Файл: Госудасртвенное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области энгельсский колледж профессиональных технологий.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАСРТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раненого и дошкольного возраста
КУРСОВАЯ РАБОТА

ГАПОУ СО «ЭКПТ» КР. 44.02.01.538 14 00


Выполнил студент группы: ДО-369 Шеховцова Анастасия

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

Форма обучения: очная

Руководитель: Данилова Надежда Петровна

Энгельс 2022 г.


Содержание


Введение

4


Глава I. Особенности и проблемы развития музыкально-сенсорных способностей

8

1.1 Психолого-педагогические основы и значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста

11

1.2 Основные виды музыкально – дидактических игр и пособий в сенсорном развитии дошкольников

15


1.3 Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии дошкольников

20

Глава II. Методические аспекты музыкально-дидактических игр, как средство развития сенсорных способностей дошкольников

23

2.1 Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности в старшей группе ДОУ "Теремок"

25

2.2 Использование музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально-сенсорных способностей и чувства ритма у детей

28

2.3 Анализ и результаты практической работы

40

Заключение

41

Список используемой литературы

43


игра



Введение

Одной из глобальных проблем современности является гуманизация общественной жизни. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал.

Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей "развивающейся личности в развивающемся мире". Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру.

Музыкальное искусство способствует накоплению музыкального тезауруса в вашем творческом процессе. Приобщение к искусству музыки активизирует в человеке творческий потенциал, развивает интеллектуальные и чувственные начала, и чем раньше будут заложены эти составляющие, тем активнее будет их проявление при приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Понимание музыкального искусства как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о реальности, ее законах, о самом себе, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном образовании1.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. "Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь".

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о том, что ребенку необходимо начинать музыкальное образование как можно раньше. Время, которое было упущено как возможность для формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка, безвозвратно исчезнет. Поэтому областью исследования является методика музыкального воспитания старших дошкольников.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.


Предметом исследования послужили специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-дидактические игры и пособия являлись ведущим видом деятельности.

Исходя из этого объект исследования – использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, как наиболее эффективных в музыкально-сенсорном развитии дошкольников.

К сожалению, работа по музыкально-сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях организуется не всегда на должном уровне. Очевидно, это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий.

Конечно, организация использования музыкальных и дидактических игр требует от педагога понимания важности и ценности музыкального и сенсорного развития детей, большого творчества и ловкости, умения и желания создавать и оформлять материал эстетически, и не каждый музыкальный руководитель обладает такими навыками.

Основная задача учителей и воспитателей в формировании музыкально-сенсорных способностей - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, дифференцировать характеристики музыкального звука с помощью зрительно-слуховых и визуальных методов музыкального воспитания.

Цель данной курсовой работы - исследовать сущность и особенности развития музыкально-сенсорных способностей детей на основе применения музыкально-дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в отечественном музыкальном воспитании дошкольников.

2. Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.

3. Выявить условия музыкально-сенсорного воспитания в дошкольном учреждении.

4. Совершенствовать формы и методы проблемного обучения, развивающие самостоятельность, творческую музыкальную активность в процессе использования музыкально-дидактических игр.

5. Наработать вспомогательный музыкальный дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.

Для достижения более высокого результата работы в нашем случае был внесен элемент новизны - сочетание музыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма.


Итак, в первой главе (теоретической части работы) были рассмотрены следующие вопросы: значение музыкально-сенсорного воспитания с точки зрения известных отечественных и зарубежных психологов, педагогов и ученых (Ф. Гальтона, Л.С.Выготского, О.П.Радыновой, М.А.Михайловой); развитие музыкальных способностей в работах Теплова Б.М., основные виды музыкально-дидактических игр и пособий. Главным оставался вопрос о месте музыкально-сенсорного воспитания в дошкольной педагогике, который и в настоящее время не потерял своей значимости.

Для успешного формирования музыкально-сенсорных способностей детей необходимо наметить пути их развития. Для этого очень важно знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно выявить только "в ходе многократных наблюдений и занятий", ведь только тогда, по мнению Выготского Л.С. "можно судить об уровне музыкального развития детей". Поэтому, в практической части работа велась по двум этапам: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе, который длился два месяца, детям было дано общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач: развитие звуковысотности; развитие динамического слуха; развитие тембрового восприятия; формирования чувства ритма. При этом был проведен экспресс-анализ и оценка музыкальной деятельности детей.

Исследование по теме данной курсовой работе велось на базе детского дошкольного образовательного учреждения "Теремок" с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей.

При выполнении данной курсовой работы был использован ряд научной и учебной литературы. В частности, использовались мысли, определения, точки зрения, методики таких авторов, как: Выготский Л.С. , Ветлугина Н.А. , Теплов Б., Рост. З., Михайлова М.А., Белобородова В.К. и др.

Глава I. Особенности и проблемы развития музыкально-сенсорных способностей
1.1 Психолого-педагогические основы и значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста
Исследования известных ученых и педагогов доказывают возможность и необходимость формирования памяти, мышления и воображения ребенка с самого раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития музыкальных способностей у детей. Есть данные, подтверждающие влияние музыки на плод женщины, формирующийся во время беременности, и ее благотворное воздействие на весь организм человека в будущем.


Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние времена музыкальные и оздоровительные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие и ускоряла рост клеток, ответственных за человеческий интеллект. Музыка может повлиять на эмоциональное благополучие человека.

Эмоциональный эффект гармоничных звуковых сочетаний многократно усиливается, если человек обладает тонкой чувствительностью к слуху. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагают. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Трудно представить себе более благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детстве создает "фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем".2

Учителя, музыканты пришли к выводу, что у каждого есть то, что нужно для музыкальной деятельности. Они составляют основу музыкальных способностей. Понятие "неразвитая способность", по мнению ученых, специалистов в области изучения проблем музыкальности, само по себе абсурдно.

Считается доказанным, что если необходимые условия для музыкального развития ребенка создаются с рождения, то это оказывает более значительное влияние на формирование его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы он мог видеть, чувствовать, чувствовать окружающий мир.

Все от природы музыкальны. Это необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет его ребенок в будущем, как он сможет распорядиться своим природным даром. Детская музыка - хороший педагог и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей указывает на необходимость как можно раньше начать музыкальное развитие ребенка. Потерянное время как возможность сформировать интеллектуальные, творческие и музыкальные способности ребенка будет незаменимо.

Н. А. Ветлугина отмечает, что "музыкальное переживание по существу всегда сенсорно, так как музыка — и простейшие созвучия, и сложные образы — прежде всего, воспринимается чувственно. Поэтому сенсорные процессы отражают целостное восприятие произведения, дифференцирование выразительных средств, а также проявления, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, которое особенно важно для детей раннего и младшего дошкольного возраста"