Файл: Вопросы к зачету Понятие цифровой (информационной) технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, поддерживающие операции второй группы;

3.     программы доступа к информационным ресурсам, реализующие операции третьей группы.

В соответствии с этим выделяют следующие модели реализации технологии «клиент-сервер»:

1.     модель файлового сервера (File Server - FS);

2.     модель доступа к удалённым данным (Remote Data Access – RDA);

3.     модель сервера базы данных (DataBase Server – DBS);

4.     модель сервера приложений (Application Server – AS).


  1. Хранилища данных и их отличия от баз данных

Отличия базы данных от информационного хранилища

Элемент отличия

База данных

Информационное хранилище

Данные, содержащиеся в системе

Оперативные данные организации

Внутренние данные организации, внешние данные других источников

Модели данных

Поддерживается одна модель данных

Поддерживается большое количество моделей данных

Выполняемые запросы

Запросы по оперативным данным предприятия, отражающим ситуацию на настоящий момент времени

Оперативные и ретроспективные запросы, содержащие данные предприятия и внешних организаций как на настоящий момент времени, так и за предыдущие периоды

Принцип, положенный в основу технологии информационного хранилища, заключается в том, что все необходимые для анализа данные извлекаются из нескольких локальных баз, преобразуются посредством статистических методов в аналитические данные, которые помещаются в один источник данных - информационное хранилище.

В процессе перемещения данных из локальной базы данных в информационное хранилище выполняются следующие преобразования:

  • очищение данных - устранение ненужной для анализа информации (адреса, почтовые индексы, идентификаторы записей и т. д.);

  • агрегирование данных - вычисление суммарных, средних, минимальных, максимальных и других статистических показателей;

  • преобразование в единый формат - производится в том случае, если одинаковые по наименованию данные, взятые из разных внешних и внутренних источников, имеют разный формат представления (например, даты).

  • согласование во времени - приведение данных в соответствие к одному моменту времени (например, к единому курсу рубля на текущий момент).





  1. Принципы работы с информацией в информационных хранилищах

Основной принцип действия DW единожды занесенные в DW данные затем многократно извлекаются из него и используются для анализа. Отсюда вытекает одно из основных преимуществ использования DW в работе предприятия — контроль за критически важной информацией, полученной из различных источников, как за производственным ресурсом.

Требования к данным, помещаемым в хранилище

Требование

Характеристика

Предметная ориентированность

Все данные о некоторой сущности (бизнес-объекте) согласуются в соответствии с определенной системой наименований из некоторой предметной области собираются из множества различных источников, очищаются, согласовываются, дополняются, агрегируются и представляются в единой, удобной для их использования в бизнес-анализе форме

Интегрированность

Все данные о разных бизнес-объектах взаимно согласованы и хранятся в едином общекорпоративном хранилище, хотя данные могут принадлежать различным источникам и их формы представления могут не совпадать

У порядоченность во времени (поддержка хронологии)

Данные хронологически структурированы и отражают историю за период времени, достаточный для выполнения задач бизнес-анализа, прогнозирования и подготовки принятия решения, данные согласуются во времени для использования в сравнениях, идентификациях трендов и прогнозах

Неизменяемость и целостность

Исходные (исторические) данные, после того как они были согласованы, верифицированы и внесены в общекорпоративное хранилище, остаются неизменными и используются исключительно в режиме чтения, поддерживая» концепцию «одного правдивого источника».

Хранилище данных выполняет множество функций, но его основное предназначение — предоставление точной информации в кратчайшие сроки и с минимумом затрат.


  1. Виды информационных хранилищ


Существует три вида информационных хранилищ:

  • витрины данных;

  • информационные хранилища двухуровневой архитектуры;

  • информационные хранилища трехуровневой архитектуры.

Витрины данных — это небольшие хранилища с упрощенной архитектурой. Витрины данных строятся без создания центрального хранилища, при этом информация поступает из локальных баз данных и ограничена конкретной предметной областью, поэтому в разных витринах данных информация может дублироваться. При построении витрин используются основные принципы построения хранилищ данных, поэтому их можно считать хранилищами данных в миниатюре. 

Информационные хранилища двухуровневой архитектуры характеризуются тем, что данные концентрируются в одном источнике, к которому все пользователи имеют доступ. Таким образом, обеспечивается возможность формирования ретроспективных запросов, анализа тенденций, поддержки принятия решений. 

Принцип построения информационного хранилища трехуровневой архитектуры

На первом уровне располагаются разнообразные источники данных — локальные базы данных, справочные системы, внешние источники (данные информационных агентств, макроэкономические показатели). Второй уровень содержит центральное хранилище, куда стекается информация от всех источников с первого уровня, и, возможно, оперативный склад данных, который не содержит исторических данных и выполняет две основные функции:

  • источник аналитической информации для оперативного управления;

  • подготовка данных для последующей загрузки в центральное хранилище.

Под подготовкой данных понимают их преобразование и проведение определенных проверок. Наличие оперативного склада данных необходимо при различном регламенте поступления информации из источников. Третий уровень представляет собой набор предметно-ориентированных витрин данных, источником информации для которых является центральное хранилище данных. Именно с витринами данных и работает большинство конечных пользователей.


  1. Корпоративные системы.

Корпоративная информационная система - это открытая интегрированная автоматизированная система реального времени по автоматизации бизнес-процессов компании всех уровней, в том числе, и бизнес-процессов принятия управленческих решений. При этом степень автоматизации бизнес-процессов определяется исходя из обеспечения максимальной прибыли компании. Корпоративные информационные системы (КИС) предназначены для: • обеспечения большинства бизнес-процессов (желательно всех) всего предприятия (нескольких предприятий), • сбора и анализа информации о предприятии и внешней среде с целью решения задач управления предприятием как по вертикали (от первичной информации до поддержки принятия решений высшим руководством), так и по горизонтали (все направления деятельности и технологические операции). Для таких систем характерно высокое быстродействие и чрезвычайная простота в использовании Наиболее существенной чертой комплексной информационной системы должно стать расширение контура автоматизации для получения замкнутой, саморегулирующейся системы, способной гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования. Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз. В состав КИС должны войти средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные (технологические) продукты. КИС по своему составу представляет собой совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений, интегрированных в единую информационную систему, которая наилучшим образом решает уникальную задачу каждого конкретного предприятия. Такая система помогает осуществлять оперативный контроль над всеми направлениями деятельности предприятия и формирует надежную базу для принятия оптимальных решений на всех уровнях управления как на текущий момент, так и в долгосрочной перспективе. Из этого, в частности, следует, что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов.


Основная цель корпоративной информационной системы - повышение прибыли компании за счет наиболее эффективного использования всех ресурсов компании и повышения качества принимаемых управленческих решений.


  1. Корпоративная сеть.

Корпоративная сеть - это сеть, главным назначением которой является обеспечение функционирования конкретного предприятия, владеющего данной сетью.

Пользователями корпоративной сети являются только сотрудники данного предприятия. В отличие от сетей операторов связикорпоративные сети, в общем случае, не оказывают услуг другим организациям или пользователям.

В зависимости от масштаба предприятия, а также от сложности и многообразия решаемых задач различают сети отделасети кампуса и корпоративные сети (термин "корпоративные" в данной классификации приобретает узкое значение - сеть большого предприятия). Прежде чем обсуждать характерные особенности каждого из перечисленных типов сетей, остановимся на тех факторах, которые заставляют предприятия обзаводиться собственной компьютерной сетью.
Преимущества, которые дает использование сетей

  1. Интегральное преимущество - повышение эффективности работы предприятия.

  2. Способность выполнять параллельные вычисления, за счет чего может быть повышена производительность и отказоустойчивость.

  3. Большее соответствие распределенному характеру некоторых прикладных задач.

  4. Возможность совместного использования данных и устройств.

  5. Возможность гибкого распределения работ по всей системе.

  6. Оперативный доступ к обширной корпоративной информации.

  7. Совершенствование коммуникаций.
Проблемы

  1. Сложность разработки системного и прикладного программного обеспечения для распределенных систем.

  2. Проблемы с производительностью и надежностью передачи данных по сети.

  3. Проблема обеспечения безопасности.

корпоративные сети ) объединяют большое количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия. Для корпоративной сети характерны:

  • масштабность - тысячи пользовательских компьютеров, сотни серверов, огромные объемы хранимых и передаваемых по линиям связи данных, множество разнообразных приложений;

  • высокая степень гетерогенности - различные типы компьютеров, коммуникационного оборудования, операционных систем и приложений;

  • использование глобальных связей - сети филиалов соединяются с помощью телекоммуникационных средств, в том числе телефонных каналов, радиоканалов, спутниковой связи.





  1. Virtual Private Network (VPN).

VPN (англ. Virtual Private Network - виртуальная частная сеть) - логическая сеть, создаваемая поверх другой сети, например Internet. Несмотря на то, что коммуникации осуществляются по публичным сетям с использованием небезопасных протоколов, за счёт шифрования создаются закрытые от посторонних каналы обмена информацией. VPN позволяет объединить, например, несколько офисов организации в единую сеть с использованием для связи между ними неподконтрольных каналов.

   По своей сути VPN обладает многими свойствами выделенной линии, однако развертывается она в пределах общедоступной сети, например Интернета. С помо-щью методики туннелирования пакеты данных транслируются через общедоступную сеть как по обычному двухточечному соединению. Между каждой парой «отправитель-получатель данных» устанавливается своеобразный туннель - безопасное логическое соединение, позволяющее инкапсулировать данные одного протокола в пакеты другого.

 Основными компонентами туннеля являются:

• инициатор

• маршрутизируемая сеть;

• туннельный коммутатор;

• один или несколько туннельных терминаторов.

    Сам по себе принцип работы VPN не противоречит основным сетевым технологиям и протоколам. Например, при установлении соединения удаленного доступа клиент посылает серверу поток пакетов стандартного протокола PPP. В случае организации виртуальных выделенных линий между локальными сетями их маршрутизаторы также обмениваются пакетами PPP. Тем не менее, принципиально новым моментом является пересылка пакетов через безопасный туннель, организованный в пределах общедоступной сети.

    Туннелирование позволяет организовать передачу пакетов одного протокола в логической среде, использующей другой протокол. В результате появляется возможность решить проблемы взаимодействия нескольких разнотипных сетей, начиная с необходимости обеспечения целостности и конфиденциальности передаваемых данных и заканчивая преодолением несоответствий внешних протоколов или схем адресации.

      Существующая сетевая инфраструктура корпорации может быть подготовлена к использованию VPN как с помощью программного, так и с помощью аппаратного обеспечения. Организацию виртуальной частной сети можно сравнить с прокладкой кабеля через глобальную сеть. Как правило, непосредственное соединение между удаленным пользователем и оконечным устройством туннеля устанавливается по протоколу PPP.