Файл: Экономическое развитие Франции в 1918 1939гг по учебной дисциплине Экономика зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Политика правительства Р. Пуанкаре была ознаменована существенным усилением государственного вмешательства в экономику. В эти годы были созданы Национальный экономический совет и Высший железнодорожный совет, функцией которых была координация деятельности множества предприятий, в том числе и самых крупных. Государственный банк «Национальный кредит» осуществлял широкую поддержку различных отраслей, в частности путем распределения субсидий на восстановление и развитие разрушенных войной районов.
Можно отметить, что в этот период Франция окончательно превратилась в индустриально-аграрную страну. В 1931 году впервые в истории количество горожан превысило количество сельских жителей, хотя число крупных промышленных предприятий по-прежнему было невелико. В промышленности преобладали мелкие и средние предприятия.
2. Французская экономика в 1930-х годах
Период относительного экономического роста был непродолжительным. В 1930 году Франция попала в полосу мирового экономического кризиса, который начался позже, чем в других странах, но и продолжался дольше, вплоть до 1936 года. Более позднее вхождение в кризис было обусловлено особенностями предшествующего развития: широкими восстановительными работами, оживлением в сфере ВПК, германскими репарациями и др.
Кризис оказался наиболее тяжелым для мелких и средних предприятий легкой промышленности, где производство сократилось почти в два раза, общий же уровень промышленного производства снизился на треть. В период наибольшего спада он приблизился к уровню 1913 года, а в отдельных отраслях был ниже довоенного. Большие трудности испытывали металлургия, машиностроение, текстильная, кожевенная, пищевая отрасли. К 1935 году кризис сменился депрессией, но многие отрасли (угольная, судостроительная) так и не смогли оправиться до самой Второй мировой войны [5, C.82].
Негативные последствия кризиса были особенно разрушительны для аграрного сектора, где десятки тысяч крестьянских хозяйств пустили с молотка за долги. Следует сказать, что к началу войны эта отрасль так и не вышла из кризиса, а по основным показателям она не достигала уровня среднегодового производства 1909—1913 гг. Франции приходилось в больших количествах импортировать зерно и даже молочные продукты.
Общая мировая ситуация сказалась и на внешнеэкономических связях Франции. Объем внешнеторгового оборота в конце 1930-х годов оказался на 20—30% ниже уровня 1912 года. Если до кризиса темпы роста экспорта обгоняли темпы роста производства
, то в период кризиса вывоз сокращался быстрее, чем производство. Начиная с 1931 года платежный баланс снова стал пассивным. Поскольку иностранные должники тоже оказались в кризисном состоянии, доходы от заграничных инвестиций стали понижаться.
Экономический кризис проявил себя в череде банкротств: в первые же кризисные годы разорились 10 тыс. мелких промышленных предприятий, 100 тыс. предприятий торговли, десятки крупных компаний. Все это вызвало рост числа безработных — до 500 тыс. человек. Своеобразной реакцией на неустойчивость экономики стало «бегство капиталов» за границу, причем это было очень заметно и в послекризисные годы. Уменьшились вклады в банки, понизились курсы ценных бумаг на биржах и т.д.[5, C.88]
Экономические трудности заставили Францию распродать часть заграничных инвестиций, что подорвало ее позиции как мирового экспортера капиталов: в конце 1930-х годов она передвинулась по этому показателю со второго места, которое она занимала перед Первой мировой войной, на четвертое. Изменилась и географическая направленность зарубежных капиталовложений. Если в 1913 году до 65% всех инвестиций размещалось в Европе, а в колониях — 10%, то перед Второй мировой войной в колонии направлялся уже 31% инвестиций, а в Европу — около 26%. Сменился и характер этих инвестиций: вместо преимущественного размещения займов капиталы стали направляться непосредственно в зарубежную (в основном европейскую) промышленность. В межвоенный период активизировались связи французских и германских компаний. Уже в 1920-х годах было создано около 40 международных франко-германских картелей в тяжелой промышленности.
Это сотрудничество продолжалось и после прихода к власти фашистов.
Откровенный курс на милитаризацию французской экономики, взятый в середине 1930-х годов, резко увеличил государственные расходы. Несмотря на ужесточение налоговой политики, государственный бюджет был дефицитным, и прежде всего из-за роста военных вложений и выплат процентов по государственному долгу. В 1938 году военные затраты составляли 75% всех государственных расходов, что неизбежно вело к резкому сужению потребительского рынка [6, C.75].
В годы кризиса во Франции осложнились финансовые проблемы, резко обесценился франк, несмотря на то что правительство пыталось сохранить систему золотого стандарта. В 1930-х годах франк потерял свою стабильность, хотя до этого он был одной из наиболее устойчивых валют мира. Все попытки его стабилизировать оказались неудачными, и в 1936 году Банк Франции провел девальвацию, в соответствии с которой курс французской валюты упал на 25—30%. Однако, несмотря на тяжелые социально-экономические последствия, кризис 1930-х годов позволил в значительной мере оздоровить общую обстановку в народном хозяйстве. Известно, что кризис поразил прежде всего старые, неэффективные предприятия, что заставило правительство и предпринимателей быстрее проводить модернизацию экономики в соответствии с новыми достижениями научно-технического прогресса. Именно в этот период французская экономика окончательно распрощалась с хозяйственным механизмом, присущим эпохе господства стихийного рынка.
Реформирование экономики в 1930-х годах проводилось под сильным влиянием теории кейнсианства. Поддержку государства получали предприятия «защищенного сектора», прежде всего ВПК, напрямую зависевшие от государственных заказов и поддерживавшиеся налоговыми и таможенными льготами. Большое влияние государство оказывало и на сельское хозяйство. Для того чтобы удержать стабильный уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, крестьянам выплачивались государственные премии за сокращение посевных площадей и уничтожение части собранного урожая [2, C.75].
В эти же годы государство осуществляло социальную программу, направленную на снижение уровня безработицы, организацию общественных работ. Конечно, такая политика затрагивала в первую очередь государственный сектор, и все же она обеспечивала выход экономики из кризиса с наименьшими потерями.
Тем не менее мировой экономический кризис заметно обострил социально-экономическую и политическую ситуацию во Франции, как и в других странах. Падение промышленного производства, трудности сбыта сельскохозяйственной продукции, сокращение государственных ассигнований на образование и науку привели к росту забастовок и демонстраций, в которых принимали участие широкие слои населения. Особое недовольство вызывала государственная финансовая политика, проводимая правительством в целях сокращения государственного дефицита. В соответствии с декретами Г. Думерга (1934 г.) и П. Лаваля (1935 г.) резко сокращалась заработная плата государственных служащих, урезались пенсии инвалидам и вдовам участников Первой мировой войны. Социально-экономическая нестабильность приводила к постоянной смене правительств, не способных изменить обстановку в стране. В 1934 году во Франции была предпринята попытка фашистского переворота.
В этих условиях возникла необходимость объединения широких масс для того, чтобы дать отпор фашизму. В январе 1936 года был создан Народный фронт, который объединял социалистов, коммунистов, некоторые мелкие партии левого и радикального направления, профсоюзы и др. — всего 98 партий и организаций. Среди требований Народного фронта содержались как политические (политическая амнистия, свобода печати, запрет фашистских лиг, свобода профсоюзной деятельности), так и социально-экономические (сокращение рабочей недели, национализация военной промышленности, контроль за крупными банками, создание фонда помощи безработным, оздоровление финансов) [1, C.101].
Весной 1936 года по итогам всеобщих выборов было сформировано правительство Народного фронта, провозглашенное как «правительство масс». Во главе его стоял социалист Леон Блюм (1936—1938 гг.). В состав правительства вошли 12 социалистов, 9 радикалов и представители мелких республиканских групп. Новое правительство объявило о проведении ряда социально- экономических реформ: установление 40-часовой рабочей недели и оплачиваемых отпусков, заключение коллективных договоров между рабочими, предпринимателями и профсоюзами. Повышались заработная плата и пенсии, отменялись чрезвычайные законы Думерга и Лаваля, организовывались общественные работы для безработных. Намечалось проведение налоговой реформы, в соответствии с которой снижались бы налоги на мелкие и средние предприятия, но повышались — на крупные наследства и большие доходы. Создавалось Национальное зерновое бюро, закупавшее продукцию у крестьян по твердым ценам. Банк Франции был поставлен под контроль государства, некоторые военные предприятия были национализированы и т.д.
Однако внутри правительства Л. Блюма появились разногласия, поставившие под сомнение его дальнейшую деятельность. Противоречия возникали по поводу войны в Испании, из-за непоследовательной политики по отношению к фашизму, в связи с методами проведения социальных реформ и пр.
В апреле 1938 года было сформировано правительство во главе с правым радикалом Эдуардом Даладье (1938—1940 гг.), поначалу поддержавшее программу Народного фронта. Но вскоре правительство получило от парламента чрезвычайные полномочия для «оздоровления» экономики, прежде всего за счет сокращения непомерных расходов государственного бюджета на социальные нужды. Были повышены в среднем на 8% прямые и косвенные налоги. Очередная девальвация франка способствовала повышению стоимости уровня жизни на 45% по сравнению с 1936 годом. В августе 1938 года новое правительство получило полномочия устанавливать на всех предприятиях дополнительные рабочие часы — таким образом отменялась 40-часовая рабочая неделя. Были повышены тарифы на почтовые и телеграфные услуги, устанавливались более высокие акцизные сборы на товары потребительского спроса, вводился налог на заработную плату и т.д. В октябре 1938 года правительство Э. Даладье объявило об окончательном разрыве с Народным фронтом [3, C.105].
Экономические и политические реалии, существовавшие в этот период, все меньше оставляли места иллюзиям насчет мирного развития международных отношений как в Западной Европе, так и во всем мире. Большинство западноевропейских стран, а также США, Япония, СССР осуществляли обширные программы по милитаризации экономики. В 1936 году французское правительство приняло программу перевооружения, рассчитанную на четыре года. Предстояло наладить производство танков, артиллерийских орудий, самолетов, средств ПВО. Вместе с дополнительной программой, принятой в 1938 году, на нужды армии в 1937—1938 годах было израсходовано 38 млрд фр.
Правда, программа перевооружения осуществлялась медленно: фирма «Рено», например, не справлялась с выпуском намеченного количества танков, не было налажено серийное производство самолетов, до 1940 года не производились зенитные орудия. Тем не менее к концу 1930-х годов Франция имела мощный комплекс предприятий, на которых разворачивалось военное производство, полностью соответствовавшее современным требованиям [5, C.98].
В области внешней политики Франция, также как и Англия, старалась не замечать усиления позиций Германии в Европе, попустительствовала ее агрессивным устремлениям, направленным на захват Австрии и Чехословакии, что привело в 1938 году к Мюнхенскому соглашению, и 3 сентября 1939 года Франция оказалась втянутой во Вторую мировую войну.
Заключение
Первая мировая война оказала большое влияние на социально-экономическое развитие Франции и ее положение среди других капиталистических стран. В годы войны и особенно в послевоенный период в экономике и социальной структуре страны произошли глубокие изменения. Экономический кризис, связанный с перестройкой промышленности после окончания войны, продолжался с 1918 по 1921 г. Однако в целом победа в войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.
В 1924 г. началась стабилизация французской экономики. Это выразилось в том, что в 1924 гг. объем промышленного производства впервые превысил довоенный уровень, а сельского хозяйства достиг этого уровня.
За годы стабилизации завершается процесс превращения Франции в индустриально-аграрную страну, где в 1931 г. впервые городское население оказалось больше сельского. Хотя в промышленности увеличилось значение крупных предприятий, но численно преобладали мелкие и средние.