Файл: Реферат по дисциплине Философия Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач. (тема реферата) фио студента Сингх Никита Шамшерович Направление подготовки.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Софизм (от греч. Софизма - уловка, уловка, изобретение, загадка) умозаключение или рассуждение, обосновывающее некую умышленную нелепость, абсурдность или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Аристотель называл софизмы воображаемыми доказательствами, в которых обоснованность вывода очевидна и возникает из-за чисто субъективного впечатления, вызванного отсутствием логического или семантического анализа. [3]
Вот один из примеров софизма древних, приписываемых Евбулиду: То, что вы не потеряли, вы имеете. Вы не потеряли рог. Итак, у вас есть рога. Здесь замаскирована двусмысленность. Если она задумана как универсальная: Все, что ты не потерял..., то логически безупречный вывод; если он мыслится как частный, то заключение не следует логически.
Софист - этот термин, сам по себе положительный, означающий мудрый, изощренный, знаток знаний, позже стал использоваться как отрицательный, особенно в контексте спора между Платоном и Аристотелем.
Но вскоре отошел от логических принципов его организации и сосредоточил все внимание на разработке логических приемов, основанных на внешнем подобии явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, о подмене понятий и др.
Некоторые, как Сократ, считали познания софистов поверхностными и неэффективными, поскольку у них отсутствовала бескорыстная цель поиска истины как таковой, но в современных условиях их истинное историческое значение было определено. [4]
Заключение
Самое главное, софисты сместили ось философских исследований с космоса на человека. Величие космоса отошло на второй план. На первый план вышли человеческая жизнь и человеческая личность с их бесконечным хаосом и разнообразием, с их непостоянством, далеким от космического величия.
Старый образ человека в дофилософской поэтической традиции был разрушен софистами, но новый еще не появился. Протагор ассоциировал человека преимущественно с чувственностью. Горгий считал человека субъектом подвижных эмоций, движущимся в любом направлении.
Софисты говорили о природе, о человеке как о биологической животной природе, умалчивая о его духовной природе. Человеку, чтобы снова обрести себя, нужно было найти более прочный фундамент. Софисты отвергли старых богов, но, отказавшись от поиска начала, они пошли к отрицанию божественного в целом: Протагор остановился на агностицизме, Горгий со своим нигилизмом пошел дальше.
То же самое следует сказать и об истине: Протагор разделил логос на два аргумента и показал, что логос постулирует и контрастирует. Горгий отверг логос как мышление и сохранил его только как волшебное слово, но он также обнаружил, что слово, с помощью которого можно сказать все и все опровергнуть, на самом деле ничего не выражает. Мысль и слово потеряли свой объект, и их порядок, бытие и истина были потеряны. Слово и мысль должны были вернуться на более высокий уровень. [8]
Значение софистики для истории философской мысли заключается в открытии для критического обсуждения новых тем в эпистемологии.
Эпистемология - это философско - методологическая дисциплина, в которой знание как таковое, его структура, структура, исследуются функционирование и развитие, философия языка, этика, социология и политическая теория:
-
надежность сенсорных представлений и суждений разума, а также их выражение на языке, -
относительность истины по отношению к различным предметам, обстоятельствам места и времени, этническим характеристикам, -
соотношение универсальных принципов и норм, установленных людьми в области этики, языка, социальных институтов, -
критерии отбора в моральной сфере, -
принципы, на которых основана общественная жизнь, -
мотивы, которые привели к возникновению общества, сущность богов и происхождение религии.
Таким образом, греческие софисты - это глубокие мыслители, которые способствовали превращению философии учения о природе в область этики и теории познания. Отрицая абсолютную истину, они впервые уделили значительное внимание изучению субъективного мира человека. [6]
Список реферируемой литературы
-
Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция. Гайденко, М.А. Солопова, С.В. Месяц, А.В. Серегин, А.А. Столяров, Ю.А. А. Шичалин. 2019 г. -
Асмус В. Ф. Античная философия (история философии). - М.: Высшее. Школа, 2018 г. -
Ахманов А.С., Логическое учение Аристотеля, М., 2020. -
Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. - М., 2018. -
Белкин М.В., Плахоцкая О. Словарь Древние писатели. СПб.: Издательство Лань, 2019. -
Богомолов А.С. Античная философия. - М., 2017. -
Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1968-1977 гг. -
Брадис В.М., Минковский В.Л., Харчева Л.К. Ошибки в математических рассуждениях. - М., 2017.