Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведёт всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность» и т.д.

Беккариа выступал против смертной казни, поскольку считал, что она приучает людей к жестокости. Он предлагал заменить её на пожизненное рабство.

Сущность классической школы заключается в том, что в рамках классической школы уголовного права развивались и криминологические идеи, которые органически увязывались с уголовным правом. Основные идеи классической школы сводились к тому, что:

  • человек обладает свободной волей, и преступление есть результат его произвольного выбора;

  • в силу того, что лицо, обладая нравственной свободой, избирает зло, оно должно нести наказание за свой выбор;

  • процесс принятия решения о совершении преступления носит исключительно рациональный характер. Человек совершает преступление лишь в случае, если считает его полезным для себя. После взвешивания «за» и «против», выбор наслаждения или страдания, которые Беккариа считает активными жизненными началами людей, человек принимает решение;

  • усиливая наказание, общество делает преступления менее привлекательными, что позволяет удерживать людей от их совершения;

  • искусство законодателя и его гуманизм заключается в том, чтобы ужесточение наказания проводилось не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу «ужесточать лишь настолько, чтобы сделать преступление непривлекательным»;

  • в борьбе с преступностью приоритетным должно быть предупреждение преступности, которое необходимо осуществлять по нескольким направлениям: надлежащее воспитание, просвещение населения и предоставление большей свободы действий.

Однако идеи классиков имели и ряд недостатков. Отвергая религиозное истолкование преступления как проявление греховности, податливости силам зла, например, Беккариа вместе с тем утверждал, что преступность есть всего лишь результат неспособности масс усвоить твёрдые правила поведения. Чтобы принудить их усвоить эти правила необходимо наказание. По этой концепции лицо, совершающее преступление - это независимый от каких либо объективных факторов, строго рассуждающий индивид, всегда взвешивающий последствия преступного акта и решающий совершить преступление вследствие этого расчёта. Концепция исходит из того, что все люди в равной мере способны противостоять преступному намерению, все они заслуживают равного наказания за равные преступления и что на одинаковые наказания они реагируют одинаково. Это приводило почти к полному отрицанию зависимости поведения от каких-либо объективных, социальных, социально-психологических или иных причин и условий и означало отрицание каких-либо различий в свойствах личности, отказ от допущения различных степеней ответственности. При данных обстоятельствах личность преступника не бралась во внимание. В центре обоснования уголовного наказания классической школой было поставлено преступление.


Таким образом, при неоспоримых достоинствах классическая школа имела и ряд недостатков. Представляя собой теорию “чистого разума”, классическая школа в малой степени опиралась на практику, на фактический материал о преступлениях и борьбе с ними. В то же время идеи этой школы не случайно получили название классических, поскольку они актуальны до сих пор и с незначительными изменениями являются основой системы воздействия на преступность во многих странах, несмотря на революционные попытки отказаться от них.

II. Антропологическая (биологическая) школа криминологии.

Позитивистский период в качестве своих предпосылок имел, с одной стороны, осязаемый европейским обществом во второй половине ХIХ столетия рост преступности, с другой - бурное развитие естественных и гуманитарных наук. Позитивистская криминология развивалась в двух основных направлениях (школах): биологическом и социологическом (антропологическая и социологическая школы)

Основоположником антропологической, биологической, (туринской) школы считается Чезаре Ломброзо (1836-1909).

Предыдущие попытки учёных о выявлении связи личностных качеств человека с его поведением удалось синтезировать и развить именно ему туринскому профессору Ч. Ломрозо, пытавшемуся создать новую науку – уголовную антропологию. В центр исследований он поставил преступника, изучению которого его предшественники уделяли недостаточно внимания. Книга Ломброзо “Преступный человек” (1876 г.) вместила в себя наблюдения автора о том, что есть особый преступный тип, скорее больной, чем виновный, т.е. человека, преступность которого предопределяется его определённой низшей физической организацией атавизма или дегенерации. Такой тип преступника может быть распознан по определённым физическим признакам и изолирован (либо уничтожен). У таких преступников Ломброзо отмечал аномалии черепа, который напоминал черепа низших доисторических человеческих рас. Мозг такого преступника также отличался от мозга нормального человека и приближался к строению мозга человеческого зародыша или животного.

Исследователь не ограничился выявлением общих черт преступного человека. Он создаёт типологию, по которой каждому виду преступника соответствует лишь для него характерные черты.

Таким образом, Ломброзо поставил вопрос о причинности преступного поведения и о личности преступника. Ломброзо рассматривает преступников как больных (нравственно помешанных). Соответственно и меры воздействия на них схожи с мерами воздействия на сумасшедших.


Под воздействием своего молодого соотечественника Энрико Ферри и других учёных первичные взгляды Ломброзо о причинности преступного поведения серьёзно изменились.

В дальнейшем биологическое направление пополнялось рядом других теорий, в числе которых выделяются: теории различных биологических предрасположений: конституционального, эндокринного, генетического, психологического.

Концепции конституционной предрасположенности к преступлению. Начало XX века связано с бурным развитием физиологии вообще и эндокринологии в частности. Учёные выяснили, что от работ желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, паращитовидной, зобной, половых желез) в значительной степени зависит внешность, самоощущение человека, а соответственно его поведенческие реакции в определённой степени связаны с химическими процессами, происходящими внутри организма.

В 1924г. американский исследователь Маркс Шлапп опубликовал статью, в которой обнародовал результаты изучения эндокринной системы преступников. По его данным, почти одна треть преступников страдала эмоциональной неустойчивостью, связанной с заболеваниями желез внутренней секреции. Через несколько лет в Нью-Йорке Шлапп в соавторстве с Эдвардом Смитом опубликовал книгу «Новая криминология». Авторы одну из главных причин в механизме преступного поведения считали различные эндокринные расстройства, внешними признаками которых являются наряду с другими особенности телосложения.

Эти исследования стимулировали поиск физических признаков опасного состояния, который привёл криминологов к гипотезе о связи строения тела, типа телесной конституции с предрасположенностью к преступному поведению.

Среди генетических концепций большое распространение получил близнецовый метод. Первую попытку в этом направлении предпринял немецкий психиатр Йоханес Ланге в 20-х годах XX века (30 пар близнецов). Суть метода заключается в том, что сравнивалось поведение близнецов, развившихся из одной яйцеклетки (а, следовательно, имевших одинаковый набор генов), с поведением близнецов, которые развились из разных яйцеклеток и имели различные наследственные задатки.

Гипотеза заключалась в том, что, если зависимость поведения от генетических факторов реальна, то в отдельных поступках и в целом в жизненной линии у однояйцовых близнецов должно быть больше общего, чем у разнояйцовых. В ходе исследования было установлено, что в 77% случаев у однояйцовых близнецов если преступление совершал один, то и второй оказывался преступником. У разнояйцовых эта зависимость повторилась только в 11% случаев. Результаты были опубликованы в Лейпциге в 1929 году.


Через три года подобные исследования были проведены голландским учёным Легра (9 пар). По его данным в 1005 случаев однояйцовые близнецы оба оказывались преступниками, у разнояйцовых таких фактов не было.

Данные результаты предполагали такие меры предупреждения преступного поведения как кастрация и стерилизация, которые применялись, например, в США с 1899 года, в Дании с 1929 года, в Германии с 1933 года.

В 50-е годы появилось новое направление в исследовании генетических факторов преступности – хромосомное. Известно, что генотип человека состоит из 46 хромосом, две из них определяют пол: «xx» - женский, «xy» - мужской. Наличие в генотипе хромосомы типа «у» определяет мужское развитие. Исследуя генетические аномалии, учёные установили, что у некоторых лиц половые хромосомы не парные, а тройные: комбинации типа «xxy» или «xyy». Первыми эти особенности генотипа, которые проявляются при анализе крови, слюны или спермы, стали использовать криминалисты в целях идентификации преступников по биологическим следам, оставленным на месте преступления. Когда в США и Франции по этим признакам были раскрыты серийные убийства, совершенные сверхагрессивными преступниками (их хромосомный набор был типа “хуу”), криминологи выдвинули гипотезу о том, что хромосома типа “у”, определяющая мужской пол, может способствовать агрессивности в случае ее дублирования в генотипе.

В 60-х гг. XX века Патриция Джекобс провела одно из первых исследований предрасположенности к преступлениям. Обследовав заключённых в Шотландии, она установила, что среди преступников доля лиц с хромосомной аномалией типа “хуу” многократно больше, чем среди правопослушных граждан. В 1965 г. в английском журнале “Природа” она опубликовала маленькую статью об этом. Патриция Джекобс не оставляла сомнений в том, что ген преступности найден, - дело лишь за тем, как научиться его устранять. Однако эти результаты были сколь сенсационны, столь и недостоверны.

Дальнейшие исследования, проводившиеся в Англии, Франции и США, не подтвердили данных Джекобс.

Психологический подход восходит к Рафаэлю Гарофало. Выдержавшей испытание временем является теория опасного состояния, которая даёт для практического использования теоретически обоснованную комплексную методику клинической работы по предупреждению преступлений. Первая книга в данном направлении «Позитивный критерий наказания» (некоторые авторы переводят, как «Критерии опасного состояния») была опубликована в 1880 г.


После второй мировой войны виднейшим последователем этой теории является французский криминолог Жан Пинатель. Достаточно широко распространена эта теория и в США, где именуется клинической криминологией.

Согласно теории опасного состояния преступление в ряде случаев возникает на основе предшествующего его совершению определённого психологического состояния, предрасполагающего к конфликту с социальными нормами. Опасное состояние обычно временно, оно соответствует внутреннему кризису, сменяемому эмоциональным безразличием, вслед за которым приходит эгоцентризм, затем лабильность (неустойчивость), которая вновь может вылиться в кризис. Специалистами осуществляется диагностика опасного состояния. При этом важную роль играет сопоставление результатов обследования личности с данными, характеризующими социальную ситуацию, в которой она находится. При оценке ситуации, в частности, учитываются материальные условия, влияние со стороны окружения, наличие психотравмирующих факторов и др. Диагноз предопределяет строго индивидуальные профилактические меры.

Большое значение при этом придаётся распознаванию очень сложных и не всегда осознаваемых обследуемым стрессовых реакций, зачастую являющихся источником опасного состояния. Сегодняшнее представление о внутридушевных конфликтах впитали в себя многое из психоаналитического учения Зигмунда Фрейда о комплексах, отражающих противоборство сознания с подсознанием.

Работа специалистов по преодолению опасного состояния заключается в том, чтобы своими консультациями помочь человеку, переживающему стресс, ввести поведение в социально приемлемые рамки, помочь ему понять свои проблемы, почувствовать безопасность оказать поддержку, проявляя уважение, понимание одобрение и терпимость. Большое значение придаётся устранению излишних эмоций. На базе стационаров практическая помощь по преодолению опасных кризисных состояний оказывается лицам как содержащимся в исправительных учреждениях, так и находящимся на свободе. Криминологическая экспертиза в виде прогноза индивидуального поведения принимается во внимание при определении наказания за совершённое преступление, а также при решении вопроса об освобождении от наказания.

Психологические теории используются для обоснования тактики осуществляемых на практике мер поэтапной коррекции поведения осуждённых.