Файл: Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Введение

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Актуальность исследования.

Полноценная речь ребёнка — это и средство повышения познавательной деятельности, уровня коммуникабельности и способ достижения наилучшей социальной адаптации, а в конечном итоге путь к развитию его как личности.

Лексическая и грамматическая системы русского языка сложны и ребенку с дефектом речи самостоятельно их не освоить. Нехватка полноценной и своевременной помощи приводит к нарушению коммуникативных процессов, следовательно, речевой негативизм, трудности адаптации в детском коллективе, задержка познавательной деятельности, специфичность эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении всей школьной программы. Влияние дефекта на формирования полноценной личности, возможно, уменьшить или свести к нулю. Нужно проводить своевременную работу по коррекции и развитию лексико-грамматической стороны речи у детей.

Данная тема остается актуальной на сегодняшний день. Проводя много времени за телефоном, компьютером или просмотром телевизора, дети, да и родители, не общаются друг с другом. А ведь именно общение является основой для овладения нормами родного языка

Целью исследования – является систематизация заданий для логопедической работы по выявлению и преодолению нарушений лексической стороны речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Объектом исследования – является лексическая сторона речи детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.


Предметом исследования – выступает логопедическая работа по преодолению нарушений лексической стороны речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи:

  1. Подобрать, проанализировать психолого-педагогическую, психолингвистическую и специальную литературу по преодолению нарушений, выявить особенности развития лексического строя речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

  2. Проанализировать методические рекомендации по преодолению нарушении лексической стороны речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

  3. Систематизировать задания для логопедической работы по преодолению нарушений лексической стороны речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Методы исследования:

- Анализ литературы по проблеме нарушения.

- Сравнение методик.

- Разработка методических рекомендаций.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предлагаемая система диагностических заданий может быть использована для преодоления нарушений лексического строя речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, приемы работы могут быть использованы психологами, педагогами и родителями при работе с детьми.

Система заданий для логопедической работы с применением игр и игровых упражнений по преодолению нарушений лексической стороны речи у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использована в работе логопеда на подгрупповых и индивидуальных занятиях, а также в деятельности воспитателя логопедической группы.

Методологическая основа исследования: теория Павлова И.П. о двух сигнальных системах, учение Л.С. Выготского о высших психологических функциях, о структуре дефекта, труды С.Н.Карповой, И.Н.Колобовой, Л.В. Сахарного, Н.В.Уфимцева, Г.А.Черемухиной, А.М. Шахнарович, Р. Е. Левиной, Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спировой, Н. А. Никашиной, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. Б. Филичевой, А. В. Ястребовой, Г. Р. Шашкиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, в которых раскрываются вопросы развития речи.



Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Глава 1. Особенности развития лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Овладение лексическим строем речи в современных психолого-педагогических, психолингвистических исследованиях многие авторы обращают свое внимание на речевую деятельность.

Л. С. Выготский указывал на важность речи для установления контакта ребенка с миром, на то, что речь является способом общения, выполняет функцию сообщения. Важную роль для ребенка с рождения играет общение со взрослым, а начиная с раннего возраста и осуществление совместной с ним деятельности (взаимодействия).

Начиная с конца первого, начало второго года жизни ребенка речь начинает играть для ребенка все большую роль. Речь для него является своего рода словесным раздражителем, однако в этот период развития слова для него не разграничиваются друг от друга, ребенок воспринимает и реагирует на них как на комплекс, со всей словесной ситуацией. В начале это проявляется в виде возникновения ориентировочного рефлекса на слышимую речь. В дальнейшем, постепенно на основе ориентировочного рефлекса у ребенка развивается подражание. Это выражается в многократном повторении нового слова. У ребенка появляются лепетные слова – так называемые нерасчлененные слова, фрагменты услышанного ребенком слова. Они как правило состоят из ударных слогов.

Данный этап в развитии речи детей так же называют «слово - предложение». В этот период в речи нет сочетания слов по их грамматическим характеристикам и правилам языка, наблюдающиеся в речи ребенка звукосочетания не имеют грамматического оформления, слова не обладают грамматическим значением.

К возрасту 3,5 – 4 лет ребенок достигает достаточно устойчивого уровня в развитии предметной отнесенности слов, но процесс формирования предметной отнесенности на этом не заканчивается.

Процесс развития лексики ребенка продолжается, развивается уточнение значения слов. Из сформировавшихся первоначально полисемантичных (расплывчатых) значений слов, слова имеющих несколько значений, выражающегося в том, что одно и тоже слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом, сопровождаемого определенной интонацией, жестами уточняющих его, постепенно уточняется значение слов.

Анализируя словарный состав разговорной речи старших дошкольников, Н. В. Серебрякова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные, прилагательные и глаголы. Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Среди наиболее часто используемых прилагательных, регулярно встречающихся в речи детей, выявляются прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.); антонимы из самых употребительных семантических групп:


  • обозначение размера (маленький - большой), оценки (хороший-плохой); слова, входящие в сочетания (Новый год);

  • слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный).

Наибольшая частота встречаемости отмечается у таких местоименных прилагательных: такой, который, этот, свои, всякий, наш, весь, каждый, мой, самый.

Регулярно повторяются в речи детей 6 – 7 лет прилагательные со значением размера (большой, маленький, огромный, крупный, средний, громадный, крошечный, крохотный). Особенностью структуры семантического поля прилагательных со значением размера является ассиметричность: а прилагательные «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький».

А. А. Леонтьев под речью, понимает как процесс говорения – речевую деятельность, так и его результат, т.е. речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека, при котором для общения с другими членами языкового коллектива используются средства языка.

Отличительными признаками речевой деятельности детей по А. А. Леонтьеву, являются следующие:

1.Предметность деятельности. Она определяется тем, что речевая деятельность, по образному выражению А. А. Леонтьева, протекает “с глазу на глаз с окружающим миром”. Иначе говоря, “в деятельности происходит как бы размыкание круга внутренних психических процессов – навстречу. объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг, который, как мы видим, вовсе не замыкается”.

2.Целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.

3.Мотивированность речевой деятельности. Она определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами.

4.Иерархическая (“вертикальная”) организация речевой деятельности, включая иерархическую организацию ее единиц.

5.Фазная (“горизонтальная”) организация деятельности. Наиболее полное и удачное в методическом плане определение речевой деятельности было предложено И. А. Зимней: “...речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения”.


Е. Н. Винарская в своих работах отмечает, что развитие лексики определяют такие факторы, как :

неречевая предметная деятельность ребенка, в процессе которой происходит расширение связей с окружающим миром через его чувственное восприятие;

речевая деятельность окружающих взрослых и их общение с ребенком.

Сначала общение взрослого и ребенка носит односторонний характер, эмоциональный контакт вызывает у ребенка желание выразить свои потребности. Постепенно ребенок подключается к речевой деятельности, выражая свои желания и потребности с помощью звуков, простых и понятных слов, связанных с какой-либо конкретной ситуацией. Развитие лексики напрямую зависит от социальной среды, от культурного уровня семьи, от характера речевого общения с ребенком.

Детское словотворчество является одним из этапов усвоения родного языка, с его помощью происходит анализ и синтез слов, ребенок усваивает правила использования морфем.

К концу дошкольного возраста интенсивность детского словотворчества снижается, что говорит об усвоении оборотов и правил речи, которые используют взрослые.

В процессе развития мышления и речи, словарный запас ребенка обогащается и упорядочивается, слова группируются в семантические поля. Семантическое поле является функциональным образованием, в котором слова группируются по общим семантическим признакам. В структуре семантического поля выделяют ядро, центр и периферию. Как отмечает А. А. Леонтьев, организация лексико-семантических полей напрямую зависит от уровня развития классификации .

Т. Н. Наумова, в результате своих исследований, выделила несколько этапов развития лексико-семантических полей.

На первом этапе семантическое поле не сформировано, в речи ребенка отмечается преобладание названий предметов в качестве слов-реакций (мяукает – кошка). Не сформирована лексическая системность, при этом основными видами ассоциаций являются синтагматические ассоциации.

Второй этап характеризуется увеличением смысловых связей, которые отличаются по семантике, но имеют ситуативную связь. Семантическое поле еще структурно не оформлено. Преобладают тематические ассоциации с опорой на определенные образы (окно – дом.)

На третьем этапе формируются понятия, процессы классификации, отмечается преобладание парадигматических ассоциаций (птицы – воробей, широкий – узкий). Структуры семантического поля дифференцируется, группируются и противопоставляются.