Файл: Распространенные заболевания дыхательной системы у детей и их профилактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования


«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

(ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»)

Институт гуманитарного образования

Кафедра дошкольного и специального образования

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Реферат

Тема: Распространенные заболевания дыхательной системы у детей и их профилактика.

Выполнила:

Студентка: Лыткина А.К.

Группа: дИПОНб-22-1

Проверил

Преподаватель: Долгушина Н.А.

Регистрационный № _________

Обучение (очное или заочное) заочное Курс 1

Направление 44.03.01 Педагогическое образование Начальное образование

Дата сдачи практической работы на кафедру «___» декабря 2022г.

РЕЦЕНЗИЯ

Контрольная работа выполнена в _______________ объеме в соответствии с заданием.

Замечания: _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ________________ Подпись преподавателя _______

Содержани

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 1

Введение 3

Структура органов дыхания 4

Особенности функции дыхания у детей 8

Причины болезней органов дыхания у детей 9

Наиболее частые заболевания органов дыхания у детей 12

Симптомы заболеваний органов дыхания у детей 15

Профилактика дыхательных заболеваний у детей 18

Заключение 19

Список использованных источников 20

Приложение 1 21

Введение 2

Структура органов дыхания 3

Особенности функции дыхания у детей 7

Причины болезней органов дыхания у детей 8


Наиболее частые заболевания органов дыхания у детей 11

Симптомы заболеваний органов дыхания у детей 14

Профилактика дыхательных заболеваний у детей 17

Заключение 18

Список использованных источников 20

Приложение 1 21




Введение


Болезни органов дыхания – одна из самых распространённых причин потери здоровья у детей. В данной работе разберём самые распространённые заболевания дыхательной системы у детей. В чём отличия. Какие ключевые моменты надо обозначить, когда мы говорим о болезнях дыхательной системы в детском возрасте. Как провести своевременную профилактику и как помочь маленькому человечку, если такая ситуация случилась.

Потеря здоровья органов дыхания зависит не только от качества медицинской помощи, которая у нас оказывается детям, но и от социальных условий жизни ребёнка. Ежегодно в Российской федерации регистрируется около 25 млн заболеваний органов дыхания. Их удельный вес в общей структуре заболеваемости составляет около 70%. Стоит отметить, что все заболевания, которые ребёнок переносит, не проходят бесследно. Если не было уделено должного внимания и правильной терапии в острый период заболевания. Поэтому если грамотно ребёнок не пролечен, возникает риск инвалидизации и даже смерти.

По данным статистики, которая ведётся в Российской Федерации почти 3 тысячи детей ежегодно становятся инвалидами именно по причине перенесённых заболеваний органов дыхания, а 2 тысячи к сожалению, умирают из –за данной причины. Эта статистика высока у детей раннего возраста. И по этой статистике видно, что болезни органов дыхания занимают первое место в структуре общей заболеваемости детей. Надо сказать, что во многих случаях хронические и повторные инфекции дыхательных путей у детей могут приводить к стойким и необратимым изменениям в бронхах и лёгких. Следовательно, являются причиной снижения работоспособности качества жизни уже в более зрелом возрасте.

Структура органов дыхания


Для того, чтобы понять почему ребёнок чаще, чем взрослый страдает заболеваниями органов дыхания следует отметить анатомические и функциональные особенности дыхательной системы у детей. Конечно ребёнок – это маленький взрослый, но каждая его система имеет свои анатомо – физиологические особенности. Рассмотрим особенности и функции дыхательной системы (рис.1)

Дыхательная система разделяется на три отдела:

  • Верхний отдел – нос, глотка;

  • Средний отдел – гортань, трахея, бронхи;

  • Нижний отдел – который состоит из ткани лёгких с бронхиолами и альвеолами.




Рис. 1
К моменту рождения ребёнка строение дыхательной системы ещё не совершенно, в связи с чем связаны её функции. Формирование органов дыхания заканчивается у ребёнка к 7 годам. А в дальнейшем лишь увеличиваются размеры этих органов. Окончательная зрелость этой системы достигается лишь к возрасту 14-15 лет. Не случайно именно после 15 лет, доктора, которые занимаются лечением верхних дыхательных путей, берут таких детей на оперативное лечение, так как уже после 15 лет анатомический рост органов дыхания прекращается.

Все дыхательные пути у детей имеют значительно меньшие размеры и более узкий просвет, чем у взрослых. Слизистая оболочка, которая выстилает дыхательные пути очень нежная, тонкая, рыхлая, она легко повреждается. И одновременно с этим она пронизана большим количеством сосудов, то есть она значительно уязвима. Слой, который находится под слизистой оболочкой тоже содержит большое количество сосудов, но при этом малое количество эластичных и соединительно-тканных элементов. Это объясняется тем, что слизистая оболочка склонна к быстрому возникновению отёка и очень медленному восстановлению своей структуры.

Ещё одна особенность органов дыхания у детей – это нос и носоглоточное пространство. Так как оно имеет малые размеры. Носовые ходы узкие, раковины толстые, причем заканчивается формирование раковин в области носа только в возрасте 4 лет. За счёт этой узости ходов и толщины раковин даже незначительное покраснение и отёк слизистой оболочки предопределяет непроходимость носовых ходов, вызывает отдышку и затрудняет дыхание. Возможные затруднения дыхания через нос происходит в результате роста носоглоточной и лимфоидной ткани в раннем возрасте. Увеличение миндалин препятствует движению воздуха как в лёгкие, так и обратно. Носослёзный проток соединяет между собой слёзный мешок и носовой ход. Он очень короткий у детей и достаточно близко расположен к углу глаза. Клапаны его недоразвиты у ребёнка, поэтому инфекция, которая присутствует в носоглотке легко проникает в конъюнктивальный мешок и может присоединятся развитие острого конъюнктивита. Слуховые трубы, которые соединяют носоглотку и барабанную полость также у детей короткие, широкие, прямые и расположены практически горизонтально, что облегчает проникновение инфекций из носа в среднее ухо. Поэтому ребёнок переносит банальный насморк параллельно с клиникой конъюнктивита и отита. Гортань у ребёнка расположена выше и длиннее чем у взрослых. И имеет воронкообразную форму с чётким сужением в области подсвязачного пространства. Которое затем постепенно расширяется. Голосовая щель у детей тоже узкая и мышцы её легко утомляются, а вот голосовые связки, расположенные в голосовой щели они наоборот толстые и короткие. Слизистая оболочка голосовых связок, как и вся оболочка очень нежная, рыхлая, также богата сосудами и лимфоидной тканью, что приводит к более лёгкому возникновению отёка слизистой оболочки при различных респираторных инфекциях и возникновению синдрома Крупа.


Спускаемся дальше сверху вниз. Трахея также большей длины и ширины, стенки трахеи очень мягкие и легко спадаются, слизистая их также очень нежная и мягкая, сухая, хорошо снабжена кровью. То есть по анатомической структуре верхних дыхательных путей понятно, что воздух проходя через дыхательные пути встречает ряд естественных препятствий, изменение структуры которых будет приводить к нарушению качества дыхания ребёнка через нос и через рот.

Спускаемся ещё ниже на бронхиальное дерево и лёгкие. К моменту рождения ребёнка бронхиальное дерево уже сформировано, за счёт этого он начинает дышать. Но хрящевой каркас дыхательных путей очень мягкий и податливый, это способствует снижению барьерной функции слизистой оболочки, более лёгкому проникновению различных инфекционных, или атопических агентов непосредственно в кровяное русло и возникновению предпосылок к сужению дыхательных путей за счёт образующегося отёка.

Бронхи у детей относительно широкие и правый главный бронх является почти прямым продолжением трахеи, поэтому именно в нём зачастую оказываются посторонние предметы. Действительно дети раннего возраста очень часто страдают тем, что попадают в бронхи инородные тела. Через рот, или нос и чаще всего эти инородные тела находят в правом главном бронхе. Для самых мелких бронхов также характерна абсолютная узость, чем объясняется возникновение обструктивного синдрома именно у детей раннего возраста. Тем самым ребёнок может переносить не просто острый бронхит, а острый обструктивный бронхит. За счёт того, что ходы бронхиального дерева достаточно узкие.

Не совершенность работы центральной нервной системы и недоразвитие дыхательных мышц способствует отсутствию кашлевого рефлекса у маленьких детей. Накопленная в мелких бронхах слизь легко может закупориваться и приводит к развитию более серьёзной патологии, такой как инфицирование лёгочной ткани и развитие пневмонии.

Лёгочная ткань, как и верхние дыхательные пути более насыщена кровью у детей, чем у взрослых. Более чувствительна, но менее воздухоносна, и поэтому такое недоразвитие эластического каркаса приводит к развитию таких серьёзных заболеваний как эмфизема и ателектаза. Свободная проходимость бронхов находится в прямой зависимости от механизма самоочищения легких. По сути от перистальтики бронхов, то есть как бронхи работают, от деятельности мерцательного эпителия, слизистых оболочек респираторного тракта, от кашля, который ускоряет продвижение слизи по бронхам и трахее. И у детей особенно маленьких из –за слабости дыхательных мышц, не большой амплитуды движения рёбер, диафрагмы, кашлевой толчок очень слабый, неэффективный. Возбудимость дыхательного центра снижена, просвет узких воздухоносных путей уменьшается даже при незначительном набухании. Поэтому у детей гораздо легче, чем у взрослых может возникнуть нарушение проходимости бронхиального дерева.


Особенности функции дыхания у детей


Физиологические особенности органов дыхания тоже имеют место быть. Дыхание у детей более частое и поверхностное. Надо сказать, что у детей раннего возраста потребность в кислороде больше, так как у детей повышенный обмен. Поэтому поверхностный характер дыхания компенсируется его частотой. Новорождённый ребёнок, например, находится в состоянии постоянной одышки. Есть термин, обозначающий это состояние – физиологическая одышка новорождённого. Но это не патология, это норма, необходимо ребёнку для того, чтобы скомпенсировать отсутствие глубокого дыхания. Частота дыхания тем выше, чем младше ребёнок.

В процессе взросления у ребёнка меняется тип дыхания. У детей до года преобладает диафрагмальный тип дыхания – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц. А с возраста 1-2 года дыхание приобретает характер смешанного. С возраста 7-8 лет у девочек – наблюдается грудной тип дыхания, как кстати и у взрослых женщин, у мальчиков брюшной тип.

Дыхательный объём лёгких также отличается от взрослых, он тем меньше, чем младше ребёнок. Меньше такой показатель, как жизненная ёмкость лёгких – это то количество воздуха, которое максимально выдыхается при максимальном вдохе. Когда дети взрослеют у мальчиков жизненная ёмкость лёгких становится больше, чем у девочек и особенно это наблюдается в возрасте препубертатном. Но у детей в отличии от взрослых более интенсивный газообмен благодаря богатой восполяризации, благодаря большему количеству мелких кровеносных сосудов, которые пронизываются на слизистый, подслизистый слои дыхательных путей. И конечно это объясняет различные диффузные возможности в дыхательной системе, которые осуществляются у ребёнка.

Причины болезней органов дыхания у детей


Что приводит к развитию заболеваний органов дыхания у детей? Рассмотрим основные из них:

- Микроорганизмы - это бактерии, вирусы, грибы. Но ведущая роль относится к бактериальным возбудителям, таким как пневмококки, хламидии, гемофильная палочка, нередко сейчас бактерии туберкулёза. Туберкулёз в детской практике сейчас встречается всё чаще и чаще. Вирусы также не отстают. Это вирусы гриппа, типа А В, респираторные вирусные инфекции;

- Аллергены – к ним относятся бытовые аллергены, такие как домашняя пыль, которая может содержать аллергены грибов, насекомых, домашних животных. Наибольшими аллергенными свойствами обладают домашние клещи. Ребёнок может реагировать также на пищевые аллергены, такие как коровье молоко. На лекарственные препараты, которые ему дают родители, зачастую это антибактериальные препараты, ферменты. Также пыльца растений может быть причиной развития у детей аллергии;