Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теория выборочных наблюдений базируется на статистических закономерностях, которые формируются и обнаруживаются в массовых явлениях и процессах. Это свойство закономерностей получило название закона больших чисел, исходя из которого чем больше изученная совокупность случайных явлений, тем должно быть более упорядоченным распределение полученных данных. Иначе говоря, чем больше выборочное изучение, тем в большей мере будут сглаживаться влияние случайных причин, и явственнее будет проявляться действительная закономерность распределения. Поскольку при выборочном наблюдении регистрируется только часть единиц генеральной (всей) совокупности, то эта часть по объёму должна быть такова, чтобы получаемые сведения оказались репрезентативными, т.е. достаточно верно отражали содержание и закономерности изучаемого явления в целом.

Разность между данными генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, или ошибкой выборки. Например, генеральная совокупность правонарушителей составляет 500 человек. Удельный вес лиц, воспитанных в неполной семье, среди них равен 30%. При выборочном наблюдении было изучено 50 человек, среди которых удельный вес таких лиц оказался 25%. Ошибка выборки равна 5% (0,5). Аналогичным образом выводится ошибка репрезентативности и для количественного признака. Предположим, что средняя арифметическая величина возраста в генеральной совокупности была равна 28,3 года. В выборочной она составила 26,5 года. Ошибка равна 1,8 года.

На ошибку репрезентативности влияет объём выборочной совокупности (n). Он определяется исходя из заданных и наличных показателей. Заданными показателями в этом случае будут предельная ошибка репрезентативности, коэффициент доверия, а наличными – дисперсия изучаемых признаков и (в некоторых случаях) численность генеральной совокупности122.

Следует заметить, что пределы допустимой ошибки обусловлены целями исследования. Как свидетельствует практика криминологических исследований в тех случаях, когда требуется повышенная точность результатов исследования, допускается ошибка выборки от 2 до 3%, обычная точность допускает 3-10%123.

В помощь специалистам, применяющим выборочное наблюдение, математиками выработаны специальные таблицы пределов ошибки при заданном числе наблюдений.

Следует также иметь в виду, что чем больше выборка (в процентном отношении ко всей совокупности), тем точнее результаты, меньше ошибка репрезентативности. С другой стороны, чем более однородная совокупность, тем меньше может быть выборка.


При выборочном методе важно, чтобы:

а) отобранная часть была достаточно многочисленной, тогда в ней смогут проявиться объективные закономерности, обусловленные материальной природой изучаемых явлений;

б) единицы, составляющие эту часть, были отобраны в случайном порядке, т.е. независимо от воли или склонности исследователя. Для этого математическая статистика рекомендует следующие способы выборки: простую, случайную, систематическую, типическую, серийную, двустадийную, по принципу квот и др.124.

В криминологических исследованиях достаточно часто применяется случайная выборка, сущность которой состоит в том, что заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равновероятностное попадание в выборочную совокупность любой и каждой единицы наблюдения. Например, количество личных дел осуждённых за кражи в исправительной колонии составляет 150. Исследователь намерен изучить личность вора по 50 карточкам. Следовательно, исходя из случайной выборки, из общего количества карточек отбирается каждое 3. В качестве основы такой выборки должна служить картотека исправительной колонии.

Необходимость применения выборочного метода нередко обусловлена тем, что по объективным причинам невозможно изучить всю генеральную совокупность. Поэтому выборочный метод фактически всегда используется при опросах граждан, работников правоохранительных органов, заключённых, преступников, при изучении уголовных дел и т.д.

Системный подход. Все чаще говорят о «системном движении», которое включает наряду с системным подходом общую теорию систем, системный анализ, философское осмысление системности мира.

Этот метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов.

Известно, что автомобиль представляет собой систему, состоящую из собранных определённым образом деталей. Если его разобрать и, не убирая ни одной детали, все сложить вместе - это уже будет груда деталей, а не машина как система. Отсюда преступность это не просто множество преступлений, а их система. Как отмечается в литературе, «в самом общем виде систему принято понимать как комплекс взаимосвязанных элементов, образующих некую целостность». Ранее проводившиеся исследования указывали на взаимосвязь преступности несовершеннолетних и рецидивной преступности, сложные взаимозависимости разных преступлений и отдельных видов преступности

125.

В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода. Во-первых, рассмотрение преступности как множества взаимодействующих составляющих (преступлений, лиц, их совершающих, преступных формирований и т. п.), обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие. Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы - общества. Выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества, выделяются среди них главные, в том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность. При этом определяются особенности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема общества. Преступность рассматривается в данном аспекте во взаимосвязи с иными негативными социальными отклонениями (пьянством, наркоманией, проституцией, теневой экономикой, теневой юстицией и др.), и в этом случае нередко ее анализ осуществляется в рамках выделения такой системы, как социальные отклонения Она также рассматривается в связи с экономикой, политикой, иными сферами жизнедеятельности.

Все это анализируется в динамике, выявляется диалектика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой - обществом и другими его структурами.

В процессе системно-структурного анализа обычно широко используются математические методы. В криминологии их применение еще недостаточно развито. Ограниченно используются методы математического моделирования. В то же время распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа и применения некоторых других математических методов с использованием электронно-вычислительных машин. Некоторые математические методы, например, использовались при анализе территориальных различий преступности, взаимосвязи отдельных видов преступности в регионах и при группировке регионов, а также при сравнительном изучении преступности в разных странах мира126.

Исторический метод. Он предполагает изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также её взаимосвязи с иными явлениями.

В последние годы выделяются несколько пятилетних периодов, отражающих разные этапы жизни российского общества: досоциалистический, социалистический разных периодов (наращивания темпов экономического, социального развития и период застоя), периоды перестройки и реформ.


При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно-исторический метод как разновидность исторического. При этом осуществляется а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д.) в разных регионах; б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.

Исторический метод используется в криминологии и для выявления действенности разных подходов к борьбе с преступностью и отдельными ее видами. Нередко он применяется в комплексе со сравнительным методом (сравнительно-исторический подход).

Сравнительный метод используется широко. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, Преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. При этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, так как различия преступности накладываются на различия и других характеристик государств, регионов.

При использовании метода сходства устанавливаются повторяющиеся характеристики преступности и повторяющиеся условия жизни людей, совпадающие в пространственно-временном отношении с характеристиками преступности. Соответствующие совпадения служат основанием для дальнейшего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условий и преступности.

При использовании метода различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой для выдвижения и проверки гипотез о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.

В криминологии сравнительный метод приобретает особое значение при выявлении специфики чего-либо. Так, при изучении особенностей личностных характеристик преступников, условий их формирования и жизнедеятельности наряду с преступниками обязательно изучается так называемая контрольная группа. Например, для выяснения специфики правосознания несовершеннолетних преступников наряду с этими лицами опрашивались их ровесники, учившиеся в тех же учебных заведениях, но не совершавшие преступлений. Сравнение ответов этих двух групп опрошенных позволило выявить особенности позиции тех, кто совершал преступления. Без контрольной группы в таких случаях исследование проводить нельзя.

Динамический метод. Динамические закономерности - это закономерности развития. Их применение непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей. Например, в течение 20 лет осуществлялось всестороннее изучение личностных характеристик и судьбы более 140 человек, которые в несовершеннолетнем возрасте совершили преступления. Первый этап исследования - это изучение испытуемых в возрасте 14-17 лет, сразу после совершения преступления; второй - через 10 лет; третий - еще через 10 лет. Это позволило установить, с какими обстоятельствами и как именно было связано преступное поведение на первом этапе, затем рецидив преступлений у одних, исправление других, крайняя деморализация третьих
127.

Социологические методыиспользуются в специально организованных обследованиях с целью собрать юридически значимую информацию, отсутствующую в официальной отчетности правоохранительных в и других юридических учреждений.

Социологические методы, соединенные с выборочными наблюдениями широко применяются в изучении тенденций и закономерностей общественной жизни. Развитие и накопление знаний в области социальных наук, в том числе и в сфере борьбы с преступностью, в последние годы в нашей стране в значительной мере было связано с широким распространением конкретно-социологических методов исследования. К этим методам, применяемым в праве и криминологии, можно отнести: опрос в различных формах, социологическое наблюдение, социальный эксперимент и другие.

Опрос - относительно широко используется в криминологических исследованиях в целях изучения различных аспектов общественного мнения граждан, избирателей, работников юридических учреждений, правонарушителей, потерпевших, осужденных, заключённых т.д. Он позволяет: 1) собрать сведения, которых нет в официальной отчетности и других материалах, 2) за короткий срок небольших затратах сил и средств опросить репрезентативные (представительные) группы изучаемых лиц, З) формализировать его проведение, чтобы облегчить обобщение и анализ сведений.

Посредством опроса выясняется общественное мнение о причинах правонарушений, латентных преступлениях, эффективности профилактических мероприятий и мер уголовного наказания, отношение опрашиваемых к нравственно правовым ценностям, праву, установленному правопорядку, служебным обязанностям, настроения, правосознание, социальные ориентации и мотивация правонарушителей, истцов, ответчиков, пострадавших и т. д.

Опрашиваться могут любые лица, которые могут высказать мнение об изучаемой проблеме. Опросы имеют форму бесед, интервью и анкетирования.

Беседа с лицами, мнение которых изучается, проводится по хорошо продуманному плану в форме свободного общения. Она требует от исследователя предварительной подготовки и умения устанавливать с опрашиваемыми психологический контакт. Он может быть достигнут не сразу, поскольку исследователь социально-правовых и криминологических явлений часто вынужден вторгаться в такие сферы жизни, раскрытие которых не всегда желательно для опрашиваемых. В целях установления доверия опрашиваемого исследователь должен строго соблюдать правила психологического такта. Поэтому не всегда рекомендуется записывать беседу. Это целесообразно сделать после, по памяти.