Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 256

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с криминологической исследовательской ориентацией можно поставить вопрос о целесообразности или ненужности той или другой нормы права. Но разрешить его можно лишь с помощью социологии уголовного права и теории уголовной политики. Именно они выступают своеобразным связующим звеном между криминологией и уголовным правом, когда речь заходит о криминализации деяния, т.е. о причислении его к преступному, или о декриминализации, т.е. об исключении из числа преступных и уголовно наказуемых тех или иных деяний, фигурирующих в уголовном законодательстве.

Основанный на уголовно-правовой теории уголовный закон и сама теория дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которые обязательны для криминологии.

Криминология предоставляет уголовному праву, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, её структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, даёт прогнозы относительно изменений в социально негативных явлениях. Это позволяет своевременно криминализовать или декриминализовать деяния, а также дифференцировать санкции, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Посредством этого идёт развитие системы не только собственно криминологического предупреждения преступности, но и системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологические знания используются и при определении уголовно-правовой политики.

Криминология тесно связана с наукой уголовно-исполнительного права. Связующим звеном здесь является социология уголовно-исполнительного права, а криминология в виде пенитенциарной криминологии помогает понять причины рецидивной преступности, результативности исполнения наказаний, а также ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление по отбытии ими наказания.

Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осуждённых лиц.

Связь криминологии с наукой уголовного процесса выражается в том, что, благодаря криминологическим исследованиям углубляется представление о предмете доказывания, особенно в той его части, которую образуют обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; расширяются сведения о лицах, совершивших преступления. В связи с введением суда присяжных резко возрастает потребность в сведениях о побудительных силах преступника. Без знания о них невозможно установить виновность подсудимого, как нельзя будет не вникать в ситуацию совершения преступления, в мотивы поведения всех активных участников.


Изучение причин конкретных преступлений сближает интересы криминологии с интересами криминалистики. Так, криминалистика, вырабатывая тактику и методику расследования преступлений, опирается на криминологическую характеристику конкретных её видов. Криминалистика пользуется данными криминологии для развития учения о построении следственных версий, планирования расследования.

В криминалистической науке имеется свой раздел, посвящённый предупреждению преступлений с использованием выработанных средств и методов.

Связь криминологии с наукой административного права обусловлена, прежде всего, тем, что криминология исследует так называемые «фоновые» явления или акты «предпреступного поведения», т.е. административные деликты из числа видов отклоняющегося поведения, которые включаются в предмет криминологического исследования постольку, поскольку связаны с преступностью.

Связь с судебной статистикой, судебной медициной, судебной психиатрией проявляется в том, что криминология широко использует данные судебной статистики. А разработки судебных психиатров помогают криминологам составить более полное представление об особенностях личности различных категорий преступников. Так, субъектами некоторых видов преступлений подчас являются лица, страдающие различными психическими аномалиями. С другой стороны, криминологические исследования способствуют выявлению обстоятельств, активизирующих развитие психических аномалий, например, в пенитенциарных учреждениях.

Криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Из неюридических дисциплин криминология наиболее тесно связана с социологией, изучающей общество в процессе его функционирования, психологией (общей и юридической), предметом которой является внутренняя жизнь человека, его поведение в природе и обществе. Определённую часть криминологии, в свою очередь, можно назвать психологией преступника.

Добываемая в ходе криминологических исследований информация представляет собой совокупность количественных (цифровых) данных. Для того, чтобы раскрыть связь между различными показателями, необходима обработка данных методами математической статистики.

Очевидна связь криминологии с педагогикой, демографией. Из них она получает методику исследования обуславливающих преступное поведение процессов, развивающихся в обществе в целом, в группах людей и сознании личности, методику количественной интерпретации этих процессов, а также воспитательную методику, которую криминология приспосабливает для предупреждения преступлений. Кроме того, педагогика разрабатывает проблемы обучения и воспитания. Эти данные необходимы при исследовании преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, при разработке и анализе результативности и индивидуальных мер предупреждения преступлений. Названные

дисциплины получают в свою очередь сведения, касающиеся преступности.

Реформы, цель которых переход к рыночной экономике, ещё больше подтвердили связь криминологии с экономической наукой. Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение экономических преступлений без знаний, полученных в рамках экономической науки, невозможен.

III. Основные задачи криминологии на современном этапе.

К концу XX века отечественная криминология заняла прочное место в системе общественных наук и юридической практике. Вместе с тем перед криминологами - учёными и практиками, учитывая современное состояние преступности, стоят не менее ответственные задачи.

Разнообразие задач, стоящих перед наукой можно рассматривать с точки зрения их разделения на четыре группы.

Познавательные задачи. Криминология в процессе изучения преступности и преступника до конца не познала их сущность. В стране в последние годы происходит не только рост преступности, но и ухудшение её качественных характеристик. Возникли новые виды преступлений, связанные, например, с «рейдерскими» захватами в предпринимательской, банковской деятельности. Видоизменились и традиционные виды преступлений, например, вымогательство, мошенничество. Поэтому в последнее время больше внимания уделяется не количественным, а системно-структурным изменениям, в частности, рост тяжкой преступности, а в группе тяжких преступлений - тех, которые связаны с насилием, использованием оружия. Организованная преступность и коррупция - одна из наиболее актуальных проблем, над которой работают большие коллективы криминологов.

В центре внимания продолжают оставаться особенности личности преступника и механизмов совершения преступлений различного вида. В этом плане остаётся важным вопрос о соотношении биологического и социального в личности преступника, личности и среды, индивидуального и общественного. Не менее важным является вопрос о причинах конкретного преступления и о том, почему «обычный» человек становится преступником.

Вопрос о том, как должна меняться стратегия противодействия преступности с учётом тех нередко противоречивых социальных изменений, которые произошли и происходят в мире всё ещё остаётся не решённым. С одной стороны, страны и народы постепенно руководствуются демократическими способами и методами общественного общежития. С другой стороны, не прекращаются войны, растут акты насилия, вандализма, террора. Каким образом в этих условиях можно организовать эффективную борьбу с преступностью и её предупреждение, защитить интересы гражданина и общества?


Прогностические задачи. Криминология обязана предвидеть и предсказывать развитие событий, и, прежде всего, развитие преступности. В ходе выработки прогноза, который может носить только вероятностный характер, следует выявлять основные тенденции того или иного явления (например, рост или стабилизация преступности). Однако, несмотря на вероятностный характер, без такого прогноза практика борьбы с преступностью может быть низкоэффективной. Для повышения надёжности прогнозирования в сфере криминологии надо овладевать теми знаниями, которыми уже сегодня располагает эта наука.

Рекомендации криминологов государственным органам и общественным организациям. Криминологи обязаны постоянно заниматься совершенствованием предупредительных мер с учётом изменяющихся общественных и технических условий жизни, внедрением результатов разработок учёных в повседневную практику работы органов МВД, ФСБ, прокуратуры, юстиции, суда, таможенной службы и других учреждений и органов.

Просвещение населения. Многолетний опыт борьбы с преступностью показал, что одни лишь правоохранительные органы без поддержки и помощи населения преодолеть преступность не в состоянии. Но знания населения о преступности нередко носят отрывочный, поверхностный, и, может быть, искажённый характер. Поэтому задача криминологов состоит в передаче достоверной информации о состоянии преступности, о преступном мире, о мерах по защите от преступлений. Криминологи могут научить людей смелее и активнее бороться с преступными акциями и избежать того, чтобы оказаться жертвой преступника.

Вместе с тем, в настоящее время по-прежнему ощущается невостребованность криминологических знаний со стороны, прежде всего, руководящих государственных органов. Зачастую принимаются решения, возможно, и оправданные недальновидным экономическим расчётом, но опасные в криминологическом отношении, ведущие, например, к обогащению теневых дельцов, к росту преступности. До настоящего времени не решена проблема организации планомерной и целенаправленной криминологической экспертизы. Большой потенциал отечественных криминологических учреждений не используется, нередко подменяется поверхностными рекомендациями зарубежных специалистов, не знающих российской специфики.


Тема 2 История криминологии

  1. Классическая школа.

  2. Антропологическая (биологическая) школа.

  3. Социологическая школа.

  4. История развития криминологии в России.

I. Классической школа.

В развитии криминологии можно выделить три периода: классический (со второй половины 18 века до последней трети 19 века), позитивистский (с последней трети 19 века до 20 годов 20 века), современный или плюралистический (с 20 годов до настоящего времени).

Классический период. В феодальную эпоху господства теологического мировоззрения преступления рассматривались как «проявления злого духа», вселившегося в человека, «проделки дьявола». Этими взглядами определялись и способы выявления и доказывания преступлений (различные испытания и пытки) и меры борьбы с ними – жестокие физические наказания, в том числе мученические виды смертной казни.

Классический период берёт начало в эпоху просвещения, эпоху перехода от феодализма к капитализму, ставшего возможным в результате буржуазно-демократических революций. В это время наука отходит от теологической трактовки преступления как «греховного поведения». Предпринимаются попытки чисто теоретического объяснения причин, по которым отдельные лица совершают преступления. Разрабатывается более гуманное отношение к преступникам, к мерам уголовного наказания и деятельности карательной системы. К этому периоду относится появление классической школы уголовного права.

К наиболее известным представителям классической школы относятся итальянский юрист Чезаре Беккариа, британский филантроп Джон Говард, английский учёный Иеремия Бентам, немецкий учёный Пауль Иоганн Ансельм Фейербах.

Идеи предшественников гуманистов синтезировал итальянский гуманист Ч. Беккариа, опубликовавший в 1765 году трактат «О преступлениях и наказаниях». Этот труд в значительной степени был основан на положениях французских просветителей-энциклопедистов.

В трактате Беккариа систематизировал философско-криминологические идеи своих предшественников и изложил их в форму следующих правовых принципов:

«Лучше предупредить преступления, чем наказывать»;

«Должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями»;

«Цель наказания заключается не в истязаниях и мучениях человека… цель наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать виновному, вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же»;