Файл: Реферат по дисциплине Философия Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач. (тема реферата) фио студента Сингх Никита Шамшерович Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач.

(тема реферата)

ФИО студента

Сингх Никита Шамшерович

Направление подготовки

Рекреция и спротивно-оздоровительный туризм

Группа

РСТ-Б-О-Д-2022-1


Москва
2023
Оглавление



Введение

3

Основная часть

4

Заключение

10

Список реферируемой литературы

12


Введение
В V веке во многих греческих городах установилась рабовладельческая демократия, сменившая у власти старую аристократию. Возникли новые выборные институты: народные собрания и суды, которые имеют большое значение в борьбе классов и партий свободного населения. Появилась потребность в людях, владеющих искусством речи, для участия в судебных и политических делах. Они должны были уметь убеждать, доказывать, разбираться в юридических вопросах, знать тонкости политической жизни и владеть дипломатической практикой. Некоторые из них, успешно справившиеся с поставленными задачами (юристы, дипломаты, мастера красноречия), стали учителями риторики и политических знаний.

Были созданы особые предпосылки для расцвета красноречия. Докладчику нужно было привлечь к себе внимание, красиво изложить свои идеи и убеждения. При публичном решении политических и судебных вопросов зачастую побеждал тот, кто обладал даром красноречия, умением расположить к себе слушателей. Надо было красиво и убедительно выступить в Национальном собрании, перед солдатами, а также на многолюдных праздниках и дружеских встречах. Поэтому возникла потребность в людях, которые учили красноречию, составляли тексты выступлений. Это были софисты - философы -просветители, в совершенстве владевшие искусством ораторского искусства,


Софисты - условное обозначение группы древнегреческих мыслителей сер. V - 1 этаж IV в. Время их активной деятельности часто называют веком греческого Просвещения.  С середины V века. Софистами стали называть платных учителей красноречия и всевозможных появившихся в то время знаний, которые считались необходимыми для активного участия в гражданской жизни, которые сами часто активно участвовали в политической жизни.        
Основная часть
Термины софистика и софисты происходят от древнегреческого слова мудрость. В буквальном переводе слово софист означает мудрец, мастер, знаток. 

Софистика - учение представителей Афин второй половины V века до н. э. школа софистов - философов - просветителей, которые тяготели к релятивизму, его неполноте и условности и на этой основе отрицали всякую возможность достижения объективной истины. Основы релятивизма закладывались даже софистами и скептиками; в наше время релятивизм развился в позитивизме.         

Считается, что софисты не имели целостной определенной системы знаний. Софистика не представляла собой единый круг мыслителей. Софистика V века - совокупность независимых усилий, удовлетворяющих идентичные запросы соответствующими средствами. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Их произведения практически не сохранились, большая часть сведений о творчестве софистов содержится в трудах философов более позднего времени.  

В обосновании своей практической деятельности софисты опирались на философию. Характерной чертой их философии является утверждение об относительности всех человеческих представлений, этических норм и оценок. Они внесли релятивизм в теорию познания, что привело софистов к отрицанию объективной истины. Следовательно, объективная истина, общая для всех, невозможна. Нет объективного критерия добра и зла: то, что кому полезно, хорошо для него: Болезнь - зло для больных, а для врачей - хорошо. Смерть - зло для умирающих, и для продавцов похорон, и для могильщиков - хорошо.      

Софисты прекрасно понимали, что все можно доказать чисто формально. Основная цель софистов в дидактической деятельности - научить студентов спорить. Поэтому в процессе подготовки большое внимание было уделено риторике. Ученики изучили приемы доказательства и опровержения, познакомились с правилами логического мышления.   



Философия софистов была гуманистической. Важно подчеркнуть, что софисты уделяли большое внимание социальным вопросам, проблемам человека и коммуникации, обучению красноречию и политической деятельности, а также научным и философским знаниям. Некоторые софисты использовали методы и формы убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых утверждений. Но в своем желании убедить собеседника софисты пришли к мысли, что можно доказать и опровергнуть что угодно, в зависимости от интереса и обстоятельств, что иногда приводило к искажению истины в доказательствах и опровержении. Постепенно оформились способы мышления, которые стали называть софистикой.    

Софисты мало внимания уделяли изучению природы. Но они были первыми, кто различал законы природы как нечто непоколебимое, и законы общества, возникающие в соответствии с человеческими устоями. 

Софисты находили красоту в бесконечно разнообразных явлениях человеческой жизни. Но эти явления были противоречивыми. Использовать крылатую фразу, поразить слушателя неожиданными метафорами и вообще ораторскими приемами, вызвать гнев и негодование как в отдельности, так и в толпе, и в то же время убедительным артистизмом успокоить человеческие страдания и свободные от суетных стенаний - вот новые пути, по которым шла эстетика софистов. 

Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали их, считая их изобретением человека. Софистика по своей природе антидогматична, и любая религия построена на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.  

Старые софисты пытались критически исследовать религиозные верования. Известно, что Протагор сказал: О богах у меня нет возможности утверждать, что они существуют, или что их нет. В основе его метода была способность продемонстрировать как аргументы в пользу существования богов, так и против него. Это не означает, что он атеист, как о нем делали вывод еще в древности, но это означает лишь то, что он был агностиком. Агностицизм - это направление в философии, где мир признается в принципе непознаваемым. Софизм и скептицизм можно отнести к древнейшим европейским формам агностицизма; в наше время агностицизм был разработан Беркли, Юмом, Кантом. Агностики чаще всего были субъективными идеалистами, в то время как материалисты и объективные идеалы обычно признавали познаваемость мира.


Работа Протагора о богах, несмотря на чрезвычайно тщательную формулировку религиозного скептицизма, была публично сожжена и стала причиной изгнания философа из Афин. [1]

Протагор утверждал: каждому утверждению противопоставляется утверждение, которое ему противоречит (о каждой вещи, каждом предмете есть два противоположных мнения). Используя такие противоположные мнения, философ-софист создал искусство философского диалога, которому позднее придавали особый блеск Сократ и Платон. Интересна идея Протагора о глубинном происхождении диалога. Он был первым, кто сказал, что на все есть два мнения, противоположные друг другу. Из них он составил диалог, первым применив этот метод изложения. По Протагору ясно, что диалогическая форма искусства вытекает из противоречий, которые лежат в его основе. в глубине самих вещей.      

Мастерство, которому обучал Протагор, было именно этой способностью придавать вес и значение любой точке зрения, а также противоположной. И его успех связан с тем, что его ученики, обученные этой способности, освоили новые возможности в общественных судах, собраниях и политической жизни в целом. 

Считается, что Протагор учил, как побеждать более слабым аргументом. Но это не означает, что целью было сокрушить справедливость и праведность беззаконием и злом. Он продемонстрировал, насколько технически и методологически можно укрепить позиции и прийти к победе, используя изначально слабый аргумент. [6]

Согласно Диогену Лаэртскому (III век до н.э.), Протагор был первым, кто использовал аргументы в спорах, начал организовывать состязания в споре и придумывал уловки для тяжущихся сторон; его не волновала мысль, он спорил о словах.  Красноречие требует много труда. Это прекрасно объясняет Протагор: Труд, работа, обучение, образование и мудрость образуют венец славы, сотканный из цветов красноречия и возлагаемый на головы тех, кто его любит.. Правда, язык трудно, но его цветы богаты и всегда новы, и зрители аплодируют и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся - или, может быть, иногда они не сердятся, потому что они не проницательный достаточно.     

В слове Протагор видел главную основу силы человека, полагая, что можно силой слова превратить плохой поступок в доблестный.

В Протагоре каждая речь разделена на четыре отдельные части: просьба, вопрос, ответ и приказ. Это попытки отдельной эстетической оценки человеческой речи, которая в будущем будет играть большую роль в античной риторике, а затем и в мировой грамматике и стилистике. [2]


Горгий Леонтинский (предположительно 485–380 до н.э.) считается создателем риторики. Философ-софист определил риторику как искусство речи и много работал над теорией судебного и политического красноречия. По словам Горгиаса, истинный оратор должен уметь хвалить и обвинять одно и то же.  

Сам Горгий прославился своей речью перед Национальным собранием Афин в 427 г. до н.э.  Предупредив афинян об опасности, нависшей над их родиной, он удивил горожан умело произнесенным словом, умело подобранными примерами.  

Горгий в своем эссе О несуществующем или о природе заявил, что вообще ничего не существует, включая саму природу. Он утверждал, что бытия не существует, что даже если мы предполагаем, что оно существует, его все равно нельзя познать, что даже если мы признаем бытие существующим и познаваемым, все равно невозможно передать то, что известно другим людям.

Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Они учили, что речи не должны быть ни длинными, ни короткими, а уважительными, использовали противоположность и созвучие концовок; обращал внимание на лаконичность и округлость мысли, ритм речи, изучал ораторскую лексику, а также влияние речи на чувства. Софисты умели насмехаться над аргументами врага и достойно отвечать на его насмешки. [5]     

Изначально слово софист использовалось для обозначения людей, сведущих в любом деле - поэтов, музыкантов, законодателей, мудрецов. Впоследствии - те, кто в выступлениях, обращенных к аудитории, стремился не разъяснять правду, а представить ложь как правду, мнение как достоверную правду, поверхностность как знание. 

Софисты заложили основы риторики как науки ораторского искусства. Для овладения красноречием были предложены определенные приемы. По мнению софистов, цель оратора - не раскрыть правду, а убедить. Задача софиста - научить слабое мнение сделать сильным. Следовательно, значение слова софизм является заведомо ложным выводом. Говорящий силой своего слова должен заставить маленькое казаться большим, а большое маленьким, новое, чтобы представить древнее, и древнее новое, он может сделать людей своими рабами по своей собственной воле, а не подчиняться. принуждение.