Файл: Закон Об образовании состоит из 15 глав. В свою очередь каждая глава состоит из нескольких статей. Всего в законе 111 статей. Глава посвящена определенной теме, и в статьях раскрывается суть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Закон «Об образовании» состоит из 15 глав. В свою очередь каждая глава состоит из нескольких статей. Всего в законе 111 статей. Глава посвящена определенной теме, и в статьях раскрывается суть


Федеральный закон значительно расширяет образовательные возможности граждан на разных уровнях системы образования и направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого в образовании, в том числе путем предоставления права обучаться по индивидуальным учебным планам, одновременно осваивать несколько образовательных программ, в том числе в различных образовательных организациях. Расширяются возможности выбора образовательных организаций, факультативных и факультативных предметов и курсов.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации.

Содержание образования и его направленность отражают стандарты всех уровней и ступеней образования, разработанные по заказу государственного органа научными и общественными организациями системы образования.

Заинтересованность государства в проблеме индивидуализации подтверждается в правительственных документах. На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В Федеральном законе слово "Индивидуальный" встречается 50 раз, в том числе в следующих контекстах:

  • индивидуальный предприниматель – 24,

  • индивидуальный учебный план – 9,

  • индивидуальные возможности – 2,

  • индивидуальные особенности – 4,

  • индивидуальный отбор - 4,

  • индивидуальный учет – 1,

  • индивидуальная работа – 1,

  • индивидуальный подход – 1,

  • индивидуальная потребность – 1,

  • индивидуальная программа реабилитации – 1,

  • индивидуальное использование – 1,

  • индивидуальное достижение – 1.

Слово "Индивидуализация" упоминается только 2 раза в следующих контекстах: а). Статья 2, стр. 23"... обеспечение разработки образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания.."; б). Статья 66, пункт 3"... формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной направленности содержания среднего общего образования...".


Это подразумевает принципиально новые требования общества к системе образования, которые должны быть ориентированы на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию учащихся, в том числе с учетом их личностных особенностей и ресурсного потенциал

Так, с этого года при поступлении в вуз стал подсчитываться средний балл; также победители международных олимпиад стали иметь право на поступление на программы бакалавриата и специалитета без вступительных испытаний в течение четырех лет.


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (третьего поколения) 2021 г.


ФГОС третьего поколения считается одним из наиболее конкретизированных и усовершенствованных, учитывающий опыт и ошибки прошлых регламентов и из реализации в системе общего и профессионального образования. Новые правила обучения затронут весь спектр услуг среднего образования: от начальной школы до основного неполного и полного обучения, учебный процесс лиц с ОВЗ.

Новшества в начальной школе

Перемены в данном сегменте предполагают повсеместное или значительное внедрение нового предмета в начальных классах – шахматы. Притом количество часов на данную дисциплину будет выделено как отдельно, так и позаимствовано у других дисциплин. В частности, средняя нагрузка учащихся начальных классов с акцентом на «шахматное воспитание» составит около 33-34 часов в год. Допускается сокращение количества занятий физкультурой (шахматы станут альтернативой третьего занятия физической культурой).

Также учащемся начальной школы приступят к изучению иностранного языка. С 1 по 4 класс он будет одним, а далее может добавиться второй иностранный язык по желанию учащегося и с учетом возможностей учебного заведения (подготовка и комплектация педагогического состава).

Также новый регламент акцентирует внимание на подключение новых методов и форм обучения с акцентом на развитие учащихся: они должны не просто читать и писать, получать новые знания, но и учиться применять их в различных ситуациях на протяжении всего учебного пути: от начальной школы до старших классов.

Новшества в 5-9 классах обучения


В системе общего образования основной школы новый ФГОС был акцентирован на точность в отношении предметных областей и глубины погружения в каждый предмет, индивидуальные особенности учащегося, развитие мыслительных процессов и практических навыков, личностное развитие школьников.

Структура занятий и учебные планы будут учитывать не просто научные и иные тенденции, но и патриотическое, экологическое, финансовое, лингвистическое и иное развитие учеников. Притом при погружении во все предметы акцент будет делаться на отечественных особенностях, захватывая частично или обзорно международные аспекты (в рамках конкретной темы, дисциплины).

Обучение в начальной и средней основной школе призвано развивать не только интеллектуальные моменты (давать новые знания, пищу для размышления), но и определенные способности учащихся: мышление, логика, исследовательская деятельность, индивидуальная и коллективная работа, самоорганизация и самообучение и пр. Данные параметры призваны развить самостоятельность, ориентацию в информационном поле и пр.

Предполагается изменение учебной нагрузки на учащихся: переход на пятидневную учебную неделю, общее количество академических часов будет сокращено за счет общих и незначительных предметов.

Ключевые параметры ФГОС третьего поколения

Появление второго иностранного языка не делает его обязательным. Данный параметр ФГОСа третьего поколения предполагает, что с 5 по 9 класс учащиеся приступят к освоению второго иностранного языка, но он не будет закреплен в качестве обязательного. Сдавать по нему ОГЭ или ЕГЭ наравне с математикой и русским не придется, но отражение в аттестате он все же найдет (может сказаться на среднем балле документа).

Английский язык входит в состав обязательных к изучению предметов. Поэтому будьте готовы к тотальному погружению в это поле. Притом предполагается, что выпускники школы должны будут владеть ими на среднем уровне: свободно выражаться устно, корректно писать, понимать иноязычные тексты, владеть минимальными культурно-этическими азами англоязычных народов и пр.

Также в составе программ общего образования появятся новые предметы:

  • Финансовая грамотность, которая захватит частично экономические азы и правовые аспекты. Дети научатся понимать основные экономические категории, планировать бюджет, поймут политику ценообразования, сравнивать условия и подбирать альтернативы, определять эффективность действий и пр. Более того. В рамках нового предмета им будет дана основная информация о делопроизводстве: как оформить доверенность, основные моменты сделок (дарение, купля-продажа и пр.), понятие налогов, формирование резюме и пр.;

  • Основы программирования. В настоящее все отрасли сакцентированы на онлайн-технологиях, поэтому было принято решение развивать базовые навыки, начиная со школьной скамьи. Помимо традиционной информатики и работы за ЭВМ детей начнут учить азам программирования, правилам информационной защиты и безопасности, способы реагирования на интернет-фишинг (мошенничество, провокации и пр.), создание простейших программ и алгоритмов на современных языках программирования и пр.;

  • «Новая история» с обновленным ракурсом. Теперь история будет изучаться как в общих чертах (по странам), так и с акцентом на положение России и ее историческое развитие, наследие, современные тенденции и пр.

  • В составе обучения ОБЖ дети будут проходить основы физической, строевой подготовки, а также изучать теоретические аспекты, описывающие место РФ в системе международной безопасности, национальной безопасности, защиты прав и свободы человека, служение Отечеству и пр. Притом модуль про воинскую службу будет исключен. Миссия последних 2 предметов – повысить уровень патриотизма;

  • Внедрение религиозно-духовного обучения в начальной школе и старших классах, призванного научить ценить и уважать религию, веру различных наций. Здесь направление носит больше светский характер, без каких-либо призывов и выделений достоинств и недостатков вероисповедания.


Ранее часть нововведенных по ФГОС третьего поколения предметов школьники изучали на факультативных занятиях по личной инициативе, добровольно. Теперь же основная часть указанных предметов войдет в курс ученика.

Особое внимание было уделено инклюзивному образованию на базе школ. Новые правила предписывают как индивидуальный подход к каждому «особому ребенку», так и по возможности коллективное обучение детей для их социализации и адаптации к окружающему миру, пониманию всей происходящей вокруг картины и пр.

Новые требования ФГОС третьего поколения по отношению к подготовке учебного процесса

Нововнедряемый стандарт предъявляет конкретные требования к подготовке преподавательского состава, материально-технической базе учебного заведения, документообороту и планированию (структура, содержание) занятий и пр.

Согласно новой редакции ФГОС организовывать учебный процесс, заниматься обучением детей имеет право только квалифицированный, дипломированный педагог с соответствующей квалификацией и категорий: в начально школе важно образование по данному направлению, в средней – предметное образование специалиста (преподаватель русского языка и литературы, преподаватель химии и биологии, информатики и физики и пр.).

Изменение учебной нагрузки учащихся, пересмотр структуры и содержания ряда предметов и переход на пятидневную учебную неделю вызовет немало бюрократических неурядиц: педагогам предстоит переработать учебные планы согласно новым параметрам, притом структура документов по всем дисциплинам станет единой (что упростит «разработку» и оформление плана обучения по темам, модулям и пр.). Притом в планировании учебного процесса важно учесть соотношение предметов: на долю обязательных дисциплин приходится не менее 70%.

Основные правила ФГОС третьего поколения

Каждое образовательное заведение для организации учебного процесса должен учесть ряд требований, предъявляемый к оснащению:

  • Наличие концертного или актового зала (проветриваемого, с запасным выходом и пр.);

  • Отдельное помещение для занятий музыкой и содержания музыкальных инструментов с хорошей шумоизоляцией;

  • Создание условий для работы с одаренными детьми: наличие специальных секций, оборудования и инструментария, педагогов с соответствующими компетенциями;

  • Создание условий для обучения детей с ОВЗ: специальный преподавательский состав (логопеды, психологи, дефектологи и пр.), учебная литература и инструментарий/оборудование, мультимедийное оборудование и пр.;

  • Введение дополнительных секций в рамках основных школьных предметов и вне них для общего развития: творческие и спортивные кружки, научные лаборатории и пр. Они содействуют развитию не только общих навыков и логике, мышлению, но и дополнительных способностей, индивидуальных качеств.


Достоинства и недостатки ФГОС третьего поколения

Каждый последующий федеральный образовательный стандарт учитывает опыт своего предшественника и стремится ликвидировать выявленные пробелы, внедрить инновации согласно потребностям системы образования и возможностям учебного заведения (с учетом финансирования и пр.).

Среди очевидных плюсов ФГОСа третьего поколения можно выделить следующие моменты:

  • Были уточнены все размытые и неточные моменты из предшествующих версий, конкретизированы обязательства и права учебного заведения, учащихся и пр.;

  • Учитывает особенности формирования учебных планов и устанавливает единую форму для всех. Преподавателю остается лишь продумать «текстуру», тематику, глубину погружения, методологию обучения и практические задания с учетом выделенного объема академических часов, особенностей программы («уклон класса», этап обучения и пр.);

  • Подробно расписан формат проведения занятий (по каждой теме, занятию) с детализацией объема теоретической части, практических заданий (задачи, кейсы, тесты и пр.), лабораторных и контрольных работ и пр. Фактически каждое занятие расписывается в учебном плане и плане-конспекте от и до, поминутно. Такой подход позволяет тщательно планировать учебное время, уделяя внимание как важным, так и дополнительным моментам, грамотно формировать программу самообучения (список рекомендованной к изучению литературы и пр.);

  • Уточнен список обязательных и дополнительных предметных и межпредметных, общих навыков, которые учащийся должен развить в процессе освоения каждой дисциплины. Особый акцент ФГОС третье6го поколения делает на становлении мышления (критического и общего), аналитического склада ума, творческого подхода к решению задач, адаптации классических правил к реалиям. Учащиеся не просто учатся читать и писать, но и вникать в материал, текст, осмысливать его, выдвигать гипотезы и обосновывать их, аргументировать свою позицию, грамотно преподносить собранный материал, работать с большим объемом информации с учетом соблюдения правил авторской этики, оперировать терминами и механизмами, а также решать различные задачи (то учебных до научных и пр.);

  • Четко обозначены контрольные и аттестационные точки в течение учебного года, а также на финальной стадии – переходные рубежи, итоговые работы и экзамены. Также определен конкретный норматив по владению учебной программой: сколько понятий должен знать учащийся, средний объем сочинения и пр.);

  • Новый ФГОС предполагает оптимизацию учебного процесса в пользу учащихся: снижение учебной нагрузки путем грамотного перераспределения времени на изучение предметов, акцент делается не только на обязательных дисциплинах, но и на дополнительном развитии индивидов;

  • В процессе обучения акцент делается в тотальном изучении отечественных тенденций, особенностей развития, становления государства, науки и пр.;

  • Ход обучения учитывает не просто стандартные правила и требования. Он также захватывает индивидуальные особенности учащихся: и способности и склонности, специфику психологического и физического, интеллектуального развития. Такой ход позволяет регулировать объем и количество заданий в отношении каждого учащегося в рамках общей интеграции (класса, учебной программы), разработать дополнительную программу обучения и пр.;

  • Учебный план включает в себя вариативную часть. Притом каждый родитель вправе выбрать наиболее подходящий предмет для своего ребенка (изучать родной язык или определённый, го с учётом возможностей школы и пр.). Вариативная часть позволяет заинтересовать родителей и учеников, расширить кругозор и пр.;

  • Образование ориентировано не на «чистую» теорию, а на конкретный результат в виде навыков, умений, владения информацией и ее умелым использованием. Притом развитие учащихся носит комплексный характер: интеллектуальный, патриотический, духовный, эстетический, физический, трудовой и пр.