Файл: Профессиональная ориентация подростков в условиях дополнительного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Выпускная квалификационная работа
На тему: Профессиональная ориентация подростков в условиях дополнительного образования.
Студента (ки) Процик Ольги Петровны

(ФИО)

№ группы 124 ПДО-11/19НУ-4

специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально- педагогической деятельности)

форма обучения: заочная


Руководитель:­_Проняева_Надежда_Анатольевна /должность, Ф.И.О. полностью/

«____» _____________ 2022 г.


Допущена к защите в ГЭК

Приказ №_____

«___» _________________ 2022г.
Дата защиты: ________________

Оценка:_____________________

Секретарь ГЭК_______________

Пермь 2022
ВВЕДЕНИЕ 3

1 Профессиональная ориентация школьников 6

1.1 Понятие профессиональной ориентации 6

1.2 Состояние профессиональной ортентации в России 9

1.3 Влияние школы и семьи на профессиональную ориентацию школьника 17

2 Организационно-правовые условия развития дополнительного образования школьников 21

2.1 Понятие дополнительного образования школьников 21

2.2 Организацтонно-правовое обеспечение дополнительного образования в общеобразовательной организации………………………27

2.3 Анализ состояния системы дополнительного образования в Российской Федерации 33

2.4 Развитие познавательных интересов школьников в условиях профессионально-ориентационной деятельности 37

2.5 Рекомендации по совершенствованию системы образования……44

Заключение……………………………………………………………48

Список литературы 50

ВВЕДЕНИЕ

Основной вид социальных институтов, способствующий воспитательному процессу, развитию индивидуальных и коллективных способностей детей, являются организации дополнительного образования детей, отличающиеся от общеобразовательных тем, что учащимся предоставляется право выбора вида занятий, сложности и темпа освоения программы дополнительного образования в избранной сфере познания.


В современном мире целью дополнительного образования является выявление и развитие тех задатков и умений подрастающего поколения, которые бы помогли им выбрать и развиваться в том направлении, которое является для ребенка наиболее значимым и интересным.

Актуальность темы в том, что дополнительное образование как содействующий фактор может помочь в развитии личности детей и их становления как профессионала в той или иной области, исходя из этого есть необходимость в ее развитии и совершенствовании. Также, система дополнительного образования с ходом времени в сознании людей больше ассоциируется как сфера услуг (специфических, связанных с формированием личности человека, производством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). Исходя из этого процесс модернизации системы дополнительного образования оказывает влияние на становление этой сферы как субъекта интеллектуального развития детей.

Таким образом, в современных условиях, от грамотного и умелого управления модернизацией учреждения дополнительного образования, зависит как качество предоставляемых услуг по подготовке личностных и профессиональных характеристик воспитываемых, так и конкурентоспособность, привлекаемость и социальная значимость этих учреждений относительно других видов досуга и воспитательного процесса. Из этих условий особое значение приобретает стратегия развития и социальная необходимость в современных реалиях заниматься той или иной тематикой процесса.

Цель выпускной квалификационной работы: выполнить анализ состояния дополнительного образования Российской Федерации для обеспечения возможностей профессиональной ориентации выпускников школ.

Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

      1. Привести теоретическое толкование понятия «профессиональная ориентация»;

      2. Выполнить анализ состояния системы дополнительного образования при профессиональной ориентации школьников;

      3. Проанализировать влияние общеобразовательных институтов и семьи на профессиональную ориентацию школьника;

      4. Охарактеризовать состояние системы дополнительного образования;

      5. Выявить интересующие темы для школьников в области профессионально-ориентационной деятельности;

      6. Предложить методические рекомендации для учителей и руководителей школ.


Объект исследования – система дополнительного образования школьников и развитие их профессиональной ориентации.

Предмет исследования: возможность улучшения системы дополнительного образования, в целях их профессиональной ориентации.

Практическая значимость исследований заключатся в разработке социально-педагогической программы поддержки профессионального самоопределения школьников в определении форм, методов и содержания социально-педагогической деятельности по профессиональной ориентации школьников.

Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения. В первой главе описаны:

Понятие профессиональной ориентации школьников, состояние профессиональной ориентации в РФ, влияние школы и семьи на определение профессиональной ориентации в жизни ребенка.

Вторая глава посвящена применению и созданию условий, с помощью которых будет развиваться система дополнительного образования, для реализации будущих профессиональных интересов подрастающего поколения.


ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ


    1. Понятие профессиональной ориентации


В современном мире актуальность работы по профориентированию возрастает. «Рыночные отношения» требуют от выпускников школ готовности к решению карьерных вопросов, умения строить планы на жизнь и реализовывать их.

Профессиональная ориентация – это одна из составляющих психологии труда. Восхождение этой научной дисциплины относится с 1908 г., датой открытия Ф. Парсонсом первого бюро по консультации молодежи. В последующие десятилетия — это направление активно развивалось в США и в странах Западной Европы.

К профессиональной ориентации относят «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии» [4.1., с.12].

С основания одним из главных моментов профессиональной ориентации было посредничество специалиста – педагога, а позже и психолога.

В ориентации молодого
человека, в условиях огромного выбора профессий, доступных для оосвоения человеком, с учетом его физических, психологических особенностей, а также внешних условий.

Ближе к концу XX в. необходимость в периодическом посредничестве становится актуальной на каждом возрастном этапе как вопрос профессиональной карьеры человека. Также существует тендения к определению возрастного диапазона лиц, нуждающихся в периодической поддержке.

В сфере искусства и в спорте к середине XX в. нормой стала ранняя специализация с 6-8 – летнего возраста.

Следующим условием профессиональной ориентации стали называть и психологическая помощь, как процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности.

Профессиональная ориентация как целостное направление, в свою очередь разделяется на несколько самостоятельных ветвей, направлений, отличающихся по своей методологии и методическому изучению: на профинформацию, профагитацию, профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию.

Профессиональное и личностное самоопределение между собой

взаимосвязаны. Так, например, Э. Эриксон рассматривает их как два процесса становления идентичности личности. Профессор Н.С. Пряжников выделяет два принципиальных различия между ними – это в отличие от личностного, профессиональное самоопределение более конкретно, обычно оформляется официально (диплом о профессиональном образовании, сертификат и т.п.) и личностное самоопределение всегда более сложное явление, зависящее больше не от благоприятных внешних, а от внутренних причин (личностных особенностей, «жизненных сценариев», по
Э. Берну, доминирующих в обществе ценностей и т.д.) [2.18., с.48].

Социально-экономические изменения, произошедшие в России в 1980-1990-х гг., повлияли не только на внешние условия, влияющие на представления о профессиях человека, вступающего в жизнь, но и серьезно деформировали его субъективную сферу. Забыли о семейных традициях: передачи профессии от поколения к поколению, резко упал авторитет родителей и учителей, как экспертов в выборе профессиональной деятельности, стали размываться границы «мужских» и «женских» профессий. В 14-15 лет подростки больше прислушиваются к мнению сверстников и учителей, но меньше к мнению родителей и родственников. Но с возрастом влияние окружающих резко уменьшается, поэтому подростки в 16-17 лет проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении, девушки – большую активность, чем юноши. Наиболее интеллектуально развитые и личностно зрелые подростки чаще делают самостоятельно свой профессиональный выбор, без видимого влияния окружающих их значимых людей – родителей, родственников, учителей, друзей.

Профессиональная ориентация – «широкий, выходящий за рамки педагогики и психoлогии комплекс мер по оказанию помoщи в выборе профессии» [4.1., с.13]. В профессиональной ориентации выделяют два основных элемента, оказывающих прямое воздействие на выбор учащегося, первый из которых посредничествo опытного специалиста-педагога, профессионала, а позже и специалиста-психолога в ориентации молодого человека, а второй – психологическое сопровождение, влияющее на целостный процесс изучения, формирoвания, развития