Файл: Научная работа история создания регулярной армии и военноморского флота в эпоху Петра i (История).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующим этапом резкой активизации строительства кораблей стал период с 1711 по 1713 года. Именно тогда были построены мощные 52- и 60-пушечные корабли. 27 июля 1714 года была одержана крупная морская победа русским флотом над шведами у полуострова Гангут (Ханко). Это позволило взять контроль над Аландскими шхерами и побережьем. Окончательное утверждение на Балтийском море можно приурочить к победе у Гренгама 27 июля 1720 года. К концу войны Россия имела в Балтийском флоте 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда.




Рисунок 7. Линейный корабль Балтийского флота «Полтава»
С 1705 года начались рекрутские наборы во флот. До 1715 года было произведено 5 наборов по 1-1,5 тысячи человек каждый. Но полностью комплектование флота стало возможным только с 1718 года. Первое мореходное училище появилось еще в 1698 году в Азове, а в 1701 году открылась школа «математических и навигацких» наук в Москве, в которой занимались подготовкой кадров для армии и флота. В 1715 году появилась петербургская Морская академия офицерских кадров.

В Санкт-Петербурге построили 90-пушечный корабль «Лесное» и 15 июля 1718 года его пустили на воду. В 1719 году царь возглавлял Балтийский флот. В это время он ходил до Аланда, где простоял около 2 месяцев. В этот и предшествующий года Петр I тщательно работал над морским уставом, иногда засиживаясь по 14 часов в сутки.

Много побед над шведами одержал молодой Балтийский флот. И в 1721 году Швеция была вынуждена подписать Ништадтский мирный договор. По этому договору Россия заполучила Ингерманландию, на территории которой и возник Санкт-Петербург, Эстляндию с городом Ревель, Лифляндию с Ригой и часть Карелии – с Выборгом и Кексгольмом.

Петр Iв честь мира организовал пышные празднества, прошедшие в начале осенью в Петербурге, а потом зимой 1722 года в Москве. По московским улицам прошла необычная процессия, состоявшая из большого количества макетов кораблей, поставленных на полозья, и направилась в сторону Кремля. На флагманском макете восседал сам Петр, возглавляя шествие. На пьедестале находился «Дедушка русского флота» - тот самый первый ботик царя. Все «корабли» отдавали «Дедушке» честь.

К концу царствования Петра I российский военный флот стал самым мощным в Европе. Он насчитывал 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галер и 26 кораблей других типов. Экипаж этих суден насчитывал более 30 тысяч человек. Основными портами и базами пребывания флота являлись Санкт-Петербург, Кронштадт, Ревель и Архангельск.


Создать такой мощный флот было невозможно без многих специалистов. Но энтузиазм, рвение и любовь к морскому делу молодого царя стали тем, без чего его просто не могло бы быть. Петр Iне принуждением, а своим примером воплотил мечту в действительность.Достойным памятником царю стал созданный им флот. На рисунке 8 представлен флот Петра I.

Рисунок. 8. Флот Петра I

Заключение

Военные реформы Петра I затронули все возможные аспекты формирования и деятельности армии и флота того времени. Этот нелегкий процесс пришелся на тяжелое для России время. Страна была вовлечена в Северную войну. Российские войска одновременно и укомплектовывались, и обучались, и участвовали в сражениях. Одними из важнейших созданий петровской эпохи стали Воинский (1716 год) и Морской (1720 год) уставы. Оба документа полностью отразили взгляды Петра на роль вооруженных сил страны.

То, что задумал осуществить Петр I, ему полностью удалось. Россия стала великой военной и морской державой. С ней стали считаться европейские государства. Теперь никто в мире не сомневался в силе российского оружия. По итогу самая сильная армия Европы была побеждена. Но, рассматривая проведенные реформы со всех сторон, стоит отметить, что они принесли не только положительный, но и отрицательный результаты.

К плюсам военных реформ можно отнести:

  • победа в Северной войне принесла выход к Балтийскому морю, и страна приобрела статус империи;

  • создание полноценной и постоянной армии, которая могла не только сражаться, но и побеждать;

  • создание собственного военного производства. Россия могла сама себя обеспечить и обмундированием, и снаряжением, и орудием;

  • сильный и мощный флот, которого по сути никогда не было в Российском государстве;

  • развитие образования, появление военного образования, открытие новых школ и специальных учреждений для освоения различных ремесел.

К минусам военных реформ стоит отнести:

  • воинская служба стала обязательной для дворянства. Изначально она была постоянная, а затем стала 25-летней;

  • полное закрепощение крестьян на производстве;

  • большие материальные затраты, что пагубно повлияло на жизнь простых людей. Население было обложено многочисленными налогами, которые шли на содержание и модернизацию флота и армии.


Военные реформы Петра I позволили России оставаться могущественной и сильной державой Европы еще долгое время. Благодаря этим коренным изменениям, Россия получила статус империи, что очень сильно изменило ход ее истории.

Петр I сделал очень многое для государства Российского. Плоды его трудов позволили стране продолжительное время быть великой державой. К концу его царствования почти все необходимое для армии и флота изготавливалось на отечественных заводах. Качество производимого оружия ничем не уступало европейскому, а даже превосходило его.

В процессе изучения военных реформ Петра было рассмотрено много разных вариантов их описания историками и экспертами. Некоторые из них противоречат друг другу. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ПетрI был выдающейся личностью, но необходимо судить о его реформах и преобразованиях с разных сторон, не всегда только с положительных.

Безусловно, все историки и эксперты сходятся в одном: военные реформы, создание мощного флота повлияли на жизнь государства очень сильно. С Россией стали считаться, видеть в ней как хорошего союзника, так и сильного врага.

Список использованной литературы

1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М.: «Наука», 1989. – 192с.

2. Милюков П.Н. Военные реформы Петра, их историческое значение. Указ.соч. – С. 128, 132.

3. Панов В.А. Петр I как полководец. – Л.: «Воениздат», 1940. – 127с.

4. ПетрухинцевН.Н. Ст. Два флота Петра I: технологические возможности России. Вопросы истории № 4, 2003. – с. 117.

5. Тарле Е.В. Избранное сочинение том 3 Русский флот и внешняя политика Петра I. – СПб: Браск, 1994. – 192с.

6. Терешина М. (ред.) История российского флота. –М.: «Эксмо», 2020. – 704с.

7. Щеглова Е.Н. Ст. Положение армии и флота при Петре. – Ч.: Военный комиссариат Чувашской республики, статья, ссылка на источник: https://cyberleninka.ru/article/n/polozhenie-armii-i-flota-pri-petre-i/viewer.

8. Интернет сайт OnHistory.ru, ссылка на источник: https://onhistory.ru/novoe-vremya/18-vek/235-regulyarnaya-armiya-v-rossii-istoriya-sozdaniya-petrom-i.html

9. Интернет сайт История России, ссылка на источник: https://istoriarusi.ru/car/flot-petra-1.html

10. Интернет сайт Flot.com, ссылка на источник: https://flot.com/history/io1.htm