Файл: Занятие 2 Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 2

Цель занятия: Обеспечение формирования у обучающихся умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования; приобретение обучающимися знаний об особенностях взаимодействия общества и природы, а также о принципах и методах рационального природопользования.

 

Задание 1

Максимальное количество баллов — 8.

 

Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии — это становление начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое должно выстраиваться на базе экологического сознания.

Разумеется, достижение столь значимых и содержательных целевых ориентиров невозможно без оформления персональной нравственной позиции педагога по данному вопросу. В качестве варианта собственной педагогической позиции вам  необходимо написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору):

Ответ:

Тема: Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.

 На сегодняшний момент вероятность экологической катастрофы имеет первостепенное значение, поэтому уделяется особое внимание экологическому образованию школьников. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике. Все это связывается с ухудшающейся экологической ситуацией на планете Земля.

По мнению ряда ученых, в России существует значительное отставание уровня экологического образования от мирового. Сегодня важно не только иметь некую сумму экологических знаний, не только вести речь о любви к природе и бережном отношении к ней, но и уметь принимать решения, основываясь на привычки системно мыслящего человека. Идеи устойчивого развития требуют не 
только знания экологических законов
, но, даже в большей степени, понимания того, что и в какой мере губительно для существования человечества. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях современного экологического кризиса возникла необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. В связи с этим возрастает потребность в новом подходе (эколого-гуманистическом) к пониманию природных и общечеловеческих ценностей: осознание уникальности нашей планеты Земля и исчерпаемости её ресурсов; необходимости сохранения многообразия экосистем и биологического разнообразия; понимание тесных взаимосвязей в природе, обществе, экономике. При этом возрастает ответственность человечества за последствия научно-технического прогресса, необходимость скорейшего перехода на новые безотходные технологии и ресурсосбережение, поддержание и совершенствование систем жизнеобеспечения, управление факторами риска в социоприродных системах. В качестве ключевых образовательных компетентностей рассматриваются следующие:

- Общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России

- Учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа)

- Информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы

- социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу)

- коммуникативная (умение 
слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной)

- личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности)

- экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания)



Задание 2

Максимальное количество баллов — 8.

 

Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:

Ответ:

Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:


  1.  Федеральный проект «Чистая страна».



  2.  Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».



  3.  Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».



  4.  Федеральный проект «Чистый воздух».



  5.  Федеральный проект «Чистая вода».



  6.  Федеральный проект «Оздоровление Волги».



  7.  Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».



  8.  Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».



  9.  Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».



  10.  Федеральный проект «Сохранение лесов».



  11.  Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» 


Наименование показателя



Показатель 2018 г.




Показатель 2019 г.




Показатель 2020 г.




Показатель 2021 г.




Показатель 2022 г.




Показатель 2023 г.




Показатель 2024 г.




Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.




0




16




42




76




108




146




191




Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.




31




48




57




67




74




74




75




Количество введеныхв эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед




0




0




0




0




0




4




7




Доля твердых коммунальных отходов, 
направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %



3




7




16,2




22,8




24




33




36




Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %




7




12




27




38




40




55




60




Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %




100




100




97




95




93




71




78




Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.




8




8




6




5




3




2




0




Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.




0




15




80




150




300




4000




6900




Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, %




50




50




47




44




40




38




36




Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %




87,5




87,5




87,8




88,2




89




89,4




90,8




Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %




94,5




94,5




94,9




95,5




96,5




97




99




Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год




3,17




3,17




2,98




2,58




2,38




1,58




1,05




Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2




28.7




32,0




159,2




230,0




304,7




442,8




600,0




Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га




-




2,7




6,4




10,6




14,4




17,3




23,5




Протяженность 
очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км



-




1,5




3




4,5




6




7,5




9




Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, %




100




96,8




90,2




85,6




81,0




76,4




71,8




Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.




218




223




226




231




235




235




235




Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га




1,3




3,0




3,5




4,0




4,5




5,0




5,0




Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек




3571




4313




4913




5617




6203




6895




7891




Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %




62,3




64,4




72,8




80,4




85,6




92,2




100




Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.




32,3




20,5




18,0




17,0




16,0




15,0




12,5








Характеристика глобальной экологической проблемы «Чистый воздух».
Проблема сохранения лесов от загрязнений является приоритетной для человечества, поскольку ежегодно их площадь сокращается, что приводит к изменению биосферы. Как следствие, меняется и структура почвы, состав воды, что откладывает негативный отпечаток на жизнь человека. Россия – страна номер один по количеству лесов. Создать условия для воспроизводства жизненно важных для планеты российских лесов призван федеральный проект «Сохранение лесов». Основная цель – добиться, чтобы вырубленные и погибшие леса на 100% восстанавливались. По этому документу к 2024 году Россия должна обеспечить полный баланс между вырубленным и восстановленным лесом.  Лесозаготовители должны компенсировать нанесенный природе ущерб, высадив столько же деревьев, сколько спилили. Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.



Задание 3

Максимальное количество баллов — 8.

 

Представьте следующую педагогическую ситуацию. Вы являетесь педагогом в образовательной организации. Вам необходимо провести внеклассное занятие на тему: «Экологический след жителя планеты Земля». Возрастные характеристики учащихся могут быть определены студентом по собственному выбору.

 Тест:

1. Жильё:

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке средних размеров было бы тесновато +7

1.2 Большая, просторная квартира +12

1.3 Коттедж на две семьи +23

Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.

Ответ+6

 2. Использование энергии:

2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды –10

2.5 Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами –5

2.6 
Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет –10

2.7 Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме –10

 
Ответ+45 +75 -10

3. Транспорт:

3.1 На работу вы ездите городским транспортом +25

3.2 На работу вы идёте пешком или едете на велосипеде +3

3.3 Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4 Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5 В отпуск вы летаете самолётом +85

3.6 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность пути — до 12 часов +10

3.7 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность — более 12 часов +20

 
Ответ+3 +45

4. Питание:

4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых вы сами готовите обед +2

4.2 Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы +14

4.3 В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4 Вы едите мясо 2 – 3 раза в неделю +50

4.5 Вы едите мясо три раза в день +85

4.6 Вы предпочитаете вегетарианскую пищу +30