ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
диагностика ПАМЯТИ
МЕТОДИКА «УЗНАЙ ФИГУРЫ»
Эта методика – на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
В методике детям предлагаются картинки (см. рис. 21) в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0; затем, после того как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу
на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 секунд.
8–9 баллов – ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 секунд.
6–7 баллов – ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 секунд.
4–5 баллов – ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 секунд.
2–3 балла – ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 се-кунд.
0–1 балл – ребенок решил все задачи, затратив на это более 80 секунд.
Рис. 21. Материал к методике «Узнай фигуры»
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
МЕТОДИКА «ЗАПОМНИ РИСУНКИ»
Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти (см. рис. 22). Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже (А). Им дается
инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты
до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой
из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (А) составляет 30 се-кунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения
ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 мин.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 секунд.
8–9 баллов – ребенок узнал на картинке 7-8 изображений
за время от 45 до 55 секунд.
6–7 баллов – ребенок узнал 5–6 изображений за время от 55 до 65 секунд.
4–5 баллов – ребенок узнал 3–4 изображения за время от 65 до 75 секунд.
Рис. 22. Набор фигур к методике «Запомни рисунки»
2–3 балла – ребенок узнал 1–2 изображения за время от 75 до 85 секунд.
0–1 балл – ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 секунд и более.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
МЕТОДИКА «ВЫУЧИ СЛОВА»
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание: за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так: после каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно,
и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда
за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали – количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8–9 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10–11 слов.
6–7 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8–9 слов.
4–5 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6–7 слов.
2–3 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4–5 слов.
0-1 баллов – ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8–9 баллов – высокий;
4–7 баллов – средний;
2–3 балла – низкий;
0–1 балл – очень низкий.
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА
КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ»
Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков(см. рис. 25 А, Б) После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.
Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку при сохранении угла ее наклона).
Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.
А
Б
Рис. 25. Стимульные изображения ломаных линий.
Трафаретные рамки для воспроизведения (А, Б)
ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ
ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.
Оборудование: набор из 10 картинок:
1. Мяч.
2. Яблоко.
3. Гриб.
4. Морковь.
5. Бабочка.
6. Шапка.
7. Матрешка.
8. Цыпленок.
9. Мак.
10. Грузовик.
Инструкция: «Сейчас я тебе буду показывать картинки,
а ты говори, что на них нарисовано, и постарайся их запомнить».
Процедура обследования: картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду).
После того как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок
на вербальном уровне, то есть назвать изображенные предметы.
Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется каждая правильно воспроизведенная картинка.
Обработка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.
Шкальные оценки:
I уровень – 10 правильных названий (10 баллов).
II уровень – 9, 8.
III уровень – 7, 6.
IV уровень – 5, 4.
V уровень – 3 и менее названий (3 балла).
ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОПЕРАТИВНОЙ
ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Цель: определение объема непосредственного запоминания вербального материала.
Оборудование: набор из 10 слов:
1. Дом.
2. Солнце.
3. Ворона.
4. Часы.
5. Карандаш.
6. Молоко.
7. Стол.
8. Снег.
9. Окно.
10. Книжка.
Инструкция: «сейчас я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить».
Процедура обследования: слова называются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо.
Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется правильно и точно воспроизведенные слова.
Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно – окошко).
Шкальные оценки:
I уровень – 10 баллов (10 правильно воспроизведенных слов).
II уровень – 9–8.
III уровень – 7–6.
IV уровень – 5–4.
V уровень – 3 и менее названий (3 балла).
ТЕСТ «ЗАПОМНИ ФРАЗЫ»
Цель: оценка смысловой памяти.
Оборудование: набор из 10 слов:
1. Осенью идут дожди.
2. Дети любят играть.
3. В саду растут яблони и груши.
4. В небе летит самолет.
5. Мальчик помогает своей бабушке.
Процедура обследования: ребенку читаются фразы, затем просят повторить те фразы, которые ему удалось запомнить.
Главное – попросить ребенка передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, нужно прочитать их еще раз. Ребенок 6–7 лет обычно справляется с этим заданием после 2 или 3-й попытки.
ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
И СПОСОБНОСТИ К ОСМЫСЛЕННОМУ
ЗАПОМИНАНИЮ
Цель: выявить уровень развития механической памяти
и способность к осмысленному запоминанию.
Оборудование: два набора из 10 пар слов.
Серия А:
тарелка – суп;
почта – письмо;
зима – снег;
булка – мука;
карандаш – бумага;
машина – дорога;
мультфильм – телевизор;
буквы – книга;
сапог – нога;
рыба – вода.
Серия Б:
книга – окно;
рука – туча;
вилка – дело;
сосна – ложка;
спина – лампа;
корова – стол;
ящик – палец;
число – крыша;
ножик – лето;
корзина – свеча.
Процедура обследования: ребенку зачитывают пары слов из серии А, которые он должен постараться запомнить.
Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова.
Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.
Далее зачитываются пары слов из серии Б. Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова в паре).
Осуществляется подсчет правильно воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти.
Затем сравнивается результат серии А с результатом серии Б.
Таким образом узнается соотношение механической и смысловой памяти ребенка.