Файл: 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа среднего профессионального образования

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Меньшенина Ирина Владимировна

Преподаватель:

Пинаева Ирина Юрьевна


Задание 1.

Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

а) вЕрование, вЕчеря, визавИ, гЕнезис, докумЕнт, добЫча, договОр, досУг, духовнИк, жалюзИ, жерлО, завсегдАтай, заговОр, закАзник, знАмение, изЫск, каталОг, квартАл, кулинАрия, ломОта, крАшение, мАркЕтинг, немотА, обеспЕчение, озвУчение, столЯр, украИнец, придАное, ОтсвЕт, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, тамОжня, танцОвщик, упрОчение, факсИмиле, флюорогрАфия, щавЕль;

б) валовОй, грошОвый, избалОванный, красИвее, кУхонный, килогрАммОвый, оптОвый, перехОдный, пОгнутый, прИмкнутый, слИвовый, премирОванный;

в) вчистУю, завИдно, задОлго, Издавна, издалекА, Издали, издрЕвле, исконИ, искОнно;

г) баловАть, избаловАть, бередИть, взбодрИть, закУпорить, звонИть, кАшлянуть, копИровать, начАть, обезУметь, облЕгчить, плЕсневеть, подбодрИть, принудИть, принЯть, присовокупИть, премировАть, пломбировАть, рассердИться, убыстрИть, увЕдомить, чЕрпать.

Задание 2.

Придумайте словосочетания с каждым из данных слов.

языковая картина мира— языковая колбаса,

характерный вид– характерный человек,

морщить лоб – пиджак стал морщить.

Задание 3.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите родственные слова, в которых гласный звук находится в ударной позиции.

Образец: линейка (.линия)

Выбросил (бросил), уплотнить сроки (плотный), выделил (делит), уплатить деньги (платит), отставал (отстал), затаить обиду (тайна), поливал (лить), единица (единый), л
инейка (линия), облениться (лень), поспевал (успеть), уличённый во лжи (улика), облечённый властью (облечь), смятение в умах (смять), сидеть на стуле (сидя), седеть от горя (сед), скрипеть (скрип),  раскалённая решётка (раскал), кричать (крик), захлебнуться (захлёб), промелькнуть (мелькнуть), соблазниться (соблазн), ослепительный (ослеп), липучий (липкий), неизгладимый (гладкий), возить (возит), огласиться (оглас), очарование (чары), предвещало (вещий), умолять о пощаде (молит), он умаляет его заслуги (малый).

Задание 4.

Определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите парами.

Удачливый-удачный, одеть-надеть, подозревать-отвергать, недоумение -недоразумение, опровергать-подразумевать, представить-предоставить, удивленно-удивительно, сокрушительно-сокрушенно, идеальный-идеалистический, придворный-дворовый, крепостной- крепостник.

Задание 5.

Образуйте формы слов

5.1. Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение.

Пример: массаж-массажа.

Арбитраж-арбитража, бандаж-бандажа, брелок-брелока, бюллетень-бюллетеня, инструктаж-инструктажа, любовь-любви, герб-герба, гусь-гуся, гуляш-гуляша, грош-гроша, выбор-выбора, кольцо-кольца, порт-порта, торт-торта.

5.2. Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставьте ударение.

Образец: верный-вернее.

Длинный-длиннее, красивый-красивее, удобный-удобнее, веселый-веселее, сладкий-слаще, твердый-тверже.

5.3. Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте ударение.

Образец: вертеть-верчу, вертишь, вертит.

Влечь-влеку, влечешь, влечет; Дремать-дремлю, дремлешь, дремлет; Звонить-звоню, звонишь, звонит; Изменить-изменю, изменишь, изменит; Катить-качу, катишь, катит; Колебать-колеблю, колеблешь, колеблет; Положить-положу, положишь, положит; Баловаться-балуюсь, балуешься, балуется.


Задание 6.

Сделайте стилистическую правку предложений:

1. Теннисист понял о том, что тактику поединка нужно менять. Теннисист понял, что тактику поединка нужно менять.

2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллиона рублей. В продаже есть украшение стоимостью 30 миллионов рублей.

3. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. Мы просто не знаем достоверно о воздействии некоторых загрязняющих веществ.

4. Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель. Конструкторы установили сверхмощный двигатель.

5. Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. Все это доказывает, что обвинения необоснованны.

6. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. В результате аварии гонщик получил перелом правой ноги и сильный ушиб левой. 7. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института. Запретить курение в здании института.

8. Пересдача задолженностей по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление). Пересдача задолженности по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).

Задание 7.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные определения.

1. Вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. (Т.) 2. Она протянула мне свою нежную, бледную руку. (Т.) 3. Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (Ч.) 4. Фёдору подвели вороного шустрого жеребца. (Фурм.) 5. В гостиной стояло пузатое ореховое бюро. (Г.) 6.Всё спало крепким, неподвижным здоровым сном. (Г.) 7. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (П.) 8. Как-то давно случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (Кор.) 9. Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками. (//А) 10. Громкий хохот оглашал снежные окрестные поля. (Акс.) 11. Солнце скрылось за передовым, низким, разорванным облаком, (Л. Т.) 12. Мальчик очутился в горячих, душистых, нежных объятиях тёти. (Кат.) 13. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями. 14. Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора напоминает вид моря. (Т.) 15. Темны июльские беспредельные степные ночи. (Сер.)

Задание 8.

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Дети-народ любопытный и наблюдательный. (Кат.)
2. Наше знанье-сила и оружие. (М.) 3. Наше оружие-наши песни. Наше золото-звенящие голоса. (М,) 4. Въезжая улица-это два ряда одноэтажных лачужек. (М. Г.) 5. Семь уничтоженных и три захваченные фашистские бронемашины-таков результат проведённого партизанами боя. (Сурк.) 6. У Акима было четверо детей, у Петра-никого. (Л.Т.) 7. Старшего мальчика звали Петя, а младшего-Павлик. (Кат.) 8. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича- на редьку хвостом вверх. (Г.) 9. Каких бричек и повозок там не было! Одна-зад широкий, а перёд узенький, другая-зад узенький, а перёд широкий. (Г.) 10. Мясо у этого искусника повара отзывалось рыбой, рыба-грибами, макароны-порохом. (Т.) 11. Илюша-к воротам, но из окна послышался голос матери. (Гонч.) 12. Вы, сударь,- камень, сударь,- лёд. (Гр.) 13. Нам не очень было ловко, но охотники-народ неразборчивый. (Т.) 14. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же-к людям, к обществу. (Т.) 15. Пусторослеву за верную службу чижовскую усадьбу, а Чижова в Сибирь навечно. (А. Т.)

Задание 9.

Прочитайте тексты, письменно определите принадлежность к стилю.

9.1. Аллергия - это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами. (Научный стиль)

9.2. Ввиду отсутствия на складе требуемой аппаратуры дирекция в настоящее время не имеет возможности удовлетворить заявку вашего предприятия. (Официально-деловой стиль)

9.3. В навигацию день год кормит. Время, когда караваны судов могут доставить северянам всё необходимое для жизни коротко. Между тем в этом году навигация под угрозой провала. (Публицистический стиль)

9.4. -А сколько ей лет-то?

-Девятнадцать.

- Вот щас в феврале будет девятнадцать.

- А-а- А я ей говорю, ты смотри там осторожно, потому что…знаешь, разные люди бывают.

- А она смеётся в трубку и мне токо всё «да- да- нет». (Разговорный стиль)

9.5. Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз.
(Стиль художественной литературы)

9.6. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её. Красота - это радость нашей жизни. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветёт благородство. (Публицистический в сочетании с художественным)

9.7. Прошу предоставить мне отпуск на три дня без сохранения содержания. (Официально-деловой стиль)

9.8. Любое изменение в облучаемом объекте, вызванное ионизирующим излучением, называется радиационно-индуцированным эффектом. (Научный стиль)

Задание 10.

Замените выражения книжного стиля нейтральными вариантами.

10.1. Футболисты французской команды уверенно держали оборону.

Футболисты французской команды уверенно оборонялись.

10.2. Российские хоккеисты в очередной раз потерпели поражение от финнов.

Российские хоккеисты в очередной раз проиграли финнам.

10.3. В финальной игре корейская команда взяла верх.

В финальной игре корейская команда победила.

10.4. В Чемпионате мира по футболу пальма первенства досталась команде из Германии.

В Чемпионате мира по футболу победа досталась команде из Германии.

10.5. Этот профессор читает лекции по современному изобразительному искусству.

Этот профессор читает лекции по современной живописи.

10.6. Мастерство зодчих Древней Руси вызывает восхищение у туристов из разных стран.

Мастерство архитекторов Древней Руси вызывает восхищение у туристов из разных стран.

10.7. Я давно не был в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Я давно не был в Пушкинском музее.

10.8. Молодые супруги решили провести отдых за границей.

Молодые супруги решили отдохнуть за границей.

10.9. Профессору исполнилось семьдесят лет. Юбиляру вручили ценный подарок.

Профессору исполнилось семьдесят лет. Юбиляру сделали ценный подарок.

10.10. Сколько высших учебных заведений в столице Вашей республики?

Сколько вузов в столице Вашей республики?

10.11. В России среднее образование обязательно для всех граждан, поэтому все люди должны окончить среднее учебное заведение.

В России среднее образование обязательно для всех граждан, поэтому все люди должны окончить школу.

10.12. В новом районе города недостаточно детских дошкольных учреждений.

В новом районе города недостаточно яслей и детских садов.