Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частично развитие ситуации можно проследить по количеству преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и лиц, их совершивших. Так, например, за период с 1993 по 1997 г.г. количество несовершеннолетних, совершивших такие преступления увеличилось почти в пять раз (с 3171 до 14625 человек). Количество преступлений этой категории выросло в три раза (с 3,5 до 10,2 тысяч), число несовершеннолетних, находившихся в момент совершения преступления в состоянии наркотического (токсического) возбуждения, возросло на 20,9% (с 1,1 до 1,3 тысяч)440.

В последующие годы количество несовершеннолетних, совершивших преступление в состоянии наркотического опьянения, сокращалось. В 2007 году таковых было выявлено 199, в 2008 году - 161441.

Вместе с тем достоверность последних указанных данных подлежит сомнению. По данным средств массовой информации, в стране насчитывается более 4 млн. потребителей наркотиков и больных наркоманией. Среди лиц, злоупотребляющих наркотиками, почти 2/3 составляет молодёжь, в их числе несовершеннолетние составляют 43%. При этом первое знакомство с наркотиками происходит уже в 10-12 лет. Медицинские исследования взрослых наркоманов свидетельствуют о том, что подавляющая их часть - выходцы из категории «детей риска», предрасположенных к наркомании. Пристрастие к наркотикам в юном возрасте формируется в 6-8 раз быстрее, чем у взрослых.442.

На состоявшемся в ноябре 2005 года совместном совещании представителей государств СНГ были озвучены следующие данные: в мире официально зарегистрировано 20 млн. человек употребляющих наркотические средства, 6 млн. из них - россияне. Если иметь в виду процентное соотношение, указанное выше, то на несовершеннолетних в общей сложности приходится 30%, а это около 1млн. 800 тысяч человек.

Для организации индивидуального предупреждения преступности несовершеннолетних, полезно разделение несовершеннолетних преступников на типы. Так, согласно одной из типологий, принятых в криминологии, можно выделить следующие типы:


  • случайный - совершающих преступления в результате случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовленности к сопротивлению ситуации, вопреки общей положительной направленности личности;

  • ситуационный - совершивших преступление в результате попадания в соответствующую ситуацию из-за неустойчивости общей направленности личности («шатающегося» характера);

  • неустойчивый - характеризующийся отрицательной направленностью личности, не достигшей, однако, уровня устойчивого предпочтения преступного поведения другим вариантам (совершающие правонарушения не уголовно-правового характера, состоящие на учёте в ОВД и т.п.);

  • злостный - характеризующийся устойчивой доминирующей активной антиобщественной направленности личности, обуславливающей по существу, всё поведение подростка (совершающие преступления неоднократно, участники организованных преступных формирований и т.п.)443.

Таким образом, анализ личностных особенностей несовершеннолетних свидетельствует о существенных отличиях таковых не только от сверстников не преступников, но и от личности преступников старших возрастов. К сожалению, статистические данные и результаты криминологических исследований последних лет позволяют говорить об углублении криминогенной деформации личности несовершеннолетних преступников. Данное обстоятельство необходимо учитывать при разработке направлений, средств и мер предупреждения преступности несовершеннолетних, особенно на его индивидуальном уровне.

III. Факторы, порождающие преступность несовершеннолетними.

Анализируя макрофакторное влияние на формирование правонарушающего поведения несовершеннолетних, следует заметить, что оно отличается от влияния на подобное поведение взрослого населения. Некоторые негативные процессы, проходящие в государстве и обществе, действуют разрушающе, прежде всего, в отношении несовершеннолетних. В данном случае мы имеем в виду распад системы профилактики преступлений, начавшийся в начале 90-х годов.

Советская модель этой системы охватывала, практически, полностью все направления социализации несовершеннолетних: воспитательное, образовательное, профессиональное, идейное (идеологическое), нравственное, моральное, этическое, культурное, спортивное, оздоровительное, патриотическое, информационное, правовое, общеорганизаторское и контрольное направления профилактической деятельности. Таким образом, действовала система воздействий, осуществляемых на общем (общесоциальном), групповом и индивидуальных уровнях работы с несовершеннолетними.



После 1990 года система профилактики стала терять свои ключевые звенья - субъектов профилактической работы с несовершеннолетними. Кроме того, профилактическая деятельность утратила системный подход,

В 90-е годы субъекты профилактики по количеству уменьшились почти на половину. Подчеркнем, что на общественных началах продолжали деятельность только 3 субъекта (педагогические советы школ, профсоюзы и КДН). Обратим внимание и на тот факт, что из числа ранее существовавших направлений профилактики, перестали существовать такие чрезвычайно важные для гражданского воспитания подростков и молодежи, как идейное (идеологическое), патриотическое, политическое, спортивное. Другая часть направлений профилактики, не менее важных для процесса формирования личности, стали коммерческими, а значит ограниченно доступными (этическое, культурное, нравственное, информационное). При этом пострадали и такие важные для несовершеннолетних сферы реализации возможностей и удовлетворения потребностей, как профессионально - трудовая и досуговая.

В результате распада системы трудоустройства несовершеннолетних стала почти невозможной практика приобщения к общественно-полезной производственной деятельности, приобретения профессии, воспитательного воздействия трудовых коллективов на подрастающее поколение. Речь идёт о прекращении действия в условиях структурной перестройки экономики традиционной системы административного бронирования мест для несовершеннолетних; об отсутствии достаточных льгот для предприятий, организаций и учреждений, принимающих их на работу; об ограничении в этой связи возможностей трудоустройства лиц от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу; о слабой профориентации; не правильном отношении к работающим подросткам (отсутствии заботы об их вовлечении в вечерние и заочные образовательные учреждения, в профессиональную учёбу, в жизнь коллектива).

В начале 90-х в нарушение законодательства под сокращение в первую очередь попадали работающие подростки. В свою очередь, несовершеннолетние и их родители давали согласие на любую работу даже без оформления трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством. Уход из образовательного учреждения и раннее трудоустройство в большинстве случаев в теневое или полукриминальное производство дополняли процесс деморализации и криминализации личности несовершеннолетних. При этом такие несовершеннолетние оказывались отрезанными от духовной жизни, физической культуры, спорта, общественно-одобряемого досуга, здорового образа жизни. В результате они постепенно утрачивали способность и желание к духовному, физическому, интеллектуальному совершенствованию и как следствие способность конкурировать на рынке труда. Во многих городах и сельских населённых пунктах эта проблема до настоящего времени не решена.


Параллельно с этим шёл распад системы организации досуга. В отличие от взрослых эта сторона жизнедеятельности для несовершеннолетних имеет гораздо большее значение. Именно здесь подростки находят понимание и поддержку, подтверждение или отрицание своих взглядов, интересов, в необходимых случаях защиту; получают необходимую и важную для них информацию; расширяют круг своих знакомых и друзей и т.д. Поэтому очень важно кем и как будет организован досуг несовершеннолетних. Эта сфера и до 90-х годов испытывала недостаток в клубах и центрах соответствующего профиля, а к середине 90-х сеть таковых стала резко сокращаться. Вслед за этим стали свёртывать работу бесплатные досуговые кружки и спортивные секции, подростковые клубы по месту жительства. Утратило приоритетный характер в глазах центрального и местного руководства власти, трудовых коллективов:

  • обеспечение необходимого количества мест в учреждениях, организующих досуг несовершеннолетних;

  • забота о закреплении в этих учреждениях, а не просто формальном «вовлечении» подростков, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания;

  • организация летнего отдыха;

  • профиль и дислокация досуговых учреждений, соответствующая динамике несовершеннолетнего населения, его возрастной структуре, интересам и т.д.

В 90-е годы выполнение этой важной работы практически ушло из государственной системы и стало бесконтрольным. Этим объясняется массовое бесцельное времяпрепровождение несовершеннолетних, нередко сопровождающееся их правонарушающим поведением. Необходимой частью досуга большинства несовершеннолетних стало употребление спиртных напитков, в настоящее время различных коктейлей и пива, наркотических средств, психотропных веществ.

Не менее ярко выражено стремление к постоянным развлечениям, возможности не отказывать себе в любых желаниях. По выборочным исследованиям, около 70% несовершеннолетних преступников проводили свободное время в компаниях, в которых основными видами времяпрепровождения являлись употребление спиртных напитков, наркотиков, секс с «общими девочками». Такой досуг, формирующий негативный интерес, закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей и общественно опасным противоправным способам их удовлетворения.

В крупных городах частью досуга стало посещение массовых мероприятий. При этом присутствие на них несовершеннолетних часто не связано с интересом к данному событию, а используется для удовлетворения и демонстрации пренебрежительного отношения к окружающим, правопорядку, употребления «горячительных» напитков, особенно если праздник посвящён одному из них. Любой незначительный конфликт используется для демонстрации правонарушающего поведения, сопровождающегося умышленным или неосторожным повреждением имущества (футбольные матчи, концерты, праздничные мероприятия).


Благоприятной ситуацией воспользовались иностранные представители религиозных объединений нередко тоталитарной направленности, криминальные структуры. Негативное воздействие на подростковую среду со стороны религиозных конфессий выражается не только в разрушении нравственных и культурно-религиозных установок, но и в отторжении от семьи, привычного образа жизни. Наносимый в результате этого психический, психологический и физический вред, как показывает практика, впоследствии крайне трудно устранить. Такие несовершеннолетние испытывают трудности в последующей социальной адаптации. Особенно активно данные организации проводили свою деятельность в середине 90-х годов. Так, например, тоталитарной сектой «АУМ синреке» к 1994 году было вовлечено 48600 россиян. К 1996 году на территории России уже действовало 6 тысяч нетрадиционных религиозных образований (НРО), в которые входило 500 тысяч несовершеннолетних и один миллион молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет444. В настоящее время наиболее влиятельными считаются такие НРО как Церковь Христова («десятники»), Церковь сайентологии («Дианетика»), «Свидетели Иеговы».

Влияние криминальных структур во многом схоже с воздействием НРО, поскольку и те и другие стремятся увести несовершеннолетних из семьи и использовать для достижения своих противоправных целей. При этом преступники стремятся изначально формировать из несовершеннолетних или при их участии организованные преступные группы, в которых существуют определённые структура и порядок, общая касса, в которую делаются денежные отчисления их организаторами. Нередко вовлечение в такие группы сопровождается угрозами, как в отношении самого несовершеннолетнего, так и членов его семьи. В составе групп несовершеннолетними чаще всего совершаются кражи, грабежи, разбои, вымогательства.

Вместе с тем такие исследователи молодёжной преступности, как О. Пристанская и В. Панкратов, отмечая заметное распространение криминальной мотивации поведения, говорят не только о внешнем воздействии при вовлечении в преступную деятельность. Оно во многом предопределено криминогенными влечениями самой молодёжи, и это стремление нуждается только в урегулировании и упорядочении. Эту функцию успешно выполняют лидеры преступных группировок. Значительную помощь в решении этого вопроса оказывают преступные традиции и обычаи, которые часто изменяются в соответствии с модой и образцами поведения молодёжных группировок зарубежных стран. Средства массовой коммуникации значительно облегчают передачу такой информации для переосмысления старых традиций, их переориентации и верстернизации