Файл: Протокол 1 от 31. 08. 2022 Приказ 75ш от 31. 08. 2022 Рабочая программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №17

Невского района Санкт-Петербурга

192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

тел. 417-55-58 тел./факс417-55-60

ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001



ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом Директор ГБОУ школа № 17

Образовательного учреждения ___________ Сандеева С.В.

Протокол №__1__от31.08.2022_ Приказ № 75-Ш от 31.08.2022

Рабочая программа
Предмет: математические представления

Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2

Класс: 5г


Учитель: Шапарь О. И.

Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

1. Общая цель образования с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи и направления:

-умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

-умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

-умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;

-умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.

2. Описание места учебного предмета в учебном плане


Предметная область

предмет

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Математика

Математические представления

68

2

В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована. Часть программного материала допустимо реализовать дистанционно.

3. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные:

-социально-эмоциональное развитие в процессе обучения математическим представлениям;

-формирование определенных социальных навыков поведения в общении со взрослыми и сверстниками на уроках по математическим представлениям;

-овладение начальными навыками учебы в процессе изучения математическим представлениям;

-развитие учебной мотивации на уроках по математическим представлениям;

-воспитание желание к учению;

-воспитание желание выполнять задания, данные учителем;

-воспитание бережного отношения к дидактическому материалу, используемому на уроке.

Предметные:

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

-уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине;

-уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

-уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);

-уметь различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных для обучающегося пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

-уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

-уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах;


-уметь обозначать арифметические действия знаками;

-уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

  1. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач

-уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами;

-уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

-уметь устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

-уметь распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

4. Описание УМК и материально – технического обеспечения учебного предмета «Математические представления».

1. УМК предмета «Математические представления».

УМК подбирается в соответствии с требованиями АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2, а также с учетом особенностей индивидуального развития обучающегося, указанного в СИПР.

2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Ноутбук, проектор, колонки, обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

Счетные палочки, счетный материал, геометрические фигуры, линейки, лента цифр, раздаточный материал. Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори - материал и др.); пазлы; мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

5. Содержание учебного предмета

Программа построена на основе следующих разделов: Количественные представления, Представления о форме, Представления о величине, Пространственные представления, Временные представления.

Тема раздела


Описание основных видов деятельности обучающихся


Количественные представления


Практические упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один) с использованием плодов (орехи, шишки и др.), воды (наливаем в миски, стаканы), геометрических фигур.

Упражнения в набрасывании колец на игровой модуль «Набрось кольцо»: много, мало, одно кольцо и т.п.

Обучение выбору без пересчета соответствующего количества предметов и проверке правильности выполнения задания способами прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое.

Игры и упражнения на объединение предметов в множества и разъединение множеств: однородные с отдельными признаками различия (например, по величине, цвету), разнородные с признаками сходства (например, по величине, цвету).

Практические упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один, два).

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в

единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет

предметов по единице.

Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда от 0 до 20. Счет в прямой (обратной) последовательности. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 20. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 20. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 20. Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 20.

Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.



Представления о форме


Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок.

Знакомство с кругом, соотнесение его с шаром.

Знакомство с кубом. Тактильные упражнения на выбор предметов округлой и квадратной формы из множества других.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб».

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 4-х и более частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.


Представления о величине


Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.

Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение

предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине.

Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Определение величины большой, маленький. Определение длины предмета длинный, короткий. Пользоваться для сравнения приёмами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения сравнения.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной длины и величины.

Игры и игровые упражнения на формирование у учащихся представлений об относительности (транзитивности) величины (большой мяч далеко – маленький близко).


Пространственные представления


Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.

Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол.

Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.

Временные представления


Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Представление о часах. Виды часов. Определение времени с точностью до часа. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата план

Дата коррекции

Тема урока

Кол-во часов в разделе

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат (на раздел)

Виды и формы контроля







Количественные представления















Числа от 1 до 20. Написание цифр.

1

Последовательность чисел от 1 до 20, счет в прямом и обратном порядке.

Знают последовательность чисел от 1 до 20 в порядке возрастания и убывания. Умеют писать числа от 1 до 20.

Индивидуальная форма контроля. Оценивается уровень сформированности представлений и самостоятельность обучающегося при выполнении действий/операций, внесенных в СИПР.















Соотнесение цифр от 1 до 20 с количеством предметов.

1

Знать и различать цифры в пределах 20. Учиться соотносить количество с числом.

Знают и различают цифры в пределах 20. Правильно соотносят количество предметов с числом его обозначающим.















Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

1

Как образовать число из десятков и единиц?

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20, образовывать двузначные числа.

Научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке убывания и возрастания, называть предыдущее и последующие числа.















Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же».

1

Как сравнивать группы предметов? Учиться выяснять, в какой из групп предметов больше (меньше), столько же


Научатся: сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры.















Знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).

1

Как правильно написать знаки сравнения «больше» и «меньше»? Знак «равно».

Цели: сравнивать группы предметов и числа в пределах 20

Научатся: устанавливать отношения «больше», «меньше», «равно»; сравнивать группы предметов и пары чисел.















Сравнение групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?»

1

Как сравнить где больше, где меньше и на сколько? Сравнивать группы предметов «столько же», «больше на…», «меньше на…». Использовать знания в практической деятельности.

Научатся: сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры.







Количественные представления















Решение задач на нахождение суммы.

1

Решение задач на нахождение суммы в пределах 20.

Решают самостоятельно или с помощью педагога задачи на нахождение суммы и остатка.

Индивидуальная форма контроля. Оценивается уровень сформированности представлений и самостоятельность обучающегося при выполнении действий/операций, внесенных в СИПР.
















Решение задач на нахождение остатка.

1

Решение задач на нахождение остатка в пределах 20.















Решение задач на нахождение суммы и остатка.

1

Решение задач на нахождение суммы и остатка в пределах 20.







Пространственные представления















Пространственные представления «вверх», «вниз», «направо», «налево».

1

Что значит «вверх», «вниз», «направо», «налево»? Учиться определять местоположение предметов в пространстве; устанавливать пространственные отношения с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа.

Знать и понимать пространственные ориентиры «далеко», «близко», «около», «рядом». Научатся: сравнивать, наблюдать, делать выводы, приводить примеры.


















Определение предметов в пространстве «далеко», «близко», «около», «рядом».



1







Формирование представлений о форме















Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок.

1

Что такое точка, кривая, прямая линия и отрезок?

Цели: познакомить с точкой, кривой линией, прямой линией, отрезком.

Сформированы понятия: точка, кривая, прямая линия и отрезок.


















Сантиметр – единица измерения длины.

1

Что такое сантиметр? Формирование представлений о единице измерения - сантиметр.

Сформировано представление о единице измерения длины - сантиметр.


















Линейка. Измерение отрезков.

1

Что такое линейка? Назначение линейки.

Научаться пользоваться линейкой, делать измерения отрезков в пределах 20.


















Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

1

Что значит «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»?

Цель: сравнивать предметы, используя математические понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Сформированы понятия: «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Могут сравнивать различные предметы, отрезки используя данные математические понятия.


















Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.

1

Что такое ломаная линия? Что значит звено ломаной? Что такое вершина?

Цели: познакомить детей с ломаной линией, звеном ломаной, вершиной; выделять линию среди других фигур.

Научатся видеть и строить в тетради геометрические фигуры: точки, прямые, кривые, отрезки, ломаные, вершины.


















Геометрические фигуры: треугольник, круг. Знакомство с циркулем.

1

Рисование геометрических фигур (треугольник и круг). Нахождение в окружающем пространстве предметов, похожих на данные геометрические фигуры.

Научатся узнавать, показывать и называть геометрические фигуры.

Индивидуальная форма контроля. Оценивается уровень сформированности представлений и самостоятельность обучающегося при выполнении действий/операций, внесенных в СИПР.
















Составление фигур (треугольник, круг) из нескольких частей.

1

Составление фигур (треугольник, круг) из нескольких частей по образцу, с помощью педагога или самостоятельно.

Могут составить треугольник и круг из нескольких частей с опорой на наглядность.















Геометрическое тело «шар».

1

Что такое «шар»? Соотнесение геометрического тела «шар» с геометрической фигурой «круг». Учиться находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму (шар – мяч).

Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Соотносить геометрическое тело «шар» с геометрической фигурой «круг».















Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат.

1

Рисование геометрических фигур (прямоугольник и квадрат). Измерение линейкой сторон геометрических фигур. Нахождение в окружающем пространстве предметов, похожих на данные геометрические фигуры.

Научатся узнавать, показывать и называть геометрические фигуры.















Составление фигур (прямоугольник, квадрат) из нескольких частей.

1

Составление фигур (прямоугольник, квадрат) из нескольких частей по образцу, с помощью педагога или самостоятельно.

Могут составить прямоугольник и квадрат из нескольких частей с опорой на наглядность.


















Геометрическое тело «куб».

1

Что такое «куб»? Соотнесение геометрического тела «куб» с геометрической фигурой «квадрат». Учиться находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму (куб – кубики).

Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Соотносить геометрическое тело «куб» с геометрической фигурой «квадрат».