Файл: Самостоятельная работа по теме Цель закрепление знаний о видах отклоняющегося развития, формирование умения применять их.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Специальность:

44.02.02 Преподавание в начальных классах


Дисциплина: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема № 1.2. Виды отклоняющегося развития
Самостоятельная работа по теме № 1.2.

Выполнил:

обучающийся Кузнецова А.С.

группа 142 ПНК-09/22Н-1

Преподаватель:

Александрова М.О.

Пермь – 2022

Самостоятельная работа по теме 1.2.

Цель: закрепление знаний о видах отклоняющегося развития, формирование умения применять их

Задание 1. Заполните таблицу «Клиническая характеристика видов отклонений в развитии»

Вид отклонения

Причины

Клиническая характеристика (структура дефекта, клиническая симптоматика нарушения)

Дети с нарушением слуха

  1. Врожденные.

  2. Приобретенные




 1.Врожденные:

- неправильное внутриутробное развитие слухового органа обусловлено наследственностью (полная и частична аплазия внутреннего уха);

- нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии);

- влияние вирусных инфекций (корь, грипп) на развитие плода в первые месяцы;

- внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем;

- травма плода.

2.Приобретенные (встречаются чаще):

- инфекционные заболевания – менингит, корь, скарлатина, паротит, пневмония;

- воспалительные процессы (от места поражения зависит степень недуга) – среднее ухо – менее тяжкие последствия, чем центрального отдела анализатора (кровоизлияния, опухоли, энцефалиты);

- заболевания носа и носоглотки (которые могут вызвать непроходимость евстахиевой трубы);

- неврит слухового нерва (слуховой нерв и нервные клетки чувствительны к интоксикации и бактерийным токсинам к полному или частичному выпадению слуха);

- лекарственные средства (хинин, стрептомицин) и промышленные яды (ртуть, мышьяк);

- сильный шум и вибрации;

- травмы головы (родовые и послеродовые)

Дети с умственной отсталостью

 генетическая предрасположенность, внутриутробные патологии плода или недоношенность, поражения центральной нервной системы ребенка во время родов, травмы, гипоксия, инфекции в раннем возрасте, педагогическая запущенность

 1) неосложненная форма олигофрении (основной вариант);

2) олигофрения, осложнённая нарушениями нейродинамических процессов; с преобладанием процессов торможения;

с преобладанием процессов возбуждения;

лабильные;

3) олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы различных анализаторов;

с нарушением зрения;

с нарушениями слуха;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

с речевыми отклонениями;

4) олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Дети с задержкой психического развития

 - патологии беременности и родов;

- недоношенность;

- постнатальные заболевания инфекционного и травматического характера;

- хронические заболевания, приводящие к астенизации;

- тяжелые психотравмирующие ситуации, неправильное воспитание.

- алкоголизм, наркомания родителей, их психические нарушения.

 У детей с задержкой психического развития отсутствует грубое органическое поражение головного мозга. В отдельных случаях неврологическая симптоматика отсутствует. В большинстве случаев диагностируются легкие неврологические симптомы в виде повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, повышенного мышечного тонуса, признаки двигательной неловкости.

Дети с нарушением речи

 - сильный испуг либо стресс;

- травма;

- неврологические расстройства;

- нарушение функционирования ЦНС или ДЦП;

- болезни инфекционного характера;

- неправильное формирование либо повреждение речевого аппарата ;

- наследственность;

- глухота.

1) периферического характера:

Механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата); функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования - неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата).

Ринолалия - нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь - голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата.

Ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации.

Дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония

2) центрального характера:

Дизартрия - нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии нарушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понимания речи.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

 - дефекты развития зародышевого ядра

- внутриутробно перенесенные заболевания

- недостаток околоплодных вод

- узость полости матки

- интоксикации

- ушибы плода

 Различают три степени тяжести двигательного дефекта:

• легкую — физический дефект дает возможность свободно передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации, позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограничениями;

• среднюю — потребность в частичной помощи со стороны ближайшего окружения в передвижении и самообслуживании;

• тяжелую — полная зависимость от помощи окружающих.

Принято дифференцировать три периода течения детского церебрального паралича:

• раннюю стадию — первые месяцы жизни;

• раннюю резидуальную стадию — первые годы жизни;

• позднюю резидуальную — с 2—4 до 16 лет.

Дети с расстройствами аутистического спектра

- генетическая предрасположенность;

- хромосомные аномалии;

- органические поражения ЦНС при патологиях беременности и родов;

- преждевременный шизофренический процесс;

- некоторые врожденные заболевания.

 Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).

Дети с расстройствами эмоционально волевой сферы и поведения

 перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение.

 Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.



Задание 2.
 Составьте перечень прав, пособий и льгот для лиц с ОВЗ.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.

Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.

В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как
наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.

С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.

Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.

В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.


К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.

В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.

Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.