наконец-то обратимся к нашему тексту. - ВКЛЮЧАЮ АУДИОЗАПИСЬ(или Я читаю ) ребята следят по своим распечаткам.
Мой короткий комментарий, что сегодня работаем с печатным текстом, что, конечно, проще. Мы учимся передавать основное содержание текста, сжимая его. Прослушиваем.
Текст для работы
Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка — всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.
(По материалам периодической печати)
Попытаемся сформулировать тему и основную мысль текста
- Работа в парах: выделите ключевые слова в каждом абзаце 3-5 (озвучиваем у 2-3 пар, обобщаем)
3) Работа руки – письмо
Заполнение таблицы в тетради для подготовки к экзамену
Обобщающий вопрос к микротеме (по количеству абзацев) | Ключевые слова из текста | Детализирующие слова |
1.От чего, по мнению учёных, зависит успех в жизни? (С чем учёные связывают успех в жизни) | Успех в жизни, интеллектуальные способности | Больше знает - многого добьётся |
2. Что, кроме интеллектуальных способностей и знаний, требуется для успеха? | Личностные качества | Инт. спсобности всего лишь фундамент проф-го успеха |
3. Какое важнейшее качество помогает добиться успеха? | Способность понимать, сопереживать | Участвует в том, что происходит вокруг; чувствовать – поддерживать гармоничные отношения с миром |
4. Как развить эту способность? | Восприятие искусства, эмоциональный интеллект | Кино, театр, музыка живопись – всё обогащает; уметь чувствовать; способен к эмоц. переживанию |
*Подчеркнём только существительные и глаголы Т ема текста! | Составляющие главной мысли, идеи текста | Это то, что дополняет, распространяет,«украшает»текст. |
АННОТАЦИЯ (т.е. ответ на вопрос: о чём текст)
или
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
III: контрольно-рефлективная.
Надо ответить на вопрос: изменилось ли ваше мнение после чтения текста?
- откройте конспект по основным приёмам сжатия текста. Какой из них, по-вашему, мы использовали в нашей работе? содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:
разделение информации на главную и второстепенную,
исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);
+ Задания:
- Озаглавьте текст!!! название – сильная позиция текста (н-р, «Секрет успеха», «Как добиться успеха»)
- Пользуясь записями, перескажем (письменно) текст сжато !!! внимание на количество слов (не менее 70)
!!! Сверимся с информацией к сжатому изложению.
Итог урока.
Какова практическая ценность урока?
Д/З:
1) сжато изложить содержание текста (не более 120 слов), используя разные приёмы компрессии.
ВАРИАНТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ
Не так давно учёные считали, что успех в жизни зависит от интеллектуальных способностей человека. Чем больше человек знает, тем больше у него шансов чего-то добиться в жизни.
Но интеллектуальные способности – это всего лишь фундамент будущего профессионального успеха. Человеку необходимы ещё и личностные качества.
Одним из таких качеств является способность человека понимать окружающих, уметь сопереживать. Именно сопереживание помогает человеку быть успешным.
Как же развить эту способность? Помочь в этом может восприятие искусства, которое способствует эмоциональному переживанию, облагораживает наши чувства, воспитывает их. У нас вырабатывается эмоциональный интеллект, а значит, обогащается личность.
(89 слов)
Не так давно учёные считали, что успех в жизни зависит от интеллектуальных способностей человека. Чем больше человек знает, тем больше у него шансов чего-то добиться в жизни.
Но сегодня учёные говорят о том, что интеллектуальные способности – это всего лишь фундамент будущего профессионального успеха. Кроме полученных в школе знаний человеку необходимы ещё и личностные качества.
Одним из таких важнейших качеств является способность человека понимать окружающих, уметь сопереживать. Через сопереживание человеку удаётся поддерживать гармоничные отношения с миром, удаётся быть успешным.
Как же развить эту способность? Помочь в этом может восприятие искусства. Театр, кино, живопись, музыка – всё это вырабатывает умение чувствовать и видеть красоту, способствует эмоциональному переживанию, облагораживает наши чувства, воспитывает их. У нас вырабатывается эмоциональный интеллект, а значит, обогащается личность.
(118 слов)
Средисодержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений); 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
1) исключение (повторов, одного или нескольких из синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, фрагмента предложения, одного или нескольких предложений);
2) обобщение (замена однородных членов обобщающим наименованием; замена гипонимов гиперонимом; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением);
3) упрощение (слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением).